Компетенция Президента РФ
Конституционные основы правового статуса Президента РФ.
«Президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». Впервые эта должность была установлена в Конституции США 1787 года. Большинство стран современного мира учредили данную должность.
В СССР в марте 1990 года был введен пост Президента СССР.
В РСФСР пост Президента впервые был учрежден на референдуме 17 марта 1991 года.
Данные события явились следствием необходимости экономических и политических преобразований в государстве.
В момент введения поста Президента РСФСР не было четкого представления о том, что он будет из себя представлять. Очевидно было одно – Президент нужен России как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности республики, о представительстве и защите ее интересов.
Поэтому на референдуме 17 марта 1991 года населению не предлагалось ни модели статуса президента, ни закона о президенте. Однако уже 24 апреля 1991 года был принят закон «О Президенте РСФСР», в соответствии с которым Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.
Первые выборы Президента РСФРС состоялись 12 июня 1991 года. Одновременно избирался вице-президент, который шел дублером к кандидату на пост президента.
Первым Президентом РСФСР был избран Ельцин Борис Николаевич, а вице-президентом Руцкой Александр Владимирович. Вступление в должность состоялось 10 июля 1991 года.
В период полномочий с 1991 по 1993 годы Президент возглавлял исполнительную власть. Конституция того периода отдавала приоритет законодательной власти, в том числе и по отношению к Президенту.
Конституция РФ 1993 года исходит из ведущего положения Президента в системе органов государственной власти.
Теперь глава государства не именуется главой исполнительной власти, он является «главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ).
Модель сильного российского Президента проявляется в совокупности следующих факторов:
1. Президент избирается народом, поэтому его полномочия производны от власти народа.
2. Президент не входит в классическую модель разделения властей, а занимает свое особенное место и осуществляет свою форму власти (ст. 10, 11 Конституции РФ). В учебной литературе такая власть именуется президентской.
3. Президент обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти – федеральных и субъектов РФ. Никакие другие органы такими полномочиями не обладают.
4. Президент в целом не зависим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти , а тем более контроль, существуют в самых минимальных размерах.
5. Полномочия Президента в отношении других органов государственной власти существенны от кадровых вопросов и формирования органов власти до промульгации законов.
6. Президент обладает правом собственного нормотворчества, в том числе опережающего, так называемое указное право.
7. Президент является определяющим звеном по всем вопросам и направлениям внутренней и внешней политики.
8. Президент определяет военную доктрину нашего государства.
Таким образом, Президент РФ – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны, обладающая уникальным юридическим и фактическим статусом. Т.е. президент – это лидер государства и общества.
Компетенция Президента РФ.
Для уяснения компетенции Президента РФ предлагаю классифицировать по различным областям применение, но следует помнить, что одни и те же полномочия могут быть универсальным и относиться к различным областям.
1. Полномочия по обеспечению обороны и безопасности страны, и общественного порядка: Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства
а. Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ). Статус Совета Безопасности определен в главе 3 ФЗ от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности».
б. Является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч.1 ст.87 Конституции РФ). Вооруженные Силы РФ это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Президенту РФ подчинены все войска, воинские формирования и военизированные органы.
в. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (п. «л» ст. 83 Конституции РФ). В соответствии со ст.43 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» к ним относятся генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, адмирал флота, маршал РФ.
г. Утверждает военную доктрину РФ (п. «з» ст.83 Конституции РФ). Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010г. №146. Военная доктрина – основной документ стратегического планирования в России, который представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
д. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе (п. 2 ст.87 Конституции РФ). Детализация военного положение содержится в ФКЗ от 30.01.2002г. №1-ФКЗ «О военном положении».
е. Определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны. Подробнее в ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».
ж. Вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст.88 Конституции РФ). Подробнее в ФЗ от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
2. Полномочия в области внешней политики:
а. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст.83 Конституции РФ).
б. Определяет основные направления внешней политики государства, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст. 80 Конституции РФ)
в. Представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ч.4 ст.80 Конституции РФ)
г. Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст.86 Конституции РФ). Он лично осуществляет необходимые мероприятия в области внешней политики, задает направление деятельности компетентных государственных органов.
