Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
Мы установили, что законность представляет собой процесс осуществления закона. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений. Что такое правопорядок?
Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.
В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.
2. Правоотношения - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в ту систему общественных отношений, которые и образуют правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
Воинский правопорядок - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.
Поскольку вооруженные силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.
Воинский правопорядок - это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.
Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:
Во-первых, воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.
Во-вторых, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.
Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.
Воинский правопорядок складывается на основе законности, врезультатеточной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.
Гарантии законности и правопорядка. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.
К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.
Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.
Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, заимообусловливают и дополняют друг друга.
7. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики
В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.
К основным причинам распространенности правового нигилизма можно отнести: 1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия; 2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами; 3) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности,имели место низкая роль суда и низкий престиж права; 4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.
От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.
В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры общества и профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы.
Литература
1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 197-209, 169.
2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 1998. С. 343-348.
3. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
4. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. //Полис. 1994, № 2.
5. Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. М., 1991.
6. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
7. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте понятия и виды правомерного поведения.
2. Дайте понятие правонарушения и раскройте его признаки.
3. Состав правонарушения.
4. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.
5. Охарактеризуйте виды правонарушений.
6. Каковы причина правонарушений и меры борьбы с ними?
7. Назовите основания освобождения от юридической ответственности.
8. Дайте понятие законности, гарантий и методов их обеспечения.
9. Как соотносятся понятия законность и целесообразность, законность и справедливость?
10. Правопорядок: понятие, значение, соотношение с категорией «законность».
Тест к VI разделу
1. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:
А) умышленные и неосторожные;
В) публично-правовые и частноправовые;
С) проступки и преступления;
D) гражданско-правовые и уголовно-правовые.
2. Неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве обеспечивается:
А) применением государственного принуждения;
В) неограниченной деятельностью исполнительной власти;
С) судом;
D) соблюдением правовых требований прежде всего государством.
3. Какое определение раскрывает понятие юридической ответственности:
А) виновное противоправное общественно опасное поведение
праводееспособного индивида;
В) осуждение правонарушителя со стороны общества, коллектива;
С) все перечисленное;
D) обязанность претерпевать меры государственного принуждения,
предусмотренные санкциями правовых норм.
4. Назовите одну из юридических гарантий законности:
А) реализация права;
В) соответствие права определенной идеологической системе;
С) полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам;
D) правомерное поведение.
5. Строгое и полное осуществление предписаний правовых норм и основанных на них юридических актов всеми субъектами права определяется как:
А) законность;
В) правопорядок;
С) эффективность права;
D) саморегуляция поведения.
6. Какое определение раскрывает понятие правопорядка:
А) это система общественных отношений, которая устанавливается в
результате точного и полного осуществления предписаний
правовых норм всеми субъектами права;
В) это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми
субъектами права;
С) это объективно возникающая в обществе в соответствии с законом
особая форма социального воздействия, участники которого обладают
взаимными правами и обязанностями;
D) ни одно из определений не является верным.
7. Какой орган является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации?
А) Третейский суд.
В) Верховный суд Российской Федерации.
С) Высший арбитражный суд Российской Федерации.
D) Конституционный суд Российской Федерации.
8. Что является основанием возникновения юридической ответственности:
А) общественная опасность личности;
В) решение компетентного органа;
С) все перечисленное;
D) совершение правонарушения.
9. Расположите правонарушения в порядке увеличения общественной опасности:
А) дисциплинарное;
В) гражданское;
С) административное;
D) уголовное.
10. Что является объектом законности?
А) Органы управления.
В) Должностные лица.
С) Гарантии законности.
D) Поведение юридически обязанных лиц.
11. Как называется политико-правовая связь личности с государством, в котором установлена республиканская форма правления?
А) Общество.
В) Эту связь безотносительно к формам правления можно назвать и гражданством, и подданством.
С) Гражданство.
D) Подданство.
12. Субъективная сторона, объективная сторона, субъект и объект преступления в целом составляют:
А) содержание уголовного правоотношения;
В) состав правонарушения;
С) противоправность деяния;
D) понятия преступления;
13. Признание пределов деятельности государства отсутствует:
А) в тоталитарном («полицейском») государстве;
В) во всех видах государств;
С) в правовом (демократическом) государстве;
D) и в тоталитарном, и в правовом.
14. Какова сущность понятия «право» у Канта?
А) Все, что позволяет функционировать правовому государству.
В) Все, что входит в компетенцию субъектов права.
С) Все то, что ограничивает произвол одного лица по отношению к другому на основании категорического императива.
D) Право – это реализация воли общества.
15. Что означает принцип разделения властей?
А) Политическое поведение, получившее название «макиавеллизм», известное также и в виде афоризма «Разделяй и властвуй».
В) Построение основных институтов (ветвей) государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на базе четкого разграничения компетенции в целях предотвращения монополизации (узурпации) властных полномочий.
С) Разделение полномочий государственных и исполнительных органов.
D) Максимальное обособление друг от друга трех властей: законодательной, исполнительной, судебной – с целью недопущения их преступного сговора.
16. К какому понятию относится данное определение: «Принцип поведения всех участников общественных отношений, означающий требования соблюдения и исполнения законов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами»?
А) Категорический императив.
