Государственная власть и государственное управление

Государственные органы реализуют властно – управленческие функции, т.е. реализуют публичную власть и государственное управление. Очень часто эти два понятия путают, принимают как синонимы. Но это не верно. Рассмотрим по отдельности эти понятия. Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо понять, что из себя представляет «власть».

Понятие «власть» раскрывается в двух значениях. Во-первых, как воздействие: идеологическое, политическое, психологическое, правовое, финансовое, экономическое, физическое. Во-вторых, как способность субъекта проявить волю и подчинить этой воле других субъектов, определяя их поведение, деятельность.

Понятие «государственная власть» рассматривается с точки зрения политического предназначения формы государства и демократических принципов. Принятая в последнее время трактовка, имея разное выражение, сводится к тому, что это концентрированное и реально воплощенное во всем механизме государства организованная воля и сила экономически и политически господствующего субъекта. И, хотя, эта трактовка может относиться к демократической форме, она также может выражать авторитарную или тоталитарную форму правления. Правящим субъектом может быть народ, элита, партия и т.п. В последнее время все реже стало употребляться значение государственной власти, связанное с гражданами государства. Думается, что более правильно было бы охарактеризовать государственную власть, в демократическом понимании, как систему деятельности граждан через создаваемые ими органы государства для реализации принадлежащих им (гражданам) прав и свобод (интересов, целей).

Понимание демократической государственной власти должно:

-отражать субъективный состав ее формирования (граждане);

- подчеркивать источник власти (граждане);

- основываться на правах и свободах человека и гражданина;

- определять единство государственной власти, как системы деятельности первичных (граждане) и производных (органы государства) субъектов власти.

Цивилизованное развитие государственной власти обеспечивается:

-правовым характером ее формирования и осуществления;

-закреплением структуры, системы государственной власти, ее формы, процедуры осуществления и ответственности в нормативно – правовых актах не ей самой, а Конституцией;

- взаимосвязью с правосознанием общества, правовой культурой граждан.

Кризисное состояние власти – отчуждаемость ее от человека, общества, замкнутость ее в системе государственного аппарата.

В цивилизованном, демократическом понимании государственной власти выделяют:

- первичные субъекты государственной власти (человек, граждане, общество, народ), обладающие естественными правами;

- вторичные субъекты государственной власти (органы государства), обладающие публичными правами, через которые первичными субъектами осуществляется и реализуется воля по реализации принадлежащих им прав и свобод.

Первичные субъекты государственной власти осуществляют учредительную государственную власть, а вторичные субъекты государственной власти реализуют публичную государственную власть (законодательную, судебную, исполнительную).

Учредительная государственная власть – выражение и реализация исключительного права граждан на волеизъявление. Это способ обеспечения легитимности и легальности публичной власти. Эта форма обеспечения вопросы развития государства. Присвоение принадлежащих учредительной власти прав законодательной властью – форма отчуждения ее от народа и поэтому не допустимо.

Основные функции учредительной власти:

- принятие и изменение Конституции, обеспечение ее действия;

- принятие решения о баланса политических сил. Она призвана решать наиболее судьбоносные необходимости учреждения качественно новой власти;

- организация учреждения новой власти;

- периодическое переучреждение власти (выборы).

С принятием Конституции 1993г. Учредительная власть рассматривается как:

- Учредительная власть по источнику. Власть граждан.

- Учредительная власть по субъекту. Власть главы государства – Президента РФ.

Вопрос о взаимодействии и взаимосвязи государственной власти и государственного управления имеет различные точки зрения и подходы. Для понимания и раскрытия данного вопроса необходимо определиться с сущностью государственного управления. Чтобы раскрыть сущность государственного управления необходимо: во-первых, отказаться от понимания сущности государства как замкнутой корпорации чиновников, во-вторых, осознать, что управление это не только администрирование, но и взаимодействие и взаимосвязь S управления (государственных органов) и О управления (общество) ради достижения социально значимых результатов. Необходимо понять: что, в демократическом обществе, публичная власть реализуется всеми ветвями власти, а не одной, отдельно взятой (исполнительной), что существует институт сдержек и противовесов, который призван активно влиять ветвям власти друг на друга и взаимодействовать друг с другом; что администрирование, осуществляемое средствами административного права – это один из методов управления, реализуемый деятельностью одной из ветвей публичной власти – исполнительными органами власти; что административное управление внутри государственного аппарата не может автоматически переносится на административное управление обществом.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что сущность государственного управления раскрывается в двух значениях. Первое, это реализация властно – управленческих функций (системы публичной государственной власти) всеми ветвями государственной власти, а не только отдельно взятой. Второе – взаимодействие и взаимосвязь государственных органов и институтов гражданского общества, ради достижения социально значимых результатов. Во втором подходе речь идет о чисто управленческих отношениях государственных органов и общества, нельзя забывать, что сегодня ставится задачи открытости и подконтрольности государственных органов обществу. Что заказчиком и оценщиком деятельности органов исполнительной власти является гражданское общество, что сегодня невозможно управлять обществом без участия самого общества, без передачи функций государственного управления общественным организациям и бизнес сообществу.

Модуль 2

Наши рекомендации