Компетенция Президента РФ, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента РФ. 3 страница

8. Назовите принципы демократии, характеризующие политический режим.

9. В чем различие понятий форма правления и система правления?

10. Какие системы правления вы знаете?

11. Назовите принципы федеративного устройства РФ.

12. Назовите основные принципы правового государства.

13. Дайте определение социального и светского государства.

4. Социально-экономические
основы конституционного строя
Российской Федерации

Учебные цели: усвоение понятия гражданского общества и его структуры, изучение экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

План

4.1. Понятие и структура гражданского общества.

4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации.

4.3. Формы собственности в Российской Федерации.

4.1. Понятие и структура
гражданского общества

 
 
Социально-экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации характеризуют в первую очередь не само государство, а ту сферу общественных отношений, которая выходит за пределы государственно-правовых отношений и именуется гражданским обществом. Поэтому формально гражданское общество можно определить как совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные интересы и потребности общества в целом и его отдельных членов.

Великий немецкий философ Гегель утверждал, что гражданское общество является ареной борьбы частных, индивидуальных интересов. Современные исследователи называют гражданское общество сферой автономной активности индивидуальных и коллективных субъектов, защищающих свои частные цели и интересы, и эти отношения между ними не опосредованы публичной властью.

Это не означает разделения социального пространства на две изолированные сферы. Общество есть единое целое, между различными его сферами неизбежны взаимосвязь и взаимодействие. Государство влияет на жизнь автономной частной сферы созданием благоприятных или неблагоприятных условий для ее функционирования. С другой стороны, гражданское общество выполняет функции соединения частных и общественных интересов, посредничества между личностью и государством. Гражданское общество обретает свой подлинный расцвет в условиях демократии, а демократия развивается и сохраняется лишь на базе гражданского общества.

Принципы функционирования гражданского общества – законность, гласность, равенство, свобода самовыражения человека, гуманизм. Наряду с этими общими принципами необходимо выделить специфические принципы, это, во-первых, самоуправляемость, невмешательство в деятельность субъектов гражданского общества государственных и муниципальных органов власти, добровольность участия граждан в деятельности структур гражданского общества и др. Исходя из этого, можно сделать вывод, что институт гражданского общества должен быть сообществом людей, созданным для достижения общих целей, на основе добровольности и самоуправляемости, должен обладать политической независимостью и экономической самостоятельностью и реально влиять на принятие политических и управленческих решений.

Наиболее важные функции институтов гражданского общества: контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти, информирование общественности о результатах контроля, оказание влияния на распределение бюджетных средств на социальные нужды, повышение правовой культуры граждан и многое другое.

Некоторые политики отождествляют понятие гражданского общества, в первую очередь, с политическими партиями и иными общественными объединениями. Однако, большинство политологов к институтам гражданского общества наряду с указанными институтами относят также все устойчивые формы самодеятельных социальных субъектов: различные ассоциации, союзы, трудовые коллективы, коммерческие предприятия, правозащитные организации, клубы по интересам, средства массовой информации и др. Главные критерии – самостоятельность, самоуправляемость и независимость от государства.

 
Гражданское общество строится на основе многообразия форм собственности и включает в себя, в первую очередь, крупные, средние и мелкие коммерческие предприятия частного сектора экономики, которые составляют экономическую основу гражданского общества. В политической сфере гражданского общества – это общественные объединения граждан, важнейшими из которых являются политические партии, которые создаются для отстаивания интересов граждан перед органами власти и для борьбы за власть, Сюда же относятся многообразные некоммерческие (неправительственные) организации, религиозные объединения, которые зачастую создаются спонсорами из-за рубежа, и средства массовой информации. Социальную сферу гражданского общества представляют многочисленные частные организации воспитания, образования, отдыха, науки, культуры, пользующиеся поддержкой и защитой государства. Некоторые авторы выделяют духовную сферу, связанную с деятельностью творческих союзов. Необходимо выделить как самостоятельный специфический институт – семью как основную и естественную ячейку общества.

Основными показателямизрелости гражданского общества являются: наличие различных партий, в том числе оппозиционных; реальная свобода слова и информации; соблюдение прав гражданина, в том числе права частной собственности; наличие в обществе согласия или компромисса интересов всех классов и социальных групп. С формальной точки зрения наличие гражданского общества в России не вызывает сомнения, однако некоторые политики, ориентирующиеся на Запад, считают, что для России гражданское общество является пока идеальной мечтой. Для его становления необходимо допустить иностранный капитал в политическую, социальную и духовную сферы. Видимо, поэтому в Конституции Российской Федерации понятие гражданское общество даже не упоминается, но многие ее положения свидетельствуют о стремлении к расширению его деятельности.

