Методические указания к лекциям
Лекция 1. Что изучает историческая наука?(2 часа)
1. Цель: освоение важнейшей области исторического знания – методологии истории. Должны быть рассмотрены сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника. Особое внимание следует обратить на отечественную историографию в прошлом и настоящем с учетом общего и особенного формирования русской исторической школы. Понимание методологии и теории исторической науки позволяет воспринимать историю России как неотъемлемую часть всемирной истории.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 5-14.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 3-8.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Лекция 2. Образование и развитие Древнерусского государства.(4 часа)
1. Цель: освоение основных проблем, связанных с феноменом Древнерусского государства. Начало изучения данной темы связано с проблемой этногенеза восточных славян. В контексте основных этапов становления государственности на Руси рассматриваются взаимоотношения Древней Руси и кочевников, византийско-древнерусские связи. Следует обратить внимание на спорные проблемы и теории, особенности социального строя Древней Руси, этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Важный акцент связан с принятием христианства и его историческим значением, выяснением роли русской православной церкви в становлении и укреплении русской государственности. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. соотносится с последующими социально-политическими изменениями в русских землях в XIII-XV вв. Важно сформулировать причины возникновения раздробленности на Руси и ее последствия. Особое внимание обращается на монголо-татарское нашествие на Русь, проблему взаимовлияния Руси и Орды, судьбу русских земель. Необходимо определить политические, экономические и культурные последствия татарского ига.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 15-19.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 9-15.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Подготовка реферата по теме «Феномен Древнерусского государства».
Лекция 3. Русь Московская: образование и развитие единого государства в ХIV – ХVI вв. (2 часа)
1. Цель: освоение общих закономерностей и особенностей, связанных с созданием единого Московского государства. Изучение темы предполагает компаративный анализ истории России и средневековых государств Европы и Азии. В этой связи определяется специфика формирования единого российского государства. В осмыслении феномена возвышения Москвы акцентируется внимание на причинах данного явления, его эволюции и выделении отдельных этапов, роли в объединении русских земель, оценке политического строя Московского государства в конце XV- начале XVI вв. В рамках темы занятия освещается формирование сословной системы организации общества и сословно-представительной монархии. Тема включает также проблематику, связанную с централизацией страны и усилением личной власти Ивана IV Грозного, оценкой результатов его внешней политики.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 21-35.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 16-22.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Лекция 4. Становление самодержавия в России в XVI-XVII вв. (2 часа)
1. Цель: освоение тенденций, отражающих процесс становления Российской империи. На примере правления русских царей (последние Рюриковичи, первые Романовы) рассматриваются особенности формирования и функционирования монархии в России. Выясняются причины, суть и последствия социально – политического кризиса в начале XVII вв. (Смутное время). Выделяются основные события, связанные с борьбой русского народа с иностранной интервенцией, восстановлением государственности. Определяются особенности правления первых Романовых в контексте социально-политического и экономического развития России в XVII веке. Акцентируется внимание на сущность и основные этапы экономического развития России, эволюция форм собственности на землю, структуру феодального землевладения. В этой связи специально рассматривается эволюция крепостного права в России.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 36-68.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 23-39.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Лекция 5. XVIII век – век политической и социальной модернизации России. (2 часа)
1. Цель: характеристика особенностей XVIII века в России. Особое внимание уделяется реформам Петра I, включая содержание и особенности петровских преобразований: экономических, государственного устройства, внешней политики. Рассматривается Северная война и ее влияние на внутреннее положение России. На занятии обсуждаются предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Желательна дискуссия о генезисе самодержавия, в том числе осмысление причин и последствий «эпохи дворцовых переворотов». Продолжение дискуссии связано с обсуждением «просвещенного абсолютизма» Екатерины II и реального содержания ее политики, как внутренней, так и вешней, ее влияния на судьбу государства.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 69-91.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 40-59.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Лекция 6. Политика общественных преобразований в России в первой половине XIX века.(2 часа)
1. Цель: изучение попыток и результатов реформ и контрреформ в России в первой половине XIX века. Тема занятия предполагает начало обсуждения ряда проблем: реформы и реформаторы в России, русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру и др. Оценивается социально-политическое положение России в первой четверти XIX века, связанное с правлением Александра I, реформаторский поиск властей. Рассматриваются события Отечественной войны 1812 года, заграничный поход русской армии. Необходимо сопоставление политики Александра I в его правление до указанных событий и в последующий период, а также с правлением Николая I. Специального изучения требует Крымская война 1853-1856 г.: ее причины, этапы, итоги.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 92-123.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 60-72.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Лекция 7. Реформы и реформаторы России во второй половине XIX века. Последствия Российской модернизации.(2 часа)
1. Цель: изучение Великих реформ и контрреформ в России во второй половине XIX века. Занятие предполагает продолжение обсуждения тем, затронутых на предыдущем семинаре. Следует выяснить характерные черты и особенности мануфактурно-промышленного производства и промышленного переворота в России, становления индустриального общества. Рассматриваются крестьянская реформа 1861 г., особенности ее подготовки и проведения, а также либеральные реформы 1860-1870-х гг. и «контрреформы» 1880-1890-х гг., деятельность С.Ю. Витте и социально-экономическая модернизация России. Особого разговора заслуживает проблематика, связанная с общественной мыслью и общественным движением в России XIX в. Оценивается влияние XIX века на характер и итоги развития России, социально-политическое и экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв., объективная потребность индустриальной модернизации России, российские реформы в контексте общемирового развития.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 92-123.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 73-85.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Лекция 8. Революции в России: причины, движущие силы, ход, социально-политические и социально-экономические последствия.(4 часа)
1. Цель: освоение основных проблем начала XX столетия в мировой истории. В их числе: глобализация общественных процессов, экономический рост и модернизация, революция и реформа, социальная трансформация общества, столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Рассматривается комплекс вопросов: аграрная реформа П.А. Столыпина и ее влияние на решение социально-экономических проблем России; политические партии России в начале XX в.: их генезис, классификация, программы, тактика; причины, характер и особенности революции 1905-1907 гг., ее социально-экономические и политические последствия; условия возникновения российского парламентаризма, Государственные Думы и их судьба. Особое внимание уделяется России в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса, Февральской революции 1917 г. Рассматриваются причины возникновения и последствия кризисов Временного правительства в России в 1917 г. Завершается тема изучением революции в октябре 1917 года и ее последствий.
2. Используемые методы обучения:
Репрезентация прошлого, включая объяснение, интерпретацию.
3. Используемые средства обучения:
Презентация Комплекса таблиц и схем по отечественной истории, разработанного И.Ю. Гагариной (Power Point).
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятиях:
Справочные материалы к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». 2-е изд. М., МосГУ, 2007. С. 124-146.
5. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме лекции:
Сборник тестовых заданий к курсу лекций «Отечественная история с древнейших времен до наших дней». С. 86-94.
6. Задание для самостоятельной работы:
Изучение основной и дополнительной литературы, источников по курсу: Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история». М., МосГУ, 2011. С. 13-14.
Подготовка реферата по теме «Революции в России» (по выбору).