Характеристика периодов творчества П.

ЛЕКЦИЯ 3. Творческий путь Пушкина (1799-1837).

План

Художественные особенности творчества Пушкина

Характеристика периодов творчества П. Основные мотивы лирики.

2.1. Лицейский период (1813- май 1817)

2.2.Петербургский период (май 1817-май 1820)

2.3 Южная ссылка (1820-1824)

2.4 Михайловская ссылка (август 1824-сентябрь 1826)

2. 5. Позднее творчество. Вторая половина 20-х гг. Лирика

2.6. Творчество 30-х гг. Лирика

Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик Мелькиор де Вогюэ в своей книге о русском романе.
В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ пишет: "Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это - романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы.
"...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для того, чтобы отдать человечеству? Я этого не думаю".
"...Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не изменилось, оно бы осталось тем, что оно есть, простым и верным зеркалом, в котором отражаются все человеческие чувства под одеждой, принятой около 1830 года образованным обществом Европы. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца".
"...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более прекрасно быть сыном Адама; и если, как это иные думают, является большей заслугой быть понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга, заставлять думать, плакать и улыбаться повсюду, где дышит человек; и Пушкину это удалось".

Художественные особенности творчества Пушкина

1. Творчество Пушкина подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности. В основе периодизации лежат события биографии поэта. Вехи личной биографии поэта одновременно были важными вехами его творческой эволюции. Поэт сам ясно осознает этапы своего пути. Поэтому каждый период не столько связан с географическим пребыванием поэта, сколько с изменением и/или углублением вектора его творческого пути. С каждым новым пе­риодом менялся поэтический мир Пушкина, литератур­но-эстетические вкусы, предпочтения, манера письма, идейная направленность произведений и формальное воплощение этой направленности. Одновременно на протяжении всего творчества поэта сохраняются общие особенности его художественного ми­ра.

В принципе, всё творчество П. и его личная биография – это единое произведение, объединенное ключевыми темами, мотивами, идеями, образами, которые по-разному актуализировались в разные периоды его жизни и творчества.

Периодизация

1. Лицейский период (1813- май 1817)

2. Петербургский период (май 1817-май 1820)

3. Южная ссылка (май 1820-июль 1824)

4. Михайловская ссылка (август 1824-сентябрь 1826)

5. Позднее творчество:

1) Вторая половина 20-х гг. (сентябрь 1826 –сентябрь 1830)

2) 30-е годы (Болдинская осень 1830 г., 2-ая Болдинская осень 1833 г.) ( сентябрь– 1836 г.)

2. Творчество Пушкина находится на рубеже литера­турных эпох — эпохи классицизма-сентиментализма (конец XVIII — начало XIX в.) и романтизма-реализ­ма (20—30-е гг. XIX в.). Пушкин как бы подводит итог литературным исканиям своих старших современни­ков (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, К. Ф. Рылеев, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов) и одновременно создает свою, пушкинскую, традицию, актуальную для последующих поэтов (М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Блок) и прозаиков (М. Ю. Лермонтов, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев) XIX в.

Ю. Н. Тыня­нов, например, пишет, что «Повести Белкина» «стали школой русской прозы. В «Гробовщике» и «Станционном смотрителе» намечен вкратце путь, которым пошел рус­ский реализм... На «Выстреле» учился Лермонтов. На «Гробовщике» — Гоголь, новеллистическому мастерству — Тургенев».

3. Пушкин — последователь Карамзина в создании со­временного русского литературного языка. Карамзин приблизил язык к живой устной речи, освободил от ар­хаизмов, Пушкин в большей степени его «демокра­тизировал». Язык Карамзина был рассчитан на утончен­ный вкус образованной аудитории. Светская галантность оставалась приметой этого языка, даже когда Карамзин пытался изобразить персонажей из социальных низов: поэтому крестьянская девушка у него изъясняется язы­ком образованного сословия. Большим шагом вперед по сравнению с уровнем развития литературы того времени стремление автора выразить себя как индивидуальность (эта черта получила затем развитие в творчестве поэтов-романтиков). Для сравнения: как схематичны и заданы были образы-амплуа в литературе классицизма.

Пушкин пошел дальше той субъективности, которая составляла главную особенность сентименталистского, а затем и романтического художественного метода. Именно поэтому в конце жизни он пишет больше прозаических произведений, связанных с объективным повествовани­ем. Мы говорим о реализме Пушкина на уровне выбора тем, событий, характеров, а также на уровне языка, который соответствует изображаемому предмету: в его произведениях дворяне говорят языком, свойственным их сословию, крестьяне и дворовые люди — простым языком, характерным для людей из народа.

4. В творчестве Пушкина есть характерный набор тем, идей, мотивов, образов, из которых складывается его поэтический мир. Эти темы: «любовь», «дружба», «поэт и поэзия», «природа» (особое, эстетическое к ней отношение), «история» (историческая память народа, народ и власть, судьба царей и выдающихся историче­ских личностей), «личность и общество» (великая лич­ность и маленький человек, роль личности в истории) — определяют то, что мы называем пушкинской традици­ей.

Характеристика периодов творчества П.

