Характеристика периодов творчества П.
ЛЕКЦИЯ 3. Творческий путь Пушкина (1799-1837).
План
Художественные особенности творчества Пушкина
Характеристика периодов творчества П. Основные мотивы лирики.
2.1. Лицейский период (1813- май 1817)
2.2.Петербургский период (май 1817-май 1820)
2.3 Южная ссылка (1820-1824)
2.4 Михайловская ссылка (август 1824-сентябрь 1826)
2. 5. Позднее творчество. Вторая половина 20-х гг. Лирика
2.6. Творчество 30-х гг. Лирика
Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик Мелькиор де Вогюэ в своей книге о русском романе.
В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ пишет: "Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это - романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы.
"...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю".
"...Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не изменилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зеркалом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, принятой около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца".
"...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось".
Художественные особенности творчества Пушкина
1. Творчество Пушкина подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности. В основе периодизации лежат события биографии поэта. Вехи личной биографии поэта одновременно были важными вехами его творческой эволюции. Поэт сам ясно осознает этапы своего пути. Поэтому каждый период не столько связан с географическим пребыванием поэта, сколько с изменением и/или углублением вектора его творческого пути. С каждым новым периодом менялся поэтический мир Пушкина, литературно-эстетические вкусы, предпочтения, манера письма, идейная направленность произведений и формальное воплощение этой направленности. Одновременно на протяжении всего творчества поэта сохраняются общие особенности его художественного мира.
В принципе, всё творчество П. и его личная биография – это единое произведение, объединенное ключевыми темами, мотивами, идеями, образами, которые по-разному актуализировались в разные периоды его жизни и творчества.
Периодизация
1. Лицейский период (1813- май 1817)
2. Петербургский период (май 1817-май 1820)
3. Южная ссылка (май 1820-июль 1824)
4. Михайловская ссылка (август 1824-сентябрь 1826)
5. Позднее творчество:
1) Вторая половина 20-х гг. (сентябрь 1826 –сентябрь 1830)
2) 30-е годы (Болдинская осень 1830 г., 2-ая Болдинская осень 1833 г.) ( сентябрь– 1836 г.)
2. Творчество Пушкина находится на рубеже литературных эпох — эпохи классицизма-сентиментализма (конец XVIII — начало XIX в.) и романтизма-реализма (20—30-е гг. XIX в.). Пушкин как бы подводит итог литературным исканиям своих старших современников (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, К. Ф. Рылеев, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов) и одновременно создает свою, пушкинскую, традицию, актуальную для последующих поэтов (М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Блок) и прозаиков (М. Ю. Лермонтов, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев) XIX в.
Ю. Н. Тынянов, например, пишет, что «Повести Белкина» «стали школой русской прозы. В «Гробовщике» и «Станционном смотрителе» намечен вкратце путь, которым пошел русский реализм... На «Выстреле» учился Лермонтов. На «Гробовщике» — Гоголь, новеллистическому мастерству — Тургенев».
3. Пушкин — последователь Карамзина в создании современного русского литературного языка. Карамзин приблизил язык к живой устной речи, освободил от архаизмов, Пушкин в большей степени его «демократизировал». Язык Карамзина был рассчитан на утонченный вкус образованной аудитории. Светская галантность оставалась приметой этого языка, даже когда Карамзин пытался изобразить персонажей из социальных низов: поэтому крестьянская девушка у него изъясняется языком образованного сословия. Большим шагом вперед по сравнению с уровнем развития литературы того времени стремление автора выразить себя как индивидуальность (эта черта получила затем развитие в творчестве поэтов-романтиков). Для сравнения: как схематичны и заданы были образы-амплуа в литературе классицизма.
Пушкин пошел дальше той субъективности, которая составляла главную особенность сентименталистского, а затем и романтического художественного метода. Именно поэтому в конце жизни он пишет больше прозаических произведений, связанных с объективным повествованием. Мы говорим о реализме Пушкина на уровне выбора тем, событий, характеров, а также на уровне языка, который соответствует изображаемому предмету: в его произведениях дворяне говорят языком, свойственным их сословию, крестьяне и дворовые люди — простым языком, характерным для людей из народа.
4. В творчестве Пушкина есть характерный набор тем, идей, мотивов, образов, из которых складывается его поэтический мир. Эти темы: «любовь», «дружба», «поэт и поэзия», «природа» (особое, эстетическое к ней отношение), «история» (историческая память народа, народ и власть, судьба царей и выдающихся исторических личностей), «личность и общество» (великая личность и маленький человек, роль личности в истории) — определяют то, что мы называем пушкинской традицией.
Характеристика периодов творчества П.
2.1.Лицейский период (1813- май 1817)
Ученический период. «Становление пера». Формирование лит. вкусов и предпочтений. Проявляет интерес к поэзии предшествующей и современной. Отсюда – многочисленные примеры подражаний, стилизаций, вольных переводов. Школа письма, проб. Разнообразные виды и жанры, поэтические размеры, отдавал предпочтение ямбическим, испробовал свободную строфику.
