Размер выкупной суммы за усадьбу устанавливался либо соглашением с помещиком, либо на основании общего положения

Стоимость усадьбы нужно было выплатить помещику сразу и целиком. Выкупная сумма за полевой надел так же устанавливалось либо соглашение помещика и крестьянина либо на основании общего положения. Определяющим при установлении стоимости полевого надела было соображение о капитализации оброка из шести процентов годовых. Это значит, что стоимость полевого надела должна быть такого размера, что бы помещик положив ее в банк получал в виде 6-ти процентов годовых такой доход, который до освобождения крестьян давал помещику оброк. При проведении реформы 1861 года осуществлялась так называемая выкупная операция в виду того, что крестьяне не имели возможность полностью рассчитаться с помещиком за землю, правительство выплачивало помещикам деньгами , или ценными бумаги 80% стоимости земли отходящей крестьянам. А крестьяне выплатив помещикам остальные 20 процентов были обязаны на протяжении 49 лет рассчитаться с правительством за эти 80 процентов внося в казну выкупные платежи. Как только заключалась выкупная сделка крестьяне переставали быть временно обязанными и становились крестьянами собственниками. Что касается, дворовых крестьян, то они не получали ни усадебного, ни полевого надела, освобождались без выкупа, но не сразу. На протяжении двух лет они были обязаны выполнять все работы, которые выполняли до этой реформы. Досрочно этих крестьян можно было освободить только с согласия помещика. Отмена крепостного права потребовала создания органов управления крестьянами (это были сельские и волостные сходы).

Сельские сходы избирали старосту, сборщиков податей и других должностных лиц. Волостные сходы решали вопросы сбора податей ,отбывание кроестьянских повинностей, а должностные лица осуществляли полицейские функции. Органы крестьянского управления подчинялись местной администрации, а должностные лица выполняли полицейские функции. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году с предоставлением наделов. В 1866 году реформа коснулась государственных крестьян, как и удельные крестьяне они сохранили свои наделы.

Буржуазия оформляется в господствующий класс, ее ряды пополнялись преимущественно представитлеяит крестьянаств.а По мере роста примышленности, торговли, делезнодрожного строительства, в ркук буржуазии постепенно переходила значительная часть дворянской земельной собственности дворянских имений. Для защиты своих прав буржуазия создавала организации.

Пролетариат - это новый класс. Источником пролетариата было крестьянство, освобожденное от крепостной зависимости. Положение российского пролетариата было нелегким.: низкая зарплата, неограниченный рабочий день, отсутствие охраны труда, система штрафов и в связи с этим в 1882-1885 годах было значительное число стачек, поэтому правительство принимает ряд законов, рабочий день для несовершеннолетних от 12 до 15-лет, не должен превышать 8 часов в сутки. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 17 лет. Для надзора за выполнением этих законов была учреждена фабричная инспекция. Основным фабричным законом изданным в этот период был закон принятый под воздействием Морозовской стачки 1885 года, который отражал довольной широкий круг вопросов касающихся труда, найма, увольненияя рабочих, штрафов. Устанавливалось, что выдача зарплаты должна была провизводить не реже одного или двух раз в месяц. Закон перечислял круг нарушений, которые влекли за собой штраф. Штрафные деньги должны были идти на выдачу пособий рабочих при при потери трудоспособности, при беременности и прочее. Закон вводил рабочие книжки, куда вносился размер зарплаты рабочего и иные условий найма. Запрещалось расплата с рабочими купонами или товара вместо денег. Но с другие сторон закон усиливал уголовную ответственности за стачки, за нарушение рабочим договора о найме. В дальнейшем правительство отказалось от ряда этих положений и в 1890 году было разрешение увеличивать рабочий день несовершеннолетним до 9 часов, работать в праздничные дни и стали вновь допускать к работе женщин и подростков в ночное время.

Судебная реформа.

С 27 марта и последующие семинары будут перенесены на эту субботу.

16.03. 11-30.

Что касается судебной реформы, то ее проведение требовало неотлагательства, так как лица в судах были не обладающие грамотностью.

Судебная реформа была проведена правовым методом.

Были приняты судебные устава от 20 ноября 1864 года. которые провозгласили принципиально новую организацию судебных органов и новые формы судопроизводства, соответствующие судебным и процессуальным формам буржуазных государств. Суд стал основываться на бессловных началах, провозглашалась несменяемость судей, независимость суда от администрации, презумпция невиновности. Участие присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел в окружных судах. Обязательными стали гласность, устность и состязательность судопроизводства.

