Мифологический образ правосудия

Обычно многие имеют представление об этом символе. Женщина с повязкой на глазах с весами и мечом в руках. Однако мало кто задумывается над смыслом этого образа.

Во-первых. Этот символ правосудия возник в Греции в эпоху перехода от родового строя к государственному и от матриархата к патриархату. В Риме Законы Х11 таблиц закрепляют жёсткую власть мужчины над женщиной. Принцип Кум Ману.

Так почему же тогда в период безраздельного господства мужчины над женщиной древние мудрецы отдали правосудие женщине?

Мудрость древних мыслителей достойна восхищения! В основе правосудия лежит принцип справедливости. Справедливое решение споров и конфликтов между людьми должно быть основано не на силе, а на разуме. Природа наделила мужчину силой. Слабость женщины компенсирована красотой и гибкостью ума. Тысячелетний опыт предков выработал поговорку: «Сила есть – ума не надо!» Опыт поколений подсказывал, что женщина более склонна к разумному разрешению конфликтов, чем к силовому. Вот почему древние мыслители выбрали женщину символом правосудия.

Во-вторых. Почему богине правосудия завязали глаза? Ответ, опять-таки, вытекает из природных особенностей женщины. В отличие от мужчины, женщина более чувствительна. Её слабость в неравнодушии к конфликтующим. Предположим, разбирается спор между Гераклом и каким-нибудь дистрофиком. Женщина может в восхищении отдать предпочтение силе Геракла или, наоборот, из сострадания решить спор в пользу немощного. Но это субъективизм, отступление от принципа равенства и справедливости. Поэтому богине следует завязать глаза. Повязка на глазах – знак беспристрастия.

В-третьих. Весы в руках богини – символ равенства и справедливости.

Итак, в греческом мифологическом образе Фемиды заложены первичные принципы правосудия: справедливость – равенство – объективность.

Следующий шаг в развитии принципов правосудия – Законность. Особенно хорошо это прослеживается в правовой истории Рима. Прочной опорой развития римского права стали Законы Х11 таблиц. Принятые в 450 году до нашей эры, они оставались неизменными более 9 веков, до гибели Рима. Почему? Потому что они утверждали священность и неприкосновенность частной собственности – фундамент римской юриспруденции. Поэтому Законы Х11 таблиц были объявлены квиритскими, то есть божественными.

«Законы – это опыт и мудрость поколений», – так оценивал законы великий римский юрист 1 в. до н.э. Цицерон. Следовательно, законность стала высшим критерием объективности. Принцип законности становится выше принципа справедливости, оттесняет его на второй план. Фемида превращается в символ Законности.

Однако принцип Законности не может заменить или вытеснить принцип Справедливости. Возникает противоречие между этими двумя принципами. Проявлялось оно в наличии двух форм права – квиритского (божественного) и преторского (разумного), и двух форм процесса – легисакционного и формулярного.

В поздней греческой мифологии появляется вторая богиня правосудия - Дике(тоже женщина, но в тунике и с копьём). Правосудие обретает новую структуру. В центре верховный судья – Зевс, бог богов, мужчина. Рядом с ним жена Фемида – богиня Законности и дочь Дике – богиня Справедливости. Дике охраняет право и порядок с позиций Справедливости, Фемида – с позиций Законности.

Римляне пытаются ликвидировать противоречие между законом и правом. Оно порождает нарушения принципа справедливости, подрывает авторитет правосудия. Они объединяют две богини – Фемиду и Дике в одну – Юстицию. Согласно римской мифологии Юстиция – дочь Юпитера, главного бога римлян. Юстиция наследует все символы Фемиды: женщина с завязанными глазами – символ беспристрастности и меч в руках – символ возмездия. Только теперь она олицетворяет Верховенство Закона, а весы – равенство всех перед Законом. Образ Фемиды перекочевал из Греции в Рим. Этот образ оказался наиболее удачным, так как отражал высшие принципы правосудия: справедливость, объективность, законность.

