Органы городского управления 4 страница
2. Сословный характер наказания. Он выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (так, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин – кнутом).
3. Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с целью наказания – устрашением. В приговоре мог быть указан не сам вид наказания и использовались такие формулировки: «как государь укажет», «по вине» или наказать жестоко». За одно и тоже преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний - битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества. Неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника.
Система наказаний по Соборному уложению
выглядела следующим образом:
1. Смертная казнь – предусматривалась почти в шестидесяти случаях (даже за курение табака), она делилась на простую (отсечение головы, повешение) и квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живым в землю). Способ ее исполнения чаще всего закон не определял, передавая решение этого вопроса на судейское рассмотрение. Смертная казнь применялась публично, а тела казненных подолгу не убирались с целью устрашения. Закон освобождал от смертной казни беременную женщину до той поры, пока она не родит.
2. Телесные наказания – делились на болезненные и членовредительные. К болезненным относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте.
Членовредительные наказания включали отсечение руки, ноги, урезание носа, губы, вырывание глаза, ноздрей, клеймение. Они могли применяться как дополнительные или как основные.
3. Тюремное заключение – как специальный вид наказания могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания, а иногда как основной назначалась ссылка (на окраину страны, в отдаленные монастыри, крепости и т.д.) и каторжные работы.
4. Лишение чести и прав – применялся к представителям привилегированных сословий и варьировался от полной выдачи головой(т.е. превращение в холопы) до объявления «опалы» (изоляции, остракизма, государевой немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд.
5. Имущественные санкции – Уложение в 74 случаях устанавливало градацию штрафов «за бесчестье» в зависимости от социального положения потерпевшего. Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника.
6. В систему санкций входили церковные наказания – покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и другие.
Процессуальное право
В соборном уложении содержалось предписание о том, что правосудие должно осуществляться справедливо. Однако в условиях феодального государства такое предписание в большей мере являлось декларацией.
В законодательстве все еще отсутствовало четкое разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако различаются две формы процесса – состязательный («суд») и следственный (розыск), причем последний приобретает все большее значение.
По делам о религиозных преступлениях, а также по многим имущественным преступлениям и преступлениям против личности процесс был розыскным. По этим делам велось предварительное следствие которое, однако, не получило в то время четкого выражения в правовых нормах. Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, по доносам (особенно по политическим делам), жалобам потерпевших (разбой, кражи и др.).
По наиболее важным государственным преступлениям расследование начиналось непосредственно по указанию царя.
Предварительно следствие сводилось, главным образом, к производству некоторых неотложных действий (задержание подозреваемого, арест, очные ставки в случае оговоров и др.).
При розыске широко применялся повальный обыск, а также пытка. Повальный обыск состоял в опросе окольных людей (не свидетелей) о личности подозреваемого или обвиняемого; они давали оценку личности (хороший или плохой человек, преступник или нет). Особое значение это имело при признании подозреваемого известным лихим человеком, т.е. наиболее опасным преступником, систематически совершавшим преступления. Устанавливалось правило, при котором данные повального обыска имели конкретные юридические последствия. Если большинство опрошенных признавало лицо известным лихим человеком, то дополнительных доказательств не требовалось. К нему применялось пожизненное тюремное заключение. Если при тех же условиях так высказывалось квалифицированное большинство (две трети), то применялась смертная казнь.
В 1556 г. Боярская дума приняла приговор о губных делах. В нем определялся перечень лиц, подлежащих опросу: светские и духовные феодалы, зажиточная часть посадского населения и чернотяглого крестьянства. Число участников повального обыска было увеличено до 100 человек (раньше в законодательных актах предусматривалось вначале 5-6 человек, позднее 10-20 человек). Важным процессуальным действием с целью получения признания обвиняемого, либо других доказательств (оговор других лиц и т.д.) являлась пытка. Она применялась не только по уголовным делам, но также по некоторым гражданским (например, споры по земельным вопросам). Производство опроса окольных людей подробно регламентировалась в законодательстве. Ответчик (или обвиняемый) и его представители не могли присутствовать при опросе, чтобы не влиять на опрашиваемых. При опросе окольных людей вне Москвы ответчику (или обвиняемому) и его представителям запрещалось покидать столицу под страхом проигрыша дела.