д. Ведет переговоры и подписывает международные договоры (п. «б» ст.86 Конституции РФ). Это полномочия раскрываются в ФЗ от 15.07.1995г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Президент РФ осуществляет данные полномочия без предъявления полномочий. Однако он может передать эти полномочия третьим лицам. Ряд подписанных международных договоров подлежит ратификации, т.е. утверждению парламентом РФ.
е. Подписывает ратификационные грамоты (п. «в» ст.86 Конституции РФ)
ж. Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст.86 Конституции РФ)
3. Полномочия в области внутренней политики
а. Глава государства (п. 1 ст.80 Конституции РФ). Он является лидеров государства и общества. Особое внимание уделяется институтам гражданского общества. Так, Президент назначает 42 из 126 членов Общественной палаты РФ.
б. Представляет Российскую Федерацию внутри страны (ч.4 ст. 80 Конституции РФ). Он обязан нормализировать любые процессы в стране, особенно социальные.
в. Определяет основные направления внутренней политики государства, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч.3 ст. 80 Конституции РФ). Повседневные моменты управления государством, требуют текущих усилий Президента. Любой вопрос внутренней политики может попасть в поле зрения Президента РФ и потребовать от него необходимых действий.
г. Назначает референдум (п. «в» ст.84 Конституции РФ). Однако он не является инициатором референдума. Инициатива может исходить от Конституционного Собрания либо от не менее чем 2 миллионов российских граждан, либо от соответствующего органа власти.
д. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80 Конституции РФ).
4. Полномочия в области обеспечения конституционного статуса личности:
а. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции РФ)
б. Решает вопросы гражданства (п. «а» ст.89 Конституции РФ)
в. Предоставляет политическое убежище (п. «а» ст.89 Конституции РФ)
г. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «б» ст.89 Конституции РФ)
д. Осуществляет помилование (п. «в» ст.89 Конституции РФ)
5. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ:
а. Обращается к парламенту с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84 Конституции РФ. Послание докладывается на совместном заседании палат и касается итогов прошедшего года, а также направлений развития государства и общества. Послание не подразумевает дискуссии и вопросов со стороны парламентариев.
б. Вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г п. «г» ст.84 Конституции РФ»)
в. Вправе участвовать в заседаниях палат, в том числе выступать (Регламенты палат). В зале заседаний каждой палаты оборудуется специальное место для Президента.
г. Подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст.84 Конституции РФ)
д. Может наложить вето на федеральный закон (п.2 и 3 ст. 107 Конституции РФ)
е. Назначает выборы в Государственную Думу (п. «а» ст.84 Конституции РФ)
ж. Распускает Государственную Думу в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ (п.1 ст. 109 Конституции РФ)
з. Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ (п. «г» ст. 83 Конституции РФ)
и. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуру Генерального Прокурора РФ и вносит в Совет Федерации представление об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ)
к. Представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Счетной Палаты РФ и вносит представление об его освобождении, а также кандидатуры шести аудиторов Счетной Палаты РФ (ст.ст.5,6 ФЗ от 11.01.1995г. №4-ФЗ «О Счетной палата РФ»)
л. Представляет Совету Федерации кандидатуру Заместителя Председателя Счетной Палаты РФ и вносит представление об его освобождении, а также кандидатуры шести аудиторов Счетной Палаты РФ (ст.ст.5,6 ФЗ от 11.01.1995г. №4-ФЗ «О Счетной палата РФ»)
6. Полномочия по взаимодействию с Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти:
а. Назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (п. «а» ст. 83 Конституции РФ)
б. Принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83 Конституции РФ)
в. По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, т.е. формирует весь состав Правительства РФ, (п. «д» ст.83 Конституции РФ)
г. Устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти (п.1 ст. 112 Конституции РФ)
д. Назначает и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, не являющихся министрами (абз.1 п.7 Указа Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»)
е. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст.83 Конституции РФ)
ж. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия (ст.116 Конституции РФ)
з. Может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (п.3 ст.115 Конституции РФ)
и. Принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст.83, ч.2 ст.117 Конституции РФ)
к. Напрямую руководит рядом федеральных органов исполнительной власти.