Многие институты гражданского общества являются предметом изучения политологии. В курсе конституционного права рассматривается лишь часть элементов гражданского общества, в первую очередь отношения собственности и объединения граждан.

4.2. Понятие экономической системы
государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации

Экономическая система — это строй экономической жизни общества, который определяется господствующими формами собственности на средства производства, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и способом регулирования народного хозяйства.

 
Начиная официально с 1991 г., а практически уже с конца 80-х гг., в Российской Федерации проводятся радикальные экономические реформы, которые фактически привели к переходу от социалистической (плановой) экономики к рыночной. В ее основе лежит важнейший конституционный принцип — многообразие форм собственности.

Основные отличия рыночной экономики от плановой

Рыночная Плановая
Господствующая форма собственности
Частная Общественная
Распределение общественного продукта
По капиталу По труду
Цель общественного производства
Получение прибыли Удовлетворение потребностей народа
Регулирование народного хозяйства
Рыночное Плановое

 
Основные принципы рыночной экономики закреплены в Конституции Российской Федерации, а Гражданский и Трудовой кодексы Российской Федерации уточняют некоторые из этих положений: многообразие и равноправие форм собственности; свободу экономической и предпринимательской деятельности; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции; свободу труда.

 
Важнейшей экономической основой конституционного строя Российской Федерации является многообразие и равноправие форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Несмотря на это конституционное положение, продублированное также и в Гражданском кодексе (ст. 212), о том, что «Права всех собственников защищаются равным образом», в ст. 35 Конституции Российской Федерации сделан иной акцент: «Право частной собственности охраняется законом». Из сопоставления этих конституционных положений можно сделать вывод о том, что фактически речь идет о едином по содержанию праве собственности, у которого могут быть лишь различные субъекты.

Другой важнейший принцип рыночной экономики — свобода экономической и предпринимательской деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Принцип единства экономического пространства и близкий ему принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств дополняется правом каждого свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства и свободой распространения информации. Дополнительной гарантией является недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий. Однако единство экономического пространства может быть достигнуто лишь преодолением различий между регионами страны по уровню жизни, условиям развития.

Поддержка конкуренции дополняется требованием недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Все это должно вести к повышению качества товаров, расширению ассортимента и снижению цен. Однако государственные монополисты топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, повышая цены на свои товары и услуги, обусловливают неизбежный рост цен по всей цепочке производства и реализации.

Свобода труда (не путать с правом на труд) каждому предоставляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Но государство не гарантирует реализацию права на труд, поскольку большинство предприятий не является собственностью государства, и оно не вправе обязать собственника принять кого-либо на работу. В качестве компенсации государство гарантирует лишь право на защиту от безработицы в форме выплаты пособий.

К сожалению, итоги экономической реформы в России оказались неоднозначными. Коллектив ученых Российской академии наук еще в 1999 г. пришел к выводу, что в России фактически разразилась национальная катастрофа. Вместо обещанного роста благосостояния народа произошел антинациональный передел государственной собственности в интересах кучки олигархов, принявший криминальный характер, и как результат — массовое обнищание народа.

 
В ежегодном Послании Президента Российской Федерации (2000 г.) подчеркивалось, что основными препятствиями экономического роста являются «высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала». Мало что изменилось к 2011 г. Решение этих проблем зависит от государства, от государственного регулирования в экономике. Успех любых реформ может быть обеспечен лишь в том случае, если они проводятся в интересах народа, а не в интересах кучки олигархов.

4.3. Формы собственности
в Российской Федерации

Как уже отмечалось выше, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (см. ст. 8 Конституции Российской Федерации).

Субъектами права частной собственности выступают физические и юридические лица, а в других случаях — государственные и муниципальные образования.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом; они осуществляют права, несут обязанности, могут быть истцами, ответчиками в суде, должны иметь собственный баланс; имеют счет в банке и круглую печать. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими:

¾ коммерческие — это различные товарищества, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др. Главной их целью является получение прибыли. Коммерческие организации образуются путем объединения капитала учредителями;

¾ некоммерческие организации — это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, в которых получение прибыли не является главной целью.