Несомненная печать классицизма: далекая от жизни тематика, абстр. образ любимой с античным именем (Хлоя, Дорида), условный пейзаж, мифологизмы, славянизмы, ритор. обращ. и штампы.
Примеряет и плащ сентиментализма – элегии.
Однако решающее влияние – романтизмБатюшкова и Жуковского, их пластичность, музыкальность, интерес к внутр. миру при этом – отвергал мистику, туманность и таинственность.
Удивительно, но уже тогда пробуждается интерес к устно-народной поэзии и реалистический пафос. Не зря в его стихах появляются образы Фонвизина, Крылова, Радищева. Первые проблески реал. искусства («Пирующие студенты», «Осеннее утро», «Желание», «Кюхельбекеру»).
Естественно, стихи Пушкина лицейского периода уступают пр-ям его учителей, но важно – это был поиск собственного пути – поиск способов отразить глубину, многомерность, полноту и великолепие жизни и место человека в мироздании. «Бреду своим путем», - заявил он в послании «Батюшкову» (1815).
Лучшее и самое известное стх. той поры, первое стихотворение, под которым было поставлено имя Пушкина – «Воспоминания в Царском Селе». Ода, написанная по заказу для чтения на выпускном лицейском экзамене 8 января 1815 года. Восхваляет царствование Екатерины II и ее внука Александра, однако в то же время отстаиваются идеи гуманности и мира, которые должны нести государи народу. Главной заслугой победителей Наполенона поэт провозглашает «благотворный мир земле». Этим пр-ем юный П. заявляет историко-патриотическую тему св. творчества. Но его патриотизм, возвеличивая историческую миссию народа, к которому он принадлежал и которым гордился, никогда не перерастал в шовинизм.
«Воспоминания в Царском селе», вдохновенно прочтенные Пушкиным в присутствии Державина, стали первым его триумфом. В том же году это стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум», издававшемся писателем В. В. Измайловым.
Уже тогда проявляются практически все осн. мотивы творчества (в разной, конечно, степени).
Знаменательно, что в первом напечатанном пр-и П – «К другу стихотворцу» (1814) – он размышляет об участи поэта и, будучи таким юным, трезво осознает, на что обрекает человека служение Музе:
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.
Столь раннее осознание роли и значения поэта получит продолжение на протяжении всего творч. пути, расширяясь и углубляясь. А поэт уже в это время приходит к выводу, что его судьба – лира.
Итак, Пушкин заявляет принципиальную для него тему – роль поэта в обществе.
Еще одной важнейшей темой является тема свободы. Свобода понимается Пушкиным прежде всего как вольномыслие и проявляется в ненависти к рабскому самодержавно-деспотическому строю, материализме и атеизме.
Ярче всего гражданские мотивы звучат в стихотворении «К Лицинию», приобретшем еще большую известность, чем «Воспоминания…» «Я рабство ненавижу» - декларация поэта. Программными для будущего поэта становятся строки:
Я сердцем римлянин: кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
Бичуя развратный и погрязший в пороках Рим, Пушкин подразумевает современную ему Россию. Поэт негодует и обличает рабство:
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Атеистические мотивы проявляются в критике церковнослужителей, однако главное, что глубоко волнует поэта – это проблема веры-неверия. Попытка исследовать и понять эту мировоззренческую концепцию («Безверие»).
Но, конечно, юный пиит – певец любви и дружбы. Он – «счастливый ленивец», рассеянный певец любви, дружбы и пиров. Основная часть его стихов лиц. периода посвящена именно этому. Преобладают так называемые анакреонтические мотивы (от Анакреонт – др/греч. поэт, воспев. радости жизни на фоне прибол. старости и смерти, вопреки им): призыв «ловить мгновение», культ юности, мимолетной любви, страсти, мотив дружбы, символика пира, вина, застолья, культ легкомыслия, за которым стоит подлинная высшая мудрость. И все это – под стягом свободы как высшей ценности свободного человека.
К КАВЕРИНУ.
Забудь, любезный мой Каверин,
Минутной резвости нескромные стихи.
Люблю я первый, будь уверен,
Твои счастливые грехи.
Всё чередой идет определенной,
Всему пора, всему свой миг;
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный.
Пока живется нам, живи,
Гуляй в мое воспоминанье;
Молись и Вакху и любви
И черни презирай ревнивое роптанье;
Она не ведает, что дружно можно жить
С Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом,
Что ум высокий можно скрыть
Безумной шалости под легким покрывалом 1817
Необыкновенное дарование Пушкина рано привлекло к нему внимание лучших представителей отечественной литературы. По свидетельству С. Т. Аксакова, Державин в конце 1815 года в беседе с ним сказал, что скоро свету явится «второй Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей». 19 сентября 1815 года после недавней встречи с Пушкиным Жуковский писал Вяземскому: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». В 1816 году Карамзин, посетив лицей, сказал Пушкину: «Пари, как орел».