л. Определяет состав, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции (п.4 ст.4 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции»)
м. Назначает на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождает от этих должностей (п.8 ст.35 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции»)
7. Полномочия по взаимодействию с судебными органами власти:
а. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ)
б. Представляет Совету Федерации для назначения кандидатуры председателей и заместителей председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (п.п.2,3 ст.6.1 ФЗ от 26.06.1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; ст.23 ФКЗ от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суда РФ»)
в. Назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ)
г. Президент РФ имеет право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности (п.1 ст.85 Конституции РФ)
8. Полномочия Президента РФ по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ:
а. Представляет в законодательные органы государственной власти субъектов РФ кандидатуры высших должностных лиц субъектов РФ (п.1 ст.18 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»)
б. Отрешает от должности высшего должностного лица субъекта РФ, в случаях предусмотренных законом (ст.19 ФЗ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»)
в. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (п.1 ст.85 Конституции РФ)
г. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п.2 ст.85 Конституции РФ).
д. Вправе распустить законодательный орган субъекта РФ
9. Полномочия по созданию и формированию государственных органов и органов государственной власти, кадровые вопросы:
а. Формирует Администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83 Конституции РФ)
б. Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (п. «к» ст. 83 Конституции РФ)
в. Осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета РФ, утверждает положение о нем и его штатную численность (п.3 ст. 1 ФЗ от 28.12.2010г. №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»)
г. Назначает на должность и освобождает от должности председателя Следственного комитета, его заместителей, руководителей главных следственных управлений, их заместителей (п.23 ст. 13, п.2 ст.14, п.6 ст.15 ФЗ от 28.12.2010г. №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»)
д. Назначает пять членов Центральной избирательной комиссии (п.4 ст.21 ФЗ от 12.06.2002г. 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме»)
Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. И.о. Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (п3 ст.92 Конституции РФ).
Акты Президента РФ
Осуществляя свои полномочия, Президент издает три вида актов:
1. Указы (п.1 ст.90 Конституции РФ)
2. Распоряжения (п.1 ст.90 Конституции РФ)
3. Послания (п. «е» ст84 Конституции РФ)
Законодательством не установлены строгие юридические критерии, позволяющие четко отграничить указы и распоряжения.
Ведущим актом выступает указ Президента РФ. Указы бывают двух видов:
1. Нормативные (соответствуют требованиям нормативности – содержат общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитаны на длительное и многократное применение).
2. Ненормативные (принимаются в силу их важности для личности или для государственной жизни). Наградные дела, предоставление гражданства, назначение на должность и т.п.).
Распоряжение – это организационно-оперативный акт, имеющий вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (п.3 ст.90 Конституции РФ). Т.е. акты Президента носят подзаконный характер.
Согласно ч.2 ст.90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты государственных органов власти и органов государственной власти не могут противоречить актам Президента РФ (это не касается актов парламента РФ). Особую группу составляют указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения – эти указы утверждаются Советом Федерации. В случае не утверждения они утрачивают силу.
Порядок опубликования актов Президента регламентируется Указом Президента РФ от 23.05.1996г. (в ред. от 28.06.2005г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Акты Президента официально публикуются в Собрании законодательства и в Российской газете в течение 10 дней после дня их подписания. Также они официально распространяются в электроном виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
Нормативные акты Президента вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента вступают в силе со дня их подписания. В самих актах может быть установлен иной порядок вступления в силу.
В соответствии с п. «е» ст.84 Конституции РФ Президент обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Послание – это особый программный документ. Однако Конституция РФ не регламентирует статус этого документа.
Послание президента – это государственно-политический документ, определяющий стратегию развития страны, основные направления внутренней и внешней политики государства, программу деятельности органов государственной власти всех уровней.
Послание выполняет интегрирующую роль между главой государства, устанавливающего направления внутренней и внешней политики, и парламентом.
В послании отражаются три момента:
1. Устанавливаются стратегические цели на долгосрочную перспективу.
2. Подведение итогов предыдущего послания.
3. Определение тактических задач на следующий год.
В науке конституционного права исследуется проблема «указного права» в дух аспектах:
1. Собственно указы президента в системе источников конституционного права, в том числе делегированное законодательство.
2. Опережающее нормотворчество президента.