В конституции РФ предусмотрены государственная, частная, муниципальная и иные виды собственности. Владельцами частной собственности могут быть физические и юридические лица. В соответствии с Конституцией Российской Федерации имущество может использоваться для предпринимательской деятельности как единолично, так и совместно с другими лицами, т. е. для получения прибыли, в отличие от личной собственности, используемой для удовлетворения личных потребностей,хотя некоторые правоведы отождествляют понятия частной и личной собственности.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Государственная собственность делится: 1) на федеральную собственность, которая по объектам собственности не имеет никаких ограничений, и 2) на имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации), которое по объектам собственности ограничивается предметами их ведения. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, которая тоже ограничена вопросами местного значения.

При этом от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Они могут создавать государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие статус юридических лиц. Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которые, в свою очередь, не отвечают по их обязательствам и по обязательствам друг друга.

К иным формам собственности можно отнести: собственность общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и религиозных объединений; некоммерческих организаций; личную собственность граждан и др.

Объекты права собственности устанавливаются Гражданским кодексом РФ. В собственности может находиться любое имущество. Ограничения могут устанавливаться законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Земля и другие природные ресурсы также могут быть объектами собственности и находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Однако это положение части 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации приходит в явное противоречие с частью 1 той же статьи, в которой утверждается, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они понимаются как естественная среда обитания человека, а не как объект купли-продажи.

В результате весьма продолжительной и острой борьбы между сторонниками и противниками купли и продажи земли в 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации, разрешивший покупать и продавать земельные участки. Однако Земельный кодекс Российской Федерации регулирует земельные отношения, связанные лишь с 2 % земель, не отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. А оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом, который: ограничивает максимальный размер земельных участков; требует использования их по назначению; запрещает продажу земли иностранным гражданам.

При этом иностранные граждане, а также юридические лица с участием иностранного капитала могут пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Запрещается также приватизация этих земель.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия гражданское общество.

2. Почему, по вашему мнению, в Конституции РФ не используется понятие гражданское общество?

3. Изобразите схематически структуру гражданского общества.

4. Назовите основные отличия рыночной экономики от плановой.

5. Какие принципы рыночной экономики закреплены в Конституции РФ?

6. В чем заключается различие между понятиями свобода труда и право на труд?

7. Дайте характеристику основных форм собственности в РФ.

8. В чем заключается различие между частной и личной собственностью?

9. Какие ограничения установлены российским законодательством по объектам собственности для различных субъектов права собственности?

5. Идеологические и политические
основы конституционного строя Российской Федерации

Учебные цели: закрепление понятия гражданского общества, его структуры, изучение политических основ конституционного строя РФ.

План

5.1. Понятие идеологического и политического многообразия.

5.2. Конституционный статус общественных объединений.

5.1. Понятие идеологического и политического многообразия

 
Идеология является сложным духовным образованием, это — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, закономерности общественного развития и пути совершенствования общества.

 
В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все общественные объединения равны перед законом.

Все люди рождаются неодинаковыми, они живут в разных условиях, у них разные представления об окружающей жизни, разные идеалы, разные цели. Все это и обусловливает многообразие идеологий — различных систем, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общества.

Вместе с тем, необходимость национальной идеи, способной объединить народы России, была ярко выражена в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1999 г.: «Для России, переживающей сложные времена своей истории, жизненно необходимо новое видение своей будущности. Должен быть принят россиянами тот искомый национальный идеал (национальная идея), необходимость которого предощущается обществом и который может придать смысл бытия каждому гражданину и каждому из народов, что волей истории объединились в единое государство. Наверное, для этого потребуется время, не обойдемся мы без споров и дискуссий…» (Рос. газ. от 10 марта 1999 г.).

Сейчас каждая из многочисленных политических партий пытается представить обществу свое видение стоящих перед страной проблем и путей их решения. Это также является одной из форм идеологического многообразия.

В Российской Федерации наряду с идеологическим многообразием признаются политическое многообразие, многопартийность. Политическое многообразие обычно трактуется как сосуществование и взаимодействие различных политических партий, что, естественно, предполагает наличие многопартийности. Политическое многообразие предполагает также равенство и свободу выражения интересов и позиций различных партий, разнообразие мнений, т. е. идеологическое многообразие.

5.2. Конституционный статус
общественных объединений

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение. При этом подчеркивается, что общественные объединения равны перед законом.

