Часть 3. содержательные профили и жанры

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ……………………………..445

Философия культуры

Неизбежна ли культура? (Размышления о границах социальной

полезности культуры) (Философская антиутопия) …………...….……445

Постмодерн как поиск новой культуры (Статья) ……………………..459

Теория культуры

Культура: социальный опыт, его накопление и

трансляция (Статья) …………………………………………………….473

Культурная форма как продукт адаптации (Параграф диссертации)..…495

История культуры

У хорошего прошлого не бывает счастливого будущего (Выступление

на конференции)…………………………………………………………….524

Рождение храма: Опыт самоопределения человека

во времени (Эссе) …………………………………………………………..530

Женщина как культурный текст (Статья) ………………………………564

Русская культура XVIII века (Лекция) ……………………………………576

Социология культуры

Социальная стратификация культуры (Учебный текст) ….…………….603

Социальные основания массовой культуры (Статья) …………...……..626

Культура насилия (Статья) …………………………………..…………..643

Культурная прогностика

Социокультурный прогноз на XXI век (Статья) ………………………659

Культурные последствия информационной революции (Статья) …….671

Заключение …………………………………………………………………692

Рекомендуемая литература…………………………………..…………...694

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, от­носится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучающих культурологию как специальность или как общеобразовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на специалис­тов, повышающих профессиональную квалификацию (магистрантов, ас­пирантов, соискателей), пишущих диссертационные работы по культурологии, а также на преподавателей культурологии, не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное посо­бие лишено традиционных ат­рибутов учебника – конт­роль­ных вопросов и ин­струментария самопроверки, не разбито на короткие тематические разделы и т.п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследова­тель­ской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика.

Разумеется, пособие не претендует на роль компендиума всего спе­ци­ального культурологического образования. Целью и суммой задач книги яв­ляется совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-кате­гори­аль­но­го мышления, а также в основы культурологического понимания и переживания действительности.

Еще одной важной характеристикой книги является то, что ее автор – ис­торик по базовому образованию. Поэтому пособие представляет собой спе­цифическую попытку увидеть теорию и социологию культуры «глазами историка», осмыслить ее в динамике исторического развития человечества. С этим связано и то, что в тексте уделено меньше внимания проб­лемам фило­со­фии, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры.

Пособие не преследует цель систематически обучить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя им­плицитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно культурологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, социологических, лингвистических. Ина­­­че говоря, пособие вводит читателя в овладение характерным набором кри­териев научного исследования, на основании которых его грядущая работа может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культурологичес­кой.

С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких автономных частей, не требующих сквозного про­чтения (от первой до последней страницы разом).

Первая часть включает пять глав, написанных как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как целостный текст.

Вторая часть представляет собой Тезаурус – словарь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу – в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культурологии, как это принято в словарях. Обращаю вни­ма­ние на то, что понятия в Тезаурусе выстроены не по алфавиту, а по проб­лем­ным полям. Те понятия, которые следуют за выделенным, являются состав­ными частями выделенного. Поэтому читателя не должно смущать неиз­беж­ное дублирование в формулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус – это понятийно-категориальный словарь, и к не­му обращаются со специфическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия.

Третья часть решает совсем другие задачи: раскрыть перед молодым специалистом широкую палитру содержательных и жанровых возможностей культурологии,бес­­конечное многообразие объектов – исторических, социологических, политичес­ких и др., – которые могут стать предметом культурологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах те­о­ретической или социологической статьи, аудиторной лекции, историко-фак­тологического исследования, теоретико-концептуаль­но­го модели­ро­вания, футурологического прогноза и т.п.

Первое издание настоящей книги вышло в 2000 году в издательстве «Ака­деми­ческий проект» и допечатывалось в 2002 и 2003 годах. За прошедшие годы автору приходилось слышать от коллег, что это учебное пособие является одним из наиболее понятных для студентов. Вместе с тем высказывались замечания и пожелания по доработке. С учетом этих замечаний и пожела­ний было подготовлено второе издание, исправленное и дополненное. В нем 1 глава под­верглась новому редактированию и дополнению, 2-я – существенному рас­ширению, а 3-я – почти полной перекомпоновке на базе новых материалов. Автор выражает огромную благодарность всем, кто помог в этой работе своими советами, замечаниями и пожеланиями.

Наши рекомендации