Судебная реформа осуществлялась путем принятия 4-ех Нормативно-правовых актов. Первый: устав уголовного судопроизводства, устав гражданского судопроизводства; Учреждение судебных установлений ; Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьями, то есть эта реформа была на законодательном уровне. Впервые судебная система была выделена в самостоятельный орган государства. Вместо громоздкой и сложной системы дореформенных судов были созданы судебные органы для рассмотрения малозначительных дел - мировые суды. А для более важных - общие судебные места, окружные суды и судебные палаты.

Единой кассационной инстанцией для всех судов были два департамента Сената , это уголовно кассационный и гражданско - кассационный. Была сформирована адвокатура, это впервые, и реорганизована прокуратура.

Мировая юстиция состояла из мировых судов и съездов мировых судей. Мировые судьи были участковыми и подчетными, они избирались уездными земскими собраниями и городскими Думами и утверждались Сенатом. Для избрания мировым судьей надо было обладать рядом цензов:

- возрастным (не моложе 25 лет),

- имущественным (иметь не менее 400-сот десятин земли либо другую недвижимость не менее 15 тысяч рублей; Для горожан в столице не менее 6 тысяч, в других городах не менее 3 тысяч рублей).

- Образовательный ценз. (Иметь образование не ниже среднего, либо не менее трех лет службы в судебных органах).

Почетные мировые судьи пользовались теми же правами, что и судьи участковые, но своего участка они не имели, жалованья за службу они не получали, а рассматривали отнесенные к их подсудности дела в тех случаях, когда стороны об этом просили почетного мирового судьи.

- Половой признак (Только мужчина мог быть судьей).

Мировой суд учреждался для рассмотрения малозначительных уголовных дел: Возбужденных частными лицами, дела о кражах, мошенничестве, лесных порубках, присвоение найденного имущества и ряд других.

По таким делам мировой судья мог приговорить к денежному взысканию на сумму не более 300 рублей, к аресту на срок не более трех месяцев. Заключение в тюрьму на срок не более одного года.

Гражданская подсудность включала иска по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости на сумму не более 500 рублей. Иски о возмещении убытков. Судопроизводство было устным, гласным и состязательным.

Апелляционной инстанцией для мировых судей был съезд мировых судей, время и место открытия которых определялось уездными Земскими собраниями, а в столицах городскими Думами. Стороны не вызывались для участия в судебном разбирательстве, но имели право присутствовать лично или посылать своих поверенных.

Общие судебные места учреждались для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы подсудностей мировой юстиции. Они состояли из двух судебных инстанций: окружных судов и судебных палат. В состав окружного суда входили председатели, члены, назначавшееся императором по представлению министра юстиции, а так же туда входили и судебные следователи (1861 год). Для назначения в состав окружного суда тоже требовалось наличие цензов, это опять же имущественный ценз, наличие высшего юридического образования и опыт работы в судебных органах.

Для рассмотрения уголовных дел в окружных судах предусматривалось создания института присяжных заседателей.

Присяжные заседатели избирались уездными Земскими собраниями и городскими Думами на три года. Для избрания требовался значительный имущественный ценз не менее 100 десятин земли или другой недвижимой собственности оцененной в столицах не менее, чем в две тысячи рублей, а в губернских городах одной тысячи.

Правительство очень отрицательно относилось к присяжным заседателям. Производство следствия и суда по таким преступлениям было передано судебным палатам с сословными представителями, куда входили губернский представитель дворянство, один от головских голов, один от волостных старшин данной губернии. Эти сословные представители участвовали наравне с членами судебной палаты, как в определении вины, так и в вынесении приговора.

Судебные палаты были так же второй инстанцией то есть апелляционной для окружных судов рассматривали жалобы на все гражданские дела и на те уголовные, которые разбирались без присяжных заседателей. Если дело рассматривалось окружным судом с присяжными заседателями, то приговор считался окончательным, апелляционному обжалованию не подлежал и мог быть пересмотрен Сенатом, при наличии кассационных поводов.

Судебная палата включала два департамента: гражданский и уголовный. Сфера деятельности судебной палаты распространялась на округ палаты, включавший несколько губерний. Состав палаты назначался царем по представлению министра юстиции из числа наиболее преданных царизму чиновников. Верховным кассационным судом империи был Сенат в лице двух департаментов: уголовного и гражданского. Кассационный пересмотр имел место только в том случае, когда имелись поводы, это прежде всего, когда нарушены существенные принципы судопроизводства, когда было грубое нарушение законы и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Состав Сената так же назначался императором, а во главе департаментов стояли первоприсутствующие.

