Механизм принятия публичных решений
Механизм принятия государственных решений:
o Процесс совместного колебательного движения центров принятия решений по взаимосвязанным направлениям деятельности.
Включает три блока:
· Институциональный (институты , в рамках которых принимается решение, и процедуры, в соответствии с которыми оно принимается);
· Целеполагательный;
· Ценностный.
Центр принятия решений – местоположение конкретного государственного института власти и управления, позволяющее ему де-факто (как в соответствии с формальными полномочиями, так и без них) определять повестку дня, предлагать доминирующую оценку проблемной ситуации, говорить от лица государства и брать на себя соответствующие обязательства.
Центр влияния на принятие решений – институты и структуры государства, которые даже, несмотря на наличие формальных полномочий, обладают возможностями лишь косвенного воздействии на процесс целеполагания, не способного предопределить базовые параметры решения.
С одной стороны, центры принятия решений решают взаимосвязанные, но одновременно самостоятельные проблемы.
С другой, каждый из этих центров осуществляет активность на собственных основных направлениях деятельности, обеспечивает интенсивность их регулирования, меняет форматы действия.
Механизм принятия государственных решений имеет диссипативную и неравновесную природу:
· Основной тип движения – смещение;
· Стиль движения – диссипативный;
· Типичное состояние – дисбаланс.
Характеристика механизма принятия решений:
· Асинхронность – предполагающая возможность различных органов и структур власти и управления функционировать в относительно автономных режимах;
· Многоуровневость и многоярусность;
· Мультисегметированность.
Способы принятия решений в законодательных и исполнительных органах власти
Различие в способах принятия решений законодательной и исполнительной власти:
· Принцип диктатора – в исполнительных;
· Принцип большинства – чаще в законодательных.
В законодательных органахмнение лидера(председателя думской фракции депутатов, совета думы)не является решающим и может быть преодолено большинством голосов.
К базовым формам законодательных структур относят:
· конституцию
· законы
· кодексы
· основы законодательства.
Исполнительные органы имеют право выдвигать управленческие инициативы в пределах своей компетенции.
К базовым формам исполнительных структур относятся указы президента РФ:
· постановления правительства
· распоряжения
· приказы министерств
· федеральных агентств
· федеральных служб
· заключения международных договоров и т.д.
Сходство с законодательными структурами проявляется в создании различных экспертно-аналитических структур, использовании аналогичных методов. Отличие заключается прежде всего в том, что главная роль принадлежит вышестоящим органам управления, которые замыкают на себе все основные процедуры разработки и согласования целей.
Необходимым условием разработки и принятия решений является соблюдение соответствующих регламентов и процедур, которые определяют пространственно-временные и функциональные параметры принятия решения.
Исполнительные структуры значительно больше зависят от стратегических целей, выдвинутых законодателями, чем они сами. Вследствие этого они всегда корректируют собственные тактические и оперативные действия в зависимости от стратегического направления. Еще одной особенностью в деятельности исполнительных органов власти и управления при принятии решений является предварительное согласование действий центральных и региональных структур.