Слияние Законности и Справедливости в одну богиню – Юстицию не избавило римское правосудие от проблем и ошибок. Символом бесправия стала сестра Дике – Аликия. Она стала спутником и тенью римской юстиции, свидетельством того, что идеально совместить справедливость и законность невозможно.

Противоречия между правом и законом порождают судебные коллизии. Определить меру вины и невиновности, меру справедливости становилось всё сложнее и труднее. Правоприменение требовало ювелирного искусства, высочайшего мастерства служителей Фемиды. Великим мастером законности был признан римский юрист начала третьего века нашей эры Папиниан. Он великолепно ориентировался в огромной массе нормативно-правовых актов, накопившихся за шесть веков, и умело применял их, зная все тенденции развития римского права. Поэтому его судебные решения всегда были максимально справедливы и объективны.

Но далеко не все могли быть такими богами правосудия, как Папиниан. «Человеческий фактор» всегда имел место и в юриспруденции. Судебные ошибки, несправедливые решения порождали обиды, недовольство и неприязнь граждан к правосудию, стремление своим путём восстановить нарушенную справедливость. Непрофессиональная юриспруденция возрождала варварские принципы правосудия – кровную месть, принцип талиона, самосуд. В греческой мифологии это отражается в появлении Адрастеи – богини возмездия («та, от которой нельзя уйти») и Эриний – богинь мести.

Среди множества этих богинь главной становится Немезида– богиня «равновесия справедливости» и «справедливого возмездия». Адрастея и Эринии осуществляют карательные функции, Немезида восстанавливает меру справедливости. Обрекая субъекты своих преследований на беды и несчастья, она добивается «возмездия судьбы» и покаяния. Фактически здесь заложен христианский принцип воздаяния.

Немезида – дочь богини ночи Никты и бога тьмы Эреба. Символично, что она дитя тьмы и ночи. Поэтому она в тени правосудия и выходит из тени, как только правосудие отступает от справедливости и

становится необъективным. Богиня Возмездия – женщина серьёзная и задумчивая. В руках весы, уздечка, меч и плеть. Уздечка и плеть напоминают, что она может сесть на коня, и никто от неё не уйдёт, в том числе и сами судьи, допустившие нарушения принципов правосудия. Немезида – судья судей, верховный судья.

Римское право развивалось прецедентным путём. Квиритское естественное право вытеснялось преторским разумным. Легисакционный процесс – формулярным. Во втором тысячелетии нашей эры этот путь развития права повторило английское право. Английские суды Общего права и Справедливости – это всё тот же путь движения от Справедливости к Закону и от Закона к Справедливости. Вечный поиск меры между Правом и Законом, которую предугадал ещё в первом веке до нашей эры великий римский юрист Цицерон. Нарушение этой меры, пропорции между правом и законом, возрождает принцип талиона. «Jus talionis, – отмечал Гегель в «Философии права», – является естественным понятием в ощущении и испокон веку рассматривалось как основа наказаний». «Наказание может иметь место только в государстве, вне его оно является мстящей справедливостью. Само слово «справедливость» происходит от слова «месть». На ранней стадии развития государства справедливость есть месть… Месть здесь вообще деяние возмездия…»(с.414).

ХХ в. оказался для человечества катастрофой разума. Безумные бредовые идеи мирового господства, фашизма и коммунизма породили две мировые войны и колоссальное истребление народов.