Судебная реформа реорганизовала и прокуратуру, она была включена в судебной ведомство при окружных судах, судебных палатах и в Сенате учреждались прокуроры и их товарищи.

С принятием судебных уставов была учреждена адвокатура, создание которой царизм длительное время противился. Для получения должности адвоката, то есть присяжного поверенного, необходимо достичь 25-летнего возраста, быть подданного России, иметь высшее юридическое образование и опыт работы в судебных органах не менее 5 лет. Не допускались в число присяжных поверенных иностранцы, несостоятельные должники, лица находящиеся на государственной службе и ряд других.

Присяжные поверенные каждого округа судебной палаты из своей среды избирали Совет во главе с председателем и его товарищем для руководства и надзора за деятельностью присяжных поверенных данного округа.

Были внесены изменения и в производство предварительного расследования. Еще в 1860 году был учрежден институт судебных следователей, а полиция была отстранена от производства предварительного расследования, сохранив за собой производство дознания. С принятием судебных уставов, судебные следователи были включены в состав окружных судов, их можно было привлечь для пополнения состава окружного суда при условии, если они не производили предварительного расследования по данному делу.

По законодательству этого периода был сформирован Нотариат и было принято в 1866 году положение, где были определены права и обязанности нотариусов.

Судопроизводство по судебным уставам 20 ноября 1864 года.

Буржуазным принципам судоустройства соответсвовали и буржуазные принципы судопроизводства. Вновь восстановлен состязательный процесс, который основан на свободной оценке доказательств, исследованных судом в ходе гласного разбирательства с участием сторон. Формальная система оценки доказательств была отменена.

Судопроизводство в мировых судах было устным, гласным и носило примирительный характер. Предварительного расследования здесь не было. Окончательные приговоры мировых судей и их съездов можно было обжаловать в Сенат при наличии кассационных поводов.

Судопроизводство в общих судебных местах. Первую стадию уголовного судопроизводства составляло дознание и предварительное следствие. Производство дознания было возложено на полицию. Судебные следователи приступали к производству предварительного следствия только при наличии законных поводов. Весь ход расследования находился под контролем прокурора, который по окончании расследования составлял заключительное обвинение. Защита стадии предварительного расследования не допускалась.

Рассмотрение уголовных дел в окружных судах могло быть с участием присяжных или без них. Без присяжных рассматривались такие дела, по которым подсудимому не угрожало лишение прав, ограничение прав и преимуществ. Судопроизводство и присяжными заседателями имело свои особенности. По уставу 12 присяжных заседателей и два запасных избранные из общих списков путем жеребьевки, во время судебного заседания имели право ознакомиться с материалами дела, осмотреть вещественные доказательства. Задавать вопросы подсудимому, свидетелям. Затем присяжные выслушивали прения сторон, после чего председатель суда передавал старшине присяжных опросный лист, в котором стояли следующие вопросы:" Имело ли место события преступления, дающее повод к осуждению подсудимого?" "Виновен или не виновен подсудимый?"

После этого председательствующий произносил напутствующую речь присяжным перед удалением для вынесения вердикта.

Контр-реформы.

Судебная контрреформа. Революционная борьбы народных масс в 70-х годах 19 века привела к возникновению новой революционной ситуации 1879-1880 годов, что привело к усилению репрессий в законодательстве этого периода. Была проведена контрреформа в области земств, городская контрреформа и судебная контрреформа, которая проводилась по трем главным направлениям:

1. Был изменен порядок расследования и рассмотрения политических преступлений;

2. Пересмотрены основные принципы судебной реформы: независимость и несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства, ограничена подсудность суда присяжных;

3. Ликвидирован мировой суд в 37 губерниях в 1889 году и ведены судебно-административные установления.

Готовя судебную реформу, правительство стремилось весть особый порядок расследования и рассмотрения политически преступлений. Эти преступления были изъяты из подсудности окружных судов с присяжными заседателями и передан судебным палатам с сословными представителями. Существенно ограничена гласность судопроизводства при рассмотрении этих преступлений. Предварительное расследование государственных преступлений было возложено не на судебных следователей, а передано судебным палатам с сословными представителями. Судебное преследование революционных народников на политических процессах 70-х годов (процессы нечаевцев, пятидесяти, ста девяносто трех, процесс Веры Засулич) продемонстрировали непригодность нового суда для борьбы с противниками самодержавного строя. Подсудимые широко использовали гласность судебного разбирательства для пропаганды революционных идей. Прогрессивные русские адвокаты, защищая народников, показывали несостоятельность правительственной политики. Положение о несменяемости судей, введенное судебными уставами, не давало правительству возможность сместить судей, которые благосклонно относились к подсудимым революционерам и выносили неугодные царизму приговоры. Поэтому, уже в 70-х годах, еще не завершив проведение реформ, царизм, на протяжении 10 лет – с 1871 года-1881-е годы, рядом законодательных актов, существенно изменили положения судебных уставов, касающиеся расследования и рассмотрения политических преступлений. Закон 1871 года передал производство дознания по политическим преступлениям в жандармерию. С 1872, года наиболее крупные политические преступления были изъяты из подсудности судебных палат и переданы на рассмотрение «Особого присутствия Сената».