2.1.Лицейский период (1813- май 1817)

Ученический период. «Становление пера». Формирование лит. вкусов и предпочтений. Проявляет интерес к поэзии предшествующей и современной. Отсюда – многочисленные примеры подражаний, стилизаций, вольных переводов. Школа письма, проб. Разнообразные виды и жанры, поэтические размеры, отдавал предпочтение ямбическим, испробовал свободную строфику.

Несомненная печать классицизма: далекая от жизни тематика, абстр. образ любимой с античным именем (Хлоя, Дорида), условный пейзаж, мифологизмы, славянизмы, ритор. обращ. и штампы.

Примеряет и плащ сентиментализма – элегии.

Однако решающее влияние – романтизмБатюшкова и Жуковского, их пластичность, музыкальность, интерес к внутр. миру при этом – отвергал мистику, туманность и таинственность.

Удивительно, но уже тогда пробуждается интерес к устно-народной поэзии и реалистический пафос. Не зря в его стихах появляются образы Фонвизина, Крылова, Радищева. Первые проблески реал. искусства («Пирующие студенты», «Осеннее утро», «Желание», «Кюхельбекеру»).

Естественно, стихи Пушкина лицейского периода уступают пр-ям его учителей, но важно – это был поиск собственного пути – поиск способов отразить глубину, многомерность, полноту и великолепие жизни и место человека в мироздании. «Бреду своим путем», - заявил он в послании «Батюшкову» (1815).

Лучшее и самое известное стх. той поры, первое стихотворение, под которым было поставлено имя Пушкина – «Воспоминания в Царском Селе». Ода, написанная по заказу для чтения на выпускном лицейском экзамене 8 января 1815 года. Восхваляет царствование Екатерины II и ее внука Александра, однако в то же время отстаиваются идеи гуманности и мира, которые должны нести государи народу. Главной заслугой победителей Наполенона поэт провозглашает «благотворный мир земле». Этим пр-ем юный П. заявляет историко-патриотическую тему св. творчества. Но его патриотизм, возвеличивая историческую миссию народа, к которому он принадлежал и которым гордился, никогда не перерастал в шовинизм.

«Воспоминания в Царском селе», вдохновенно прочтенные Пушкиным в присутствии Державина, стали первым его триумфом. В том же году это стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум», издававшемся писателем В. В. Измайловым.

Уже тогда проявляются практически все осн. мотивы творчества (в разной, конечно, степени).

Знаменательно, что в первом напечатанном пр-и П – «К другу стихотворцу» (1814) – он размышляет об участи поэта и, будучи таким юным, трезво осознает, на что обрекает человека служение Музе:

Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

Столь раннее осознание роли и значения поэта получит продолжение на протяжении всего творч. пути, расширяясь и углубляясь. А поэт уже в это время приходит к выводу, что его судьба – лира.

Итак, Пушкин заявляет принципиальную для него тему – роль поэта в обществе.

Еще одной важнейшей темой является тема свободы. Свобода понимается Пушкиным прежде всего как вольномыслие и проявляется в ненависти к рабскому самодержавно-деспотическому строю, материализме и атеизме.

Ярче всего гражданские мотивы звучат в стихотворении «К Лицинию», приобретшем еще большую известность, чем «Воспоминания…» «Я рабство ненавижу» - декларация поэта. Программными для будущего поэта становятся строки:

Я сердцем римлянин: кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.

Бичуя развратный и погрязший в пороках Рим, Пушкин подразумевает современную ему Россию. Поэт негодует и обличает рабство:

«Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Атеистические мотивы проявляются в критике церковнослужителей, однако главное, что глубоко волнует поэта – это проблема веры-неверия. Попытка исследовать и понять эту мировоззренческую концепцию («Безверие»).

Но, конечно, юный пиит – певец любви и дружбы. Он – «счастливый ленивец», рассеянный певец любви, дружбы и пиров. Основная часть его стихов лиц. периода посвящена именно этому. Преобладают так называемые анакреонтические мотивы (от Анакреонт – др/греч. поэт, воспев. радости жизни на фоне прибол. старости и смерти, вопреки им): призыв «ловить мгновение», культ юности, мимолетной любви, страсти, мотив дружбы, символика пира, вина, застолья, культ легкомыслия, за которым стоит подлинная высшая мудрость. И все это – под стягом свободы как высшей ценности свободного человека.

К КАВЕРИНУ.

Забудь, любезный мой Каверин,

Минутной резвости нескромные стихи.

Люблю я первый, будь уверен,

Твои счастливые грехи.

Всё чередой идет определенной,

Всему пора, всему свой миг;

Смешон и ветреный старик,

Смешон и юноша степенный.

Пока живется нам, живи,

Гуляй в мое воспоминанье;

Молись и Вакху и любви

И черни презирай ревнивое роптанье;

Она не ведает, что дружно можно жить

С Киферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом,

Что ум высокий можно скрыть

Безумной шалости под легким покрывалом 1817

Необыкновенное дарование Пушкина рано привлекло к нему внимание лучших представителей отечественной литературы. По свидетельству С. Т. Аксакова, Державин в конце 1815 года в беседе с ним сказал, что скоро свету явится «второй Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей». 19 сентября 1815 года после недавней встречи с Пушкиным Жуковский писал Вяземскому: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». В 1816 году Карамзин, посетив лицей, сказал Пушкину: «Пари, как орел».

Наши рекомендации