В) Политико-правовой режим.
С) Правопорядок.
D) Законность.
17. Переживания, мысли и чувства людей, возникшие по поводу принятия норм права, их реализации и их нарушения, могут быть отнесены к области:
А) правовой психологии;
В) правового поведения;
С) правоприменения;
D) правовой идеологии.
18. Возраст с которого, по общему правилу, наступает уголовная ответственность в РФ:
А) 18 лет;
В) 16 лет;
С) 14 лет;
D) 21 год.
19. Какое из указанных положений раскрывает признаки преступления:
А) виновность и наказуемость;
В) противоправность и наказуемость;
С) общественная опасность, противоправность, виновность;
D) ни одно из указанных положений не раскрывает.
20. Назовите основополагающие конституционные принципы, имеющие важное значение для утверждения конституционной законности:
А) федерализм;
В) народовластие;
С) разделение властей;
D) все перечисленное.
21. Какие уголовные законы имеют обратную силу:
А) законы, устраняющие преступность деяний;
В) законы, усиливающие наказуемость деяний;
С) все уголовные законы;
D) уголовные законы не имеют обратной силы.
22. Что понимается под системой «сдержек и противовесов» в государственно-правовой практике и в теории правового государства?
А) Особая форма реализации принципа разделения властей, механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей государственной власти в целях предотвращения монополизации власти в руках одного органа, лица или социального слоя. Система «сдержек и противовесов» является одним из важных условий обеспечения гражданской (политической) свободы.
В) Совокупность юридических норм, определяющих компетенцию органов государственного управления.
С) Формы влияния политических структур на формирование правового государства.
D) Формы юридической ответственности органов государства.
23. Как называется совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение личности в обществе (государственно-организованном)?
А) Правосубъектность.
В) Правовой статус гражданина.
С) Правомочность.
D) Правоспособность.
24. Наиболее демократическая форма защиты прав личности:
А) правосудие;
В) административный порядок защиты прав;
С) прокурорский надзор;
D) надзор органов внутренних дел.
25. Субъектами преступлений являются:
А) физические и юридические лица;
В) государственные органы, граждане и юридические лица;
С) вменяемые граждане, достигшие определенного возраста;
D) только юридические лица.
26. Какой из указанных признаков относится к объективной стороне преступления:
А) вменяемость;
В) время совершения преступления;
С) вина;
D) ни один не относится.
27. К материальным гарантиям законности и правопорядка относятся:
А) экономическая свобода и самостоятельность субъекта права;
В) деятельность государственных органов по поддержанию правопорядка;
С) нравственное здоровье общества;
D) политическая система общества.
28. Законы какого уровня обладают высшей юридической силой относительно вопросов, входящих в компетенцию федеральных органов?
А) Акты органов местного самоуправления.
В) Акты органов управления.
С) Федеральные законы.
D) Республиканские законы.
29. Знаменитая книга выдающегося юриста, в которой сформулирована классическая концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:
А) «Критика чистого разума».
В) «Левиафан».
С) «О духе законов».
D) «Государь».
30. Назовите автора широко известной концепции системы «сдержек и противовесов» как особой формы обеспечения принципа разделения властей.
А) Джон Мэдисон.
В) Николо Макиавелли.
С) Иммануил Кант.
D) Иосиф Сталин.
31. Что является предпосылкой такого состояния общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности?
А) Государственное принуждение.
В) Свобода индивида.
С) Правовая психология.
D) Законность.
32. Что является условием и средством создания правопорядка?
А) Законодательство.
В) Нормы права.
С) Законность.
D) Правовая психология.
33. В ситуации конфликта между сложившимися общественными отношениями и правовыми нормами лучшим решением будет:
А) сохранение действия устаревших правовых норм;
В) приостановление действия устаревших правовых норм;
С) своевременный пересмотр правовых норм;
D) отказ от реализации правовых норм.
34. Категория законности относится к сфере:
А) политического сознания;
В) правового сознания;
С) эстетического сознания;
D) нравственного сознания.
35. Что составляет один из признаков правового государства?
А) Наличие правосудия.
В) Наличие хорошо отлаженной системы надзора за всеми гражданами государства.
С) Наличие прокурорского надзора.
D) Взаимная ответственность государства и личности.
36. Назовите важнейшие признаки правового государства:
А) верховенство правового закона;
В) реальность прав и свобод индивидов;
С) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;
D) все перечисленное.
37. К какому понятию относится неуважение к правам и закону, отрицание социальной ценности права как нормативного регулятора общественных отношений?
А) К понятию «правовой нигилизм».
В) К понятию «политический инфантилизм».
С) К понятию «аморальность».
D) К понятию «произвола власти».
38. Назовите одну из юридических гарантий законности:
А) равенство всех граждан перед законом и судом;
В) юридическая техника;
С) кодифицированное законодательство;
D) свобода слова.
39. К какому понятию относится данное определение: «совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов и их добровольных объединений»?
А) Гражданское общество.
В) Политическая организация общества.
С) Народный фронт.
D) Страховое общество.
40. Назовите автора классической теории разделения государственных властей:
А) Шарль Луи де Монтескье.
В) Макс Вебер.
С) Им. Кант.
D) Питирим Сорокин.