Типы религиозных объединений

(греч. typos — отпечаток, форма, образец) — разновидности религиозных общностей со специфическими способами организации и управления.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ различны в разных религиях; религиоведы выделяют следующие ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: церковь, конфессию, деноминацию, секту, культ и др.

Церковь (греч. kyrios — господин, Господь; oikia — дом, семья, род; букв. — Божий Дом, Дом Господень; в Новом Завете этому термину соответствует греч. ekklesia — собрание, сход; отсюда Экклезиаст — «проповедующий в собрании») — первоначально в христианстве: евхаристическое собрание христиан, «собранных во имя Его»; поместная община верующих во Христа.

По мере превращения христианства в религию со своими институтами это слово стало обозначать также религиозные структуры исторических христианских конфессий, а затем — и церковное (храмовое) строение.

Сегодня церквами называют обычно отдельные конфессии и их административные структуры — широкие объединения, принадлежность к которым определяется свободным выбором индивида или традицией.

В исторических церквах фактически отсутствует постоянное и контролируемое членство; существует четкое отделение духовенства, организованного по иерархическому принципу, от основной массы верующих; подчеркивается традиционность руководства.

Конфессия (лат., букв. — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру.

Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания.

В настоящее время конфессией обычно называют определенное направление (группу направлений) в рамках той или иной религии (например, христианства).

Деноминация (лат. denominatio — наименование, изменение имени, «выход из имени») — термин, употребляемый в религиоведении для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления, а иногда просто как синоним терминов «вероисповедание» и «конфессия».

Термин «Деноминация» восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения.

В христианском контексте слово «деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».

Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты, но трудно считать такое словоупотребление удачным.

Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям.

Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру.

Секты обычно отличаются харизматическим или авторитарным типом лидерства, строгой дисциплиной и принятыми в организации нравственными и поведенческими нормами.

Часто секты создают собственную субкультуру отличающую ее носителей от остальных людей.

Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.

В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим ТИПАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ на том лишь основании, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т.п.).

Христианство у своих истоков, по своей вселенской сущности, не было сектой, хотя и воспринималось современниками как секта иудаизма.

Первыми сектантскими группами внутри христианства были ревнители закона Моисеева, утверждавшие, что спасение по вере во Христа без обрезания и соблюдения этого закона невозможно (с ними Павел дискутирует в Послании к Галатам), а также гностики-дуалисты (следы полемики с ними можно увидеть в Послании к Колоссянам).

Позднее, после разделения церкви на православную и католическую, каждая из ветвей порождала свои секты: катары, петробрузиане — у католиков; стригольники, хлысты, старообрядческие «толки» у православных.

С появлением протестантизма (возникшего как движение за возвращение католической церкви к Библии) появились секты протестантского происхождения.

В то же время лютеране, реформаты, баптисты, методисты и другие протестантские конфессии в дореволюционном православном понимании рассматривались не как секты, а как «инославные вероисповедания» наряду с католиками.

Эти конфессии также порождали новые вероисповедные группы и секты (пиетисты, штундисты, «малеванцы» и т.д.).

И в настоящее время существуют многочисленные культы католического («старокатолики», лефевристы), православного («Богородичный центр», «Истинно-православная церковь» и др.) и протестантского происхождения (мормоны, «Свидетели Иеговы», «Новоапостольская церковь», «чистые баптисты», пятидесятники-«единственники», «мурашковцы» и т.д.).

Заключение

Религия — реальность че­ловеческой

жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу­дарств неодинакова.

Достаточно сравнить двух человек: одно­го — живущего по законам какой-либо

строгой и изолирован­ной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и

абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными

обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим,

ислама), другие предла­гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и

во­обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих рели­гия может

находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же

стране может менять­ся. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не

одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих

правилах поведения и кодексах морали. Ре­лигии могут объединять людей либо

разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к

бездей­ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и

развитию искусства и в то же время ограничи­вать какие-либо сферы культуры,

накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д.

Так как рели­гия более консервативна, чем любой другой общественный институт,

она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и

покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы

помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение

консерватизма, у его истоков стояли деятели церк­ви. Религиозные партии

находятся, как правило, в правой ох­ранительной части политического спектра.

Их роль в каче­стве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным

преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность

очень нужны сейчас и нашему Отечеству...

Наши рекомендации