В законодательстве регламентировались основания и порядок применения пытки. По делам о религиозных и государственных преступлениях пытка применялась ко всем подозреваемым (при наличии доносов или оговоров) независимо от классовой принадлежности. Что касается других дел, то здесь представители господствующего класса имели привилегии. Пытка в этих случаях применялась редко и только после неблагоприятных для них результатов повального обыска.
Большинство гражданских дел и некоторые уголовные, главным образом, частного обвинения, рассматривались в состязательном процессе. Он начинался и прекращался по воле сторон, которые представляли доказательства в обоснование своих требований.
Дело возбуждалось после подачи в суд заявления, в котором излагалась суть дела и обязательно указывалась цена иска. Если ответчик не возражал против иска, что дело решалось в самом начале судебного рассмотрения. В ходе рассмотрения дела разрешалось изменять цену иска и представлять дополнительные доказательства. Перед началом судебного разбирательства стороны имели право заявлять отвод судье по мотивам дружбы или вражды с одной из них.
Ответчику посылалась зазывная грамота о явке в суд. После неявки в третий раз он проигрывал дело. Стороны должны были участвовать в судебном разбирательстве до конца процесса. Они могли примириться до начала судебного разбирательства, но от выплаты пошлин не освобождались. Вопросу о пошлинах как важном источнике доходов государства законодатель придавал большое значение. В законодательстве подробно регламентировались размеры и порядок взимания судебных пошлин.
Развивается система формальных доказательств, характерная для формального права. Определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные. Суд при оценке доказательств был связан требованиями закона. Царицей доказательств считалось признание обвиняемого или ответчика.
В состязательном процессе большое значение имели такие доказательства, как ссылка из виноватых и общая ссылка. При ссылке из виноватых стороны по договоренности ссылались на группу свидетелей. Если хотя бы один из свидетелей давал показания, противоречащие утверждениям стороны, либо указывал на свою неосведомленность в данном вопросе, то сторона автоматически проигрывала дело. При общей ссылке обе стороны ссылались на одного свидетеля, условливаясь, что его показания будут решающими для дела.
В качестве доказательства сохранялась присяга. В Соборном уложении она именовалась крестным целованием, порядок которого подробно регламентировался правовыми нормами.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Столетие с середины ХУ1 до середины ХУП в.в. знаменуется существенным расширением территории Российского государства. Мероприятия правительства по централизации управления приводят к его укреплению.
Этот период характеризуется заметными сдвигами в общественном устройстве. Развертывающаяся борьба между феодальной аристократией и основной массой класса феодалов приводит к укреплению позиций дворянства. Происходит окончательное закрепощение крестьян, а также все большее сближение статуса крестьян и холопов.
Вступлению феодализма в стадию зрелости соответствует и изменение формы государства, которое становится сословно-представительной монархией. Власть монарха укрепляется, что находит свое внешнее выражение в новом титуле. Вместе с тем, царь не может обойтись без специальных органов, которые выражают волю сословий. Важнейшим из них является Земский собор. Роль Боярской думы постепенно падает. Новой форме государства соответствуют и новые местные органы. На смену системе кормления приходит система губного и земского управления, что заметно ущемляет политические и экономические интересы боярства и привлекает к управлению широкие массы дворянства и верхушку посада.
Большие сдвиги происходят в системе права. Создаются крупные законодательные сборники, активно развивается текущее законодательство. Институт собственности характеризуется сближением правового режима вотчин и поместий. Поместье как форма землевладения приобретает черты земельной собственности, поскольку право распоряжения им расширяется. Существенно изменяется система преступлений и наказаний, что отражает резкое обострение классовых противоречий. По той же причине на первое место выступают инквизиционные формы процесса.