Мировое сообщество на Нюрнбергском процессе вынесло смертный приговор главарям фашистских государств. Хрущёвская и горбачёвская попытки избавить социализм от сталинского тоталитаризма закончились крахом мировой системы социализма и распадом СССР. Новая Россия, вступив в мировое демократическое содружество наций, признала естественные права человека священными и, подчиняясь новому авторитарному течению гуманизации человечества, отменила смертную казнь. Это нарушило сложившийся веками баланс между преступлением и наказанием. Умышленные убийства стали обретать массовый характер. Справедливость попрана. Отвергнут категорический нравственный императив Канта:

«Карающий закон, – подчёркивал Кант, – есть категорический императив.., Ведь, если исчезнет справедливость, жизнь человеческая на земле уже не будет иметь никакой ценности» (Кант И. Соч. Т.4. Ч.2. С.256). Это катастрофа здравого смысла правосудия. Призывы здравомыслящих юристов опомниться (профессора Качановского, например), предупреждения о непоправимых последствиях для правосудия, не помогают. На смену государственному правосудию из мифологического прошлого приходит бессмертная Немезида и восстанавливает Справедливость. Убийство авиадиспетчера Колоевым за смерть жены и детей или истребление всех участников покушения на отца президентом Чечни Кадыровым – яркие тому примеры. Эта проблема великолепно представлена в фильме С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».

Цивилизация возвращается к своему началу – «Jus talionis», «мстящей справедливости», к Немезиде.

Как видим, проблемы правосознания и правосудия не так просты.

Древние греки и римляне ещё на мифологическом уровне предсказали современные проблемы человечества.

Схема 11
Великий спор

Платон (427–347) Аристотель (384–322)
(Amicus Plato, sed magis amica est veritas)
  По форме правления  
Мораль принцип выбора право  
      правильные неправильные
чистота честь корысть зависть ненависть v Аристократия v Тимократия v Олигархия v Демократия v Тирания один неск. мн. v Монархия v Аристократия v Полития Тирания Олигархия Власть толпы (демократия)
  Олигархия – богатые + демократия – бедные  
   
собственность
общность имущества,

жён и детей

частная коренится в природе чело­века, в его естествен­ной любви к себе
ПРАВО  
социальная справедливость политическая  
уравнительное равенство распределительное
Идеалист – утопист Реалист
                 

Грецияне только родина ярких мифологических образов права. Она родина рационального правосознания. Границу перехода от мифологического правосознания к рациональному чётко обозначил Гераклит: «Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и угасающим». Глубокий смысл этого вывода Гераклита не в том, что он утверждает здесь диалектическое понимание мира, но главным образом в том, что он призывает к отказу от ссылок на таинственные силы природы при объяснении общественных процессов.

На обозримой территории маленькой Эллады возникают
разнообразные формы государства: триварианта республик(демократическая, аристократическая и олигархическая), два–монархий(царская власть и тирания). Описывает эти модели Геродот и другие историки. Но 4 века никто не задумывался над причинами этого разнообразия и преимуществами каждой из этих форм.

Лишь Платон и Аристотель задумались над вопросом: какая форма правления и собственности лучше и полезнее для человека и государства? В поиске идеальной модели государства и права ученик и учитель создают противоположные системы. Так рождается теориягосударства и права.

Коренные разногласия между Платоном и Аристотелем показаны на схеме. Платон – сторонник коллективной собственности, Аристотель – частной. Обратите внимание на глубокий смысл его определения собственности. Оно до сих пор теоретически не осмыслено. Современное представление собственности остаётся примитивным.

Платон – сторонник республики, Аристотель защищает ценности монархии. Платон – за безграничную демократию, Аристотель – против. Он опасается власти толпы, не доверяет демосу. Изучив судьбу более 140 греческих полисов, пришёл к выводу, что большинство их погибло из-за чрезмерной демократии. Неограниченная власть народа ослабляет государство, порождает анархию, произвол, тиранию толпы. «Нет страшнее тирании, чем власть толпы», – таков вывод Аристотеля. Выдвигая «политию», как лучшую форму правления, он противопоставляет ей демократию – как худшую.

Два века спустя эту коллизию разрешает Полибий. Он делит демократию на правильную и неправильную (охлократия).

Поиск идеальной модели государства и права продолжался 2,5 тысячи лет. Этот спор был не только мирным. Он постоянно прерывался конфликтами, восстаниями, гражданскими войнами, переворотами и революциями. Великий спор продолжается и сегодня.