Сильнейший удар по суду присяжных был нанесен царизмом в 1878 году, после оправдания судом присяжных Веры Засулич. В 1878-1879 годах были изданы законы, которые передали военным судам рассмотрение преступлений против порядка управления и против общественного строя. В 1881 году было принято положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое позволило заменить рассмотрение наиболее опасных для правительства преступлений административными мерами. Этим актом завершилась судебная контрреформа в области противодействия государственным преступлениям. При проведения судебной реформы были пересмотрены основные принципы: независимость судебной власти, несменяемость судей, гласность судопроизводства, рассмотрение дел с участием присяжных заседателей. это положение серьезно ограничило независимость суда и в местностях, объявленных на положении чрезвычайной и усиленной охраны, судебные органы были полностью подчинены администрации, а судебная ответственность во многих случаях была заменена административной.

С несменяемостью судей было покончено в 1885 году, когда было создано высшее административное присутствие сената, получившее право смещать и перемещать судей по представлению министра юстиции. Гласность судопроизводства была особым объектом, поэтому в 1872 году был принят закон, который давал суду право закрывать двери судебного заседания при рассмотрении любого уголовного дела, если суд признает это целесообразным. Положение 1881 года закрывает доступ в судебное заседание молодежи, а в 1884 году был принят указ, который запретил всем учащимся посещение судов, за исключение тех, которые могут содействовать успеху учебных занятий и только с разрешения председателя суда.

Завершением этой реформы было издание закона «о земских начальниках» 1889 года, по которому в 37 губерниях была упразднена мировая юстиция, а вместо нее созданы судебно-административные установления: земские начальники, городские судьи и уездные члены окружных судов. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа дворян уезда, в большинстве своем это были отставные офицеры. В отношении крестьян они обладали судебными и административными правами. Городские судьи и уездные члены окружных судов назначались министром юстиции. Тот круг дел, который по уставам рассматривали мировые судьи, был разделен между тремя инстанциями: земские начальники, они выполняли судебные административные функции. Апелляционной инстанцией для земских начальников и городских судей был уездный съезд, а для уездного члена окружного суда – окружной суд. В 1912 году, по требованию передовых людей, была восстановлена мировая юстиция, которая просуществовала до победы октябрьской революции, в результате которой вся судебная система, сформированная по законодательству 1854 года, была ликвидирована и была создана новая советская судебная система.

Гражданское право вторая половина 19-го века.

Основным источником гражданского права остался свод законов Российской Империи. В конце 19-го века был подготовлен проект гражданского уложения, но он не был утвержден , эта попытка кодификации не увенчалась успехом.

В Гражданском праве сложилось понятие юридического лица. Сначала оно применялось только к государству, монастырям и учебным заведениям. С развитием товарно-денежных отношений на первый план стали купеческие и промышленные организации. Все юридические лица разделялись на публичные, частные, соединения лиц и учреждения.

Правоспособность лиц зависела от цели их деятельности.

Все лица по закону делились на движимые и не движимые, родовые и благоприобретенные. Существовало деление вещей на главные и принадлежности, раздельные и не раздельные; потребляемые и непотребляемые. Заменимые и не заменимые; Тленные и не тленные. Изъятые из оборота, и не изъятые из него. Закон определял собственности следующим образом: "Власть установленная гражданскими законами исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно".

Срок исковой давности устанавливался в 10 лет.

Обязательственное право регламентировало договоры подряда, поставки, казенного подряда, имущественного найма, займа, ссуды, товарищества (полного , на вере, на паях и другие).

Основаниями для возникновения обязательства были договор, правонарушения и другие юридические факты. Основными средствами обеспечения обязательств являлись задаток, залог, неустойка и поручительство.

Договоры можно заключать домашним, нотариальным и крепостным порядком(наиболее лучший).