Российское государство готовится вступить в высшую и последнюю стадию феодализма – абсолютизм.
Тема № 8/1,2: «ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АБСОЛЮТНОЙ
МОНАРХИИ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХУП - ХУШ ВЕКА)»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Общественный строй
2. Государственный строй
3. Источники права Российской империи
4. Право Российской империи
Заключение
Л и т е р а т у р а
1. История отечественного государства и права. Под ред. О.И.Чистякова. Ч. 1.,М., 1996. С.206-243.
2. История государства и права СССР. Ч.1. М., 1985. С.155-187.
3. История государства и права России. М., 1994. С. 83-159.
4. И.А.Исаев. История государства и права России. М., 1994. С.83-159.
5. С.Ф.Платонов. Учебник Русской истории. СПб. 1993.
6. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1986. Т.4.
В В Е Д Е Н И Е
К концу ХУП в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Для абсолютной монархии характерны максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Для абсолютной монархии характерно наличие профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи как западному, так и российскому абсолютизму.
Однако в России были свои особенности:
- во-первых, если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно, крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
- во-вторых, если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными и имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое и служилое дворянство.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Государство справедливо называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.
Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак: обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.
1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
Особенностью общественного строя этого периода было стремление государства к четкой регламентации правового положения каждого из четырех сословий, на которые делилось все население страны:
Дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян и городских жителей.
Дворянство. В рассматриваемый период происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. Среднее и мелкое дворянство, бывшее опорой абсолютной монархии, добивалось уравнения статуса вотчины и поместья.
Окончательное слияние вотчины и поместья произошло по Указу о единонаследии от 23 марта 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:
1) юридическое слияние этих форм земельной собственности, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолидация сословия.
2) Установление института майората (наследование недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила однако к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян и было упразднено уже в 1731 г.
3) Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе – ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. На той основе стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
По указу о подушной переписи от 26 января 1718 г. было законодательно закреплено привилегированное положение дворянства как неподатного сословия в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.
Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских, гражданских и придворных. Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на Х1У классов. Службу нужно было начинать с низших чинов. Лица, дослужившиеся до чинов УШ класса, становились потомственными дворянами. Чины с Х1У по 1Х класс давали только личное дворянство. Открывалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами.
Служба для дворян при Петре 1 являлась обязательной и пожизненной, т.е. не ограниченной определенным сроком. В 1730 г. был установлен 25-летний срок их службы, которая начиналась с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.
Важным актом, имевшим целью консолидацию дворянского сословия и закрепление его привилегий, явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла из представителей черного духовенства.
Процесс огосударствления церкви предполагал секуляризацию земель, т.е. их изъятие в собственность государства, и бюрократизацию духовенства. Уложение 1649 г. закрывало церковным феодалам все пути к приобретению вотчин и лишало их права иметь слободы и промыслово-торговые заведения на посадах. Во второй половине ХУП в. на церковь распространяется некоторые государственные налоги, такие, как выплата денег на жалованье ратным людям, «ямские» и «полоняничные» деньги. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю.
С целью упорядочения духовенства и подчинения его светским властям с 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада. С 1737 г. стала проводиться мобилизация в армию безместного духовенства.
Крестьяне. Феодально зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных).
Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духовным феодалам (так, в 1718 г. церковь владела 25% всех крестьянских дворов в России). Она увеличивалась за счет пожалований из государственных земель.
Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный оброк. Развитие промышленности, торговли, денежного обращения вело к постепенному вытеснению натурального оброка денежным.
Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов.
Введенная в ноябре 1718 г. подушная подать с помещичьих и монастырских крестьян (ее размер составлял 74 коп. с ревизской души, т.е. с мужского населения) значительно ухудшила и без того их тяжелое состояние.