XX в. показал лёгкость перерастания демократии в охлократию и тоталитаризм. Человечество расплатилось за эту ошибку революцией, социализмом, фашизмом, мировой войной и катастрофой прав Человека.

полибий (200– 120 гг. до н.э.)

О формах государства

1. теория естественного происхождения

государство
Царь
Вождь

лучший из многих

Могущество многих (общество)

Страх

Слабость одного

2. теория исторического круговорота

Формы

государства

– правильные

– неправильные

3. идеальная форма – смешанная

Мифологический образ правосудия - student2.ru

Рим покорял мир трижды Периодизация государства и права Древнего рима Римское право Цицерон 5 звезд Римского права Фрагменты Юстиниан
Мифологический образ правосудия - student2.ru

Схема 13
Рим покорял мир трижды

I тыс. до н.э.
легионы

Христианствоооооо

Средние века
Рим

(753 г. до н.э. –

– 476 г. н.э.=

= 12 веков)

Право

Новое время


Европа  
+

XIXвек

1804 – 1810 – Кодекс Наполеона
1900 – ГГУ (герм. граждан. уложение)
ХХ век → = романо-германская система права

Справка:

- Император Франции Наполеон Бонапарт (1769–1821)

оценивал Кодекс выше своих 22-х блестящих побед, которые вписали его имя в военную историю рядом с Ганнибалом или Александром Македонским.

- Кодекс Наполеона создал благоприятные условия для

экономического чуда XIX века. Франция перехватывает инициативу промышленного переворота у Англии. Становится центром европейской цивилизации и культуры. Эйфелева Башня – это кубок мира, подаренный человечеством, за победу в экономическом соревновании Х1Х века.

Это главная победа Наполеона. Он доказал великую силу права,

превосходство права над оружием.

Схема 14
Периодизация государства и права Древнего Рима

753 г. 509 г. 27 г. 476 г.

до н.э. до н.э. до н.э. н.э.

Византия до 1453 г.н.э.
царский
  Республика
ИМПЕРИЯ 284 г.н.э. 313 г. н.э. христианство ПРИНЦИПАТДОМИНАТ 395 г.н.э. распад
Гибель

право (божественное)
Квиритское 450г.

до н.э.

Ratio scripto
Законы цивильное

XII

таблиц

530 г. н.э. кодекс Юст. дигесты

367 г. до н.э. преторское (jus honorarum) 212 г.н.э. ИМперское

337 г. до н.э.

242 г. перегринское (jus naturale)

до н.э. (jus gentum)

Процесс:

легисакционный

Формулярный

экстраординарный

Схема 15
РИМСКОЕ ПРАВО: зарождение, расцвет, упадок

квиритское право Законы XII таблиц
преторское право справедливость
кодификация юстиниана (528–534) Византия
ВЕРА
РАЗУМ
Ratio scripto  
республика
товарно-денежные отношения
Империя
упадок права гибель Рима
- теономность - обычаи, консерватизм - формализм - казуальность - защита ч.собственности
- высокая техника; - светский характер; - мобильность; - универсальность - деятельность юристов Папиниан (I); Гай, Модестин, ульпиан, Павел
- комиссия Трибониана сократила Мифологический образ правосудия - student2.ru Мифологический образ правосудия - student2.ru - Дигесты (пандекты) цитаты 39 юристов 70% - 5 звезд (классиков юристов)
ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ до 27 г. до н.э.     € € Ψ  
формулярный пассивный активный   in jure in judicio € € Ψ
Экстраординарный одностадиальный     € € Ψ    
ПРАВО НАРО­ДОВ
VI–III вв. до н.э.
II вв. до н.э. III в. н.э.
V–VI вв. н.э.

Схема 16
Марк Тулий Цицерон

(106 – 43 г. до н.э.)