Наследственное право регламентировало наследования по завещанию и по закону. Принадлежащее имущество можно было завещать любому. Недействительными признавались завещания, сделанные умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.

Запрещалось завещать родовые майоратные и заповедные имения. Для завещания требовалось обязательно письменная форма. Закон различал нотариальные и домашние завещания.

При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. К наследству призывались все кровные родственники, однако ближайшие устраняли дальнейших. Ближайшими наследниками были нисходящие и ближайшие.

Нисходящие: Дети, внуки и правнуки. Супруги наследовали друг после друга в размере 1/7 недвижимого и 1/8 движимого имущества. При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. При наличии сыновей и дочерей, дочери получали по 1/14 недвижимого и 1/8движимого, все остальное делились поровну между сыновьями. Усыновленные получали только благо приобретенное имущество, а не законнорожденные устранялись от наследства. Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи. К наследованию в крестьянских семья опускались усыновленные, приемыши и незаконно рожденные дети.

В Семейном праве церковь регулировала личные отношения в семье, заключение брака, расторжение и иные вопросы. А Государство регулировало имущественные отношения.

Единственной формой брака - это был брак церковный. Для заключения брака требовалось наличие брачного возраста, согласие вступавших в брак, согласие родителей. Лицо должно быть свободным и в полном здравии, как и раньше венчанию предшествовало обручение. Расторжение брака производилось церковными органами и только в исключительных случаях. Жена была обязана во всем подчиняться мужу, а жена отцу. Был закреплен принцип раздельности имущества супругов и детей.

Уголовное право и процесс.

Вопросы уголовного права регламентировались уложениями и наказаниях уголовных и исправительные в новых редакциях 1857,1866, 1885 годов. В нем предусматривалось 180 видов наказаний и более 2000 составов преступлений. Выделялись следующие виды преступления: Тяжкие, за которые можно было бы назначить смертную казнь, каторгу, поселение.

- Преступления, за которые можно было назначить заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом.

- Проступки, за которые назначались арест, штраф.

Законодательство предусматривало случаи, когда ответственность за убийство и иные преступления исключалась. (Когда совершивший деяние следовал в нарушение закона или приказа, с дозволения власти или осуществлял свои профессиональные обязанности в состоянии необходимой обороны).

Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный. Практика Сената часто руководствовалась принципом объективного вменения. Достаточно было факта преступления, хотя вина отсутствовала для применения наказания. Наказывалась неосторожная вина, предусматривалось наказание за голый умысел, наказание за угрозу, даже нереальную, за угрозу поджога). Приготовление к преступлению наказывалось, если приобретение средств для совершение преступление само по себе было незаконным и было связано с угрозой лицу или обществу.

Покушение на преступление определялось - это действие, которым начинается привидение злого умысла в исполнение и наказывалось только в случаях предусмотренных законом.

Виды соучастия по Уложению в редакции 85 года делились на:

.1 Скоп, включавший главных виновников и участников и образывающийся в момент совершения преступного действия.

2. Сговор, в котором участвовали зачинщики (интеллектуальные и физические). Сообщники -участвующие и согласившиеся. Подстрекатели - пособники. Сговор мог быть на совершении нескольких преступлений, не всего его участники являлись исполнителями. При сговоре ответственность наступала и за совершенные действия.

3. Шайка. состоявшая из главных виновных сообщников и пособников.

Наказания делились на :

1. Главные - смертная казнь, поселение, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф.

2. Дополнительные - лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, право заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества, помещение в работный дом.

3. Заменяющие - принудительное лечение, опека.

Уложение 85 года предусматривало смертную казнь через повешение. Каторга назначалась на срок от 4 до 24 лет или бессрочно. Ссылка имела 30 степеней: от года до четырех в разные районы страны, заключение в исправительный дом от полутора до 6 лет; Тюремное заключение от двух месяцев до двух лет и арест от одного дня до 6 месяцев.

Наряду с правовым воздействием применялась власть организаций: дисциплинарная власть в церкви (взычкание за нарушение благочиния при богослужении, за греховные деяния).

Родительская власть по прежнему принимались домашние меры исправления. Власть хозяина над рабочими, взыскание за грубость, сверкнословие. Власть сословных организаций; Учреждение опеки над своим членом, исключение из дворянства. Эти сферы не были урегулированы нормами права и в значительной мере опирались на традицию и практику.

В 1903 году вступило в силу новое Уголовное Уложение: оно состояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений было сокращено в нем по сравнению с предыдщим. Уложение давало формальное определение преступления:

Наши рекомендации