Феодально зависимыми являлись и государственные крестьяне. Их экономическая зависимость от государства была не менее тяжелой, чем частновладельческих крестьян от своих помещиков. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины П).
В это время появилась особая группа крестьян, называемая «посессионным». В 1721 г. было разрешено покупать купцам населенные имения и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялась Берг – и Мануфактур-коллегиями. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур.
В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория крестьян – экономических, которые платили государству денежный оброк инаходились под управлением коллегии экономии. После ее упразднения в 1786 году они вошли в число государственных крестьян.
Дворцовые (с 1797 – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены и управление ими осуществлялось департаментом уделов, все же их положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.
Городское население возрастало. Города в этот период развивались как центры торговли и крупного производства, создавались металлургические (особенно на Урале), текстильные и кожевенные предприятия, пороховые заводы, верфи и т.д.
Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности; из посада вербовали людей на строительство крепостей, кораблей, городов. С него собиралось значительное количество денежных сборов:»стрелецкие деньги», «десятая деньга», сборы с бань, мельниц, постоялых дворов и т.д. Введение подушной подати заменило почти все налоги с посада. Для посадского населения подушная подать устанавливалась в размере 1 руб. 10 коп. с ревизской души, что привело к существенному усилению посадского тягла.
На посаде происходила ожесточенная борьба низов с его верхушкой, захватившей городское управление в свои руки.
Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме магистратов существовал посадский сход – собрание населения всего посада, избиравший посадского старосту, членов магистрата, должностных лиц по различным казенным сборам. Для каждого посада устанавливалась определенная сумма казенных платежей, которые раскладывались внутри посада.
Шел процесс оформления городского сословия. Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. городское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане в свою очередь делились на две гильдии.
В 1785 году была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Население города (мещане) разделялось на шесть частей (разрядов). К первой части относились «настоящие городовые обыватели», которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность; ко второй – купцы первой (с капиталом от 10 до 50тыс. руб.), второй (от 5 до 10 тыс. руб.) и третьей (от 1 до 5 тыс.руб.). гильдии:, к третьей – ремесленники, записанные в цехи; к четвертой – иностранцы и иногородние; к пятой – именитые граждане: капиталисты (имевшие не менее 50 тыс.руб.), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы, а также ученые, художники, музыканты; к шестой – все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей.
Мещане, составлявшие большинство городского населения, являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинности, а купцы первой и второй гильдии – и от телесных наказаний. Вместо подушной подати они платили ежегодный сбор в размере одного процента с объявленного капитала, а вместо рекрутской повинности – 500 руб.
Горожане не имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Во главе государства стоял абсолютный монарх. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Сенод просят принять Петра 1 титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского» и Россия становится империей.
В ст.20 Артикула воинского 1715 г. положение государя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». Аналогичные определения содержались в Морском Уставе (1720г.) и Духовном регламенте (1720 г.). Таким образом правовой статус абсолютного монарха был определен еще до провозглашения империи.
Были внесены изменения в порядок престолонаследия. В силу политических мотивов законный престолонаследник (царевич Алексей) был лишен права наследования. В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследника престола. Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля императора.
Идеологическое обоснование этой трансформации было сделано в изданной в форме официального акта «Правде воли монаршей» (написанной по поручению Петра 1 Феофаном Прокоповичем). Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Законодательные акты издавались либо самим монархом, либо от его имени Сенатом.
Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получали приоритет перед делами частными.
Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о рангах), стоял во главе наградной системы империи.
Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Его решения отменяли любые другие. Монарху принадлежало и право утверждения смертных приговоров (дела, проходившие по Преображенскому приказу и Тайной канцелярии). Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой – достаточно было его воли.
Он был верховным главнокомандующим, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.
Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра 1 было упразднено российское патриаршество. Вместо патриарха церковную организацию возглавил «местоблюститель». Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ – бюрократические учреждения. В 1721 г. был образован Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник – обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов. Управление церковными землями стал осуществлять Монастырский приказ, вошедший в Синод в качестве составной структуры.
Монарх превратился в юридическую главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям.
Таким образом, власть императора была всеобъемлющей и неограниченной.
Сенат был учрежден в 1711 г. Члены его назначались царем из числа непосредственного окружения, независимо от знатности. Сенат разрабатывал законопроекты, которые утверждались царем. Он был высшим органом управления и высшей апелляционной инстанцией, а по наиболее важным делам – выступал в качестве суда 1-ой инстанции. Осуществлял контрольные функции (сенатские ревизии).
После смерти Петра 1 роль Сената неоднократно менялась. В 1726 г. при особе царя был создан Верховный тайный Совет. Затем при Анне Иоановне был учрежден кабинет министров, получивший право законодательства. При Елизавете кабинет упраздняется и снова появляется Сенат с правом законодателя.
Коллегии были созданы в 1717-1718 гг. как центральные отраслевые органы управления. При Петре 1 действовали следующие коллегии:
1. Военная Главные коллегии, их президенты
2. Адмиралтейская входили в состав Сената.
3. Иностранных дел
4. Берг-коллегия
5. Мануфактур-коллегия Руководители промышленностью
и торговлей.
6. Коммерц-коллегия
7. Камор-коллегия Ведали сбором финансов, их расходом и
контролем над ними.
8. Штатс-контор-коллегия
9. Ревизион-коллегия
10.Духовная (впоследствии Синод)
11.Вотчинная
12.Юстиц-коллегия
Коллегии состояли из Президента, Вице-президента, четырех советников и четырех асессоров.
Мнения членов от низших до высших записывались в протокол и всеми подписывались, чтобы как отмечал Петр 1 в одном указе: «дурость каждого всем явлена была». Коллегии были не только административными, но и судебными органами.
Был учрежден контроль за Сенатом и коллегиями. Вначале его осуществлял дежурный штаб-офицер гвардии, который следил за исполнением царских инструкций и мог любого сенатора арестовать. Затем учреждается постоянная должность генерал-прокурора Сената. В коллегиях были обер-прокуроры, в органах местного управления – губернские прокуроры.
Существовал и негласный контроль, который осуществляли фискалы. Принципами их деятельности были тайна и безнаказанность. Фискалы могли обращаться и к самому государю, если прокурор не хотел возбуждать дело по их данным.
Местное управление подвергалось в 1 четверти 18 в. неоднократным перестройкам. В 1702 г. вся власть на местах передавалась воеводам. С 1708 г. государство делится на 8 губерний. В 1719 г. проходит вторая губернская реформа. Губернатор назначался царем и подчинялся Сенату. В 1727 г. все руководство на местах сосредоточилось в руках губернатора, воеводы и их канцелярий.
Крестьянская война 1773-1775 гг., показавшая неспособность местного аппарата справиться с мощным народным движением, громоздкость старых губерний, недостаточное количество местных учреждений и чиновников вызвала губернскую реформу 1775 г.
Накануне реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. губернии разукрупнялись и к концу царствования Екатерины П в стране насчитывалось уже 50 губерний. Смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения. Губерния составляла территорию с населением в 300-400 тыс. душ и делилась на уезды по 20-30 тыс.душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.
Военные реформы Петра 1 главным образом касались вопросов комплектования и организации армии. Начало было положено созданием в 1687 г. «потешных полков»: Преображенского и Семеновского, составивших ядро будущей армии. Восстание стрельцов ускорило реорганизацию армии. Часть стрелецких полков была расформирована. Вскоре было создано 27 новых пехотных полков. В 1708 г. армия уже имела 52 пехотных и 33 кавалерийских полка. Значительное внимание уделялось созданию военно-морского флота. К 1710 г. Балтийский флот уже насчитывал 56 крупных кораблей и большое число мелких судов.