Крупнейший мыслитель Древнего Рима. Его определение государства как соединения людей, связанных правом и общностью интересов, легло в основу поисков вариантов правового государства.

О праве и государстве

частное
наилучшее государство – государство «общего блага»
Естественное право (высший, истинный закон) Крупнейший мыслитель Древнего Рима. Его определение государства как соединения людей, связанных правом и общностью интересов, легло в основу поисков вариантов правового государства.
писаное право (человеческие установления)
публичное  
Учение Цицерона о законе, как средстве реализации права породило целое направление юридической науке, разрабатывающее (и по сей день) проблему соотношения права и закона.  

семья
Общество
  государство    
наилучшая форма – смешанная
Государство – дело (достояние) народа
Царская власть
Власть оптиматов (аристократов)  

Власть народа (демократия)
«Если бы законы устанавливались повелением народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, прелюбодействовать, предъявлять подложные завещания…»

Схема17

Пять звезд Римского права

II – III в. н.э.

Законом Валентиниана III (426 г.) «О цитировании юристов» положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между ними спор решался мнением большинства, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. 70% текста 50 книг Дигест кодификации Юстиниана (533 г.) состоит из цитат этих пяти юристов.

Схема 18
РИМСКИЕ юристы о праве

II–III век н.э. Ульпиан – классификация права: Право   «Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных « (Д.1.1.1.2) «и животные, даже дикие, обладают знанием этого права».
публичное Частное: - естественное (jus naturale) живых существ: брак, семья, дети - народов (jus gentum) разумное, человеческое - цивильное (jus civile) гражданское, писаное
право закон
Павел: Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право означает то, что всегда является справедливым и добрым – каково естественное право». (Д.1.1.11). Модестин: «Закон либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает». (Д.1.3.7).
Ульпиан: «Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (jus). Оно восходит к справедливости (justitia): ведь как элегантно определяет Цельс, «jus est ars boni et aequi» («право есть искусство добра и эквивалента»). (Д.1.1.1). Папиниан:   Черты З.: «Закон есть предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, общий обет государства».   - общеимперативность - разумность - социальность (антикриминальность) - святость для гос-ва и его граждан
         

Схема 19
кодификация юстиниана (528 – 534 гг.)

Свод гражданского права

529 г. Кодекс Юстиниана свод им­ператорских конституций от Ад­риана (117–138) до Юстиниана (527–565)   12 книг Вариант 529 г. утерян. Известна лишь вторая редакция 534 г.
533 г. Дигесты (собранное – лат.) или Пандекты (содержащие в себе все – греч.)   50 книг, более 9000 фрагментов из сочинений 39 римских юристов от I в. до н.э. по IV в. н.э.   Нормы: - по цивильному праву - по преторскому - по казусам из сочинений Папиниана   В Европе впервые опубликованы в 1583 г. франц. юристом Готофредом
533 г. Институции учебник гражданского права на основе учебника Гая (II в. до н.э.)   Система институций введение I часть «Лица» II часть «Вещи» III часть «Права на вещи» («Обязательства») IV часть «Иски»   4 книги  
после 534 г. Новеллы новые законы   Нормы права: - публичного - церковного - частного (о браке и наследовании)   Издавались трижды: I – при Юстиниане II III
- в XII веке издал профессор болонского университета Ирнерий

Христианство - Принципы - Концепции рая и Ада - Библия - Августин - Ф. Аквинский - М. Падуанский Протестанстизм   Ислам   Мировые религии
Мифологический образ правосудия - student2.ru
Мифологический образ правосудия - student2.ru

Средние века

Переход народов различных ареалов планеты от родового строя к государственному растянулся на пятьдесят столетий. Темпы развития, прогресса, стабильности оказались различными. Многое зависело не только от развития производительных сил, но и от утвердившегося мировоззрения.

Первые политические учения Древнего Востока носят мифологиче­ский характер.