 
Революционный характер Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 22 июля 2010 г.) «Об общественных объединениях» (Рос. газ. от 25 мая 1995 г.) заключается в том, что впервые в истории государства разрешалось создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Конституция и федеральный закон запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Формы общественных объединений — политические партии, общественные организации, членами которых могут быть физические и юридические лица, имеющие равные права и обязанности; общественные движения, общественные фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности — все они не имеют индивидуального членства.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в органах юстиции, при этом они приобретают права юридического лица. Каждое общественное объединение должно иметь устав и другие учредительные документы (решение съезда, собрания учредителей). Общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства и своего устава несут ответственность, вплоть до приостановления их деятельности или ликвидации их по решению суда.

Наибольшую общественную значимость среди общественных объединений имеют политические партии. Основными целями политических партий является: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, дееспособные и достигшие возраста 18 лет. Членство в партии является добровольным и индивидуальным.

В июле 2001 г. был принят Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 4 июня 2010 г.) «О политических партиях»(Рос. газ. от 14 июля 2001 г.). В соответствии с законом в политической партии должно было быть не менее 10 тысяч членов, и более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна была иметь региональные объединения численностью не менее 100 человек. В 2005 г. требования были ужесточены. Минимальная численность членов партии была установлена на уровне 50 тысяч, а региональных объединений — на уровне не менее 500 человек. На выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. участвовало 11 политических партий, однако семипроцентный избирательный барьер преодолели лишь четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В настоящее время внесена поправка в федеральный закон, в соответствии с которой партии, получившие более 6 % голосов, будут иметь возможность провести двух депутатов в Государственную Думу, а при поддержке 5 % избирателей — одного депутата. Кроме того, принята поправка о снижении к 2012 г. нижнего предела численного состава партий до 45–40 тысяч человек, и региональных объединений — до 450–400 человек.[2] В настоящее время, в ответ на события на Болотной площади в Москве, нижний предел численного состава партий опустили до 500 человек, и количество партий уже превысило 50.

Главная цель политических партий — борьба за власть, участие в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с законом они становятся единственным видом общественных объединений с правом выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Но это право является и их обязанностью, если партия в течение пяти лет подряд не принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации.

Политические партии пользуются поддержкой государства. Им обеспечивается равный доступ к государственным и муниципальным СМИ. Партиям могут предоставляться помещения и средства связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Осуществляется также государственное финансирование в целях компенсации финансовых затрат партии на выборах.

Партии могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Они вправе также принимать пожертвования от граждан Российской Федерации и юридических лиц. Не допускаются пожертвования из иностранных источников, а также от органов государственной власти и местного самоуправления, военных частей, религиозных и благотворительных организаций.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации и законы. Они должны ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных объединений, копии финансовых отчетов.

 
Среди других общественных объединений важную роль играют профсоюзы, которые объединяют граждан по профессиональным признакам, а также по политическим взглядам, в основном для защиты своих трудовых прав и экономических интересов (см.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 1 июля 2010 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Рос. газ. от 20 января 1996 г.).

К общественным объединениям относятся и религиозные объединения, являющиеся добровольными объединениями граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованных в целях совместного исповедания и распространения веры.

 
Религиозные объединения создаются добровольным объединением граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры. Как и другие общественные объединения, они могут создаваться без предварительного разрешения. При регистрации в органах юстиции они получают права юридического лица. Учредителями могут выступать только граждане Российской Федерации. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрены три вида религиозных объединений:

¾ религиозные группы численностью не менее трех человек, осуществляющие свою деятельность без государственной регистрации;

¾ местные религиозные организации, зарегистрированные в органах юстиции, состоящие не менее чем из 10 участников, граждан РФ старше 18 лет, проживающих в одной местности. Для регистрации эти объединения должны представить подтверждение о существовании на данной территории не менее 15 лет, которое выдается органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации;

¾ централизованные религиозные организации, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.

На территории Новосибирской области действуют около 300 религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Ведущее место среди них занимают религиозные объединения Русской Православной Церкви. Действуют также объединения, относящиеся к различным направлениям христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или по решению суда.

В последние годы большое внимание привлекается к организации и деятельности некоммерческих организаций (НКА), работающих при финансовой поддержке из-за рубежа. Им предложено зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, что вызывает естественно возмущение и со стороны НКА, а также со стороны их спонсоров.

 
Особое место в системе гражданского общества занимает национально-культурная автономия (см. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 9 февраля 2009 г.) «О национально-культурной автономии») (Рос. газ.от 25 июня 1996 г.), которая определяется как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Наши рекомендации