Но окончательный переход от дикости к цивилизации связан с заменой мифологического мировоззрения религиозным. В морально-нравственном аспекте – это замена принципа отношений «чужого убей» на принцип «не убий», так как все люди братья, созданы одним Богом.

Рабство стало возможным только у тех народов, у которых переход к государственности опередил смену мифологического мировоззрения религиозным.

Платон – великий мыслитель и гуманист античной эпохи – исключает рабов из системы демократии как чужеродные существа. Инородные [пленники] и в Римском обществе не могли считаться людьми до тех пор, пока родовой [языческий] принцип социума не был заменён на общечеловеческий. Переход к христианству в Римской империи привёл к изживанию рабства. Но поскольку рабский труд выработал у римлян презренное отношение к труду, это общество не могло больше существовать. Оно погибло от социального иждивенчества и элитаризма.

Средневековье – новый старт европейского движения к цивилизации, но уже на христианской идеологической основе. Принципы христианства (не убий, помоги ближнему, будь милосерден) стабилизировали и гуманизировали общество, воспитывали уважение к власти и порядку, предотвращали катастрофические социальные конфликты, придавали устойчивость и долговечность новым государствам.

Христианство обосновало ценность Человека как высшее, божественное творение. Это позволило расчленить человеческую общность (стадо) на индивидуумы, вырастить Личность, поставить внутренний (духовный) мир над телесным (материальным). Без этого процесса невозможны ни эпоха Гуманизма, ни поворот от Абсолютизма к Демократии. Разработка концепции Правового государства начиналась с восстановления и защиты Естественных (божественных) прав Человека.

Схема 20
Христианство

- вторая мировая религия - монотеизм - гуманизм  

любовью

рабство

Иудаизм

Ветхий завет

Рай   конец
с сер. II тыс. до н.э.

жизнь Человека
духовность
личности

христианство

Новый завет

с I в. н.э.

ЕДИНСТВО ВЕРЫ И ВЛАСТИ

СОВЕСТЬ человечества

Схема 21
Христианство

– концепция Рая и Ада (воздаяние за праведную или греховную жизнь) - монотеизм - гуманизм


богатые патриции   СМЕРТЬ РАЙ (Бог) наслаждения
Человек= Мифологический образ правосудия - student2.ru        
   
бедные рабы     Ад (Дьявол) МУКИ
  тело погребение Душа вознесение  

Библия

Величайшее человеческое творение. Книга Мудрости. Состоит из 77 книг. Писалась с 1513 года до н.э. по 98 год н.э. 16 веков! В её создании участвовало около 40 лучших представителей многих поколений рода человеческого. Процесс написания начался на Востоке. Библия стала основой прогресса западной цивилизации.

В эпоху детства человечества эта Книга являет собою образец проникновения мысли в сущность мироздания и прозрения в понимании бытия. Анализ всего лишь I главы Библии доказывает разумность и великую ценность этого произведения.

Главный и до сих пор не решённый человечеством вопрос – откуда взялся этот мир, происхождение Вселенной и Человека, целесообразность устройства.

Смотрите логику I главы «Бытие»:

  Творец (бог) создает этот мир из хаоса
неживая природа I день – отделяет Свет от Тьмы есть утро и вечер, день и ночь
II день – отделяет Твердь от Хляби
III день – создаёт Землю и Небо  
живая природа IV день – создаёт растительный мир
V день – создаёт животный мир
VI день – создаёт Человека
  VII день – отдыхает

Сотворение Первого дня – это открытие Ритма Жизни, Круговорота времени и начала Порядка. Здесь впервые в истории человечества дана классификация природы:

от простого – к сложному, от неживой – к живой, от низших форм жизни – к высшим.

Впервые хаотичные представления о мире приведены в систему двоично-троично-семеричную.

Схема 22
Августин блаженный (354–430 гг.)

Небесный град

Церковь

град божий
град земной

Грех Адама и евы

Наши рекомендации