Глава 1. Историко-стилистический анализ
В.И. Мурадели
«Ответ на послание Пушкина»
Содержание
1.Глава I: Историко - стилистический анализ………………….стр 3-8
2.Глава II: Музыкально- теоретический анализ………………. стр 8-12
3.Глава Ш: Вокально-хоровой анализ……………………………стр 12-19
4.Глава IV: Исполнительский анализ…………………………….стр 19-20
5.Список литературы……………………………………………….стр 21
6.Приложение………………………………………………………..стр 22
Глава 1. Историко-стилистический анализ
«Все хорошее - от удивления!», воскликнул когда-то давно Аристотель. И афоризм этот любил повторять Вано Ильич Мурадели - удивительный человек, восхищавшийся жизнью и умевший восхищать ею других. С ранних лет этот пылкий музыкант был одержим искусством. Для него не существовало «избранных» жанров. И над симфонической партитурой, и над постановкой оперы композитор трудился с равным увлечением. И всегда он оставался художником–гражданином, неизменно находился в центре кипучей общественной жизни народа. Его музыка глубоко демократична по своей сути, по складу, поэтому его произведения стали так популярны в народе: они адресованы широкому кругу слушателей, и при этом- никакой упрощенности и примитивизма, а наоборот- богатство формы и насыщенность интонационно- мелодических красок отличало его письмо.
Вано Ильич Мураделли-( 6 апреля 1908 года - 14 августа 1970(1970-08-14) Томск)
Родился в 1908 году в маленьком грузинском городе Гори в крестьянской семье. Семья Мурадовых отличалась большой музыкальностью. Пели все - от мала до велика. Со временем организовался «семейный вокально – инструментальный квартет» , в котором маленький Ваня с удовольствием принимал участие. Будущего композитора все больше и больше влекло к музыке. Он самостоятельно научился по слуху играть на мандолине, гитаре, а затем и на рояле (в местном кинотеатре). В 1925 году поступает в Кукийское музкальное училище – в Тбилиси по классу вокала, а затем, в 1926 году - в Тбилисскую государственную консерваторию в класс композиции С. В. Бархударяна и М. М. Багринского .
Дальнейшие три года после окончания консерватории Ваня Мурадов посвящает почти исключительно театру. Он пишет музыку для спектаклей Тбилисского драматического театра, а также удачно выступает в качестве актера. Именно с работой в театре связана перемена фамилии молодого актера — вместо «Иван Мурадов» на афишах появилось новое имя: «Вано Мурадели».
3 года после окончания консерватории Мурадов посвящает почти исключительно театру. Он пишет музыку для спектаклей Тбилисского драматического театра, а также удачно выступает в качестве актера. Именно с работой в театре связана перемена фамилии молодого актера — вместо «Иван Мурадов» на афишах появилось новое имя: «Вано Мурадели».
С течением времени Мурадели все чаще испытывает неудовлетворенность своей композиторской деятельностью. И тогда он принимает решение продолжить учебу. С 1934 г. Мурадели - студент Московской консерватории по классу композиции Б. Шехтера, затем Н. Мясковского. "В характере дарования моего нового ученика", - вспоминал Шехтер, - "привлекали прежде всего мелодийность музыкального мышления, имеющая истоками народное, песенное начало, эмоциональность, искренность и непосредственность". К окончанию консерватории Мурадели написал "Симфонию памяти С. М. Кирова" (1938), и с этого времени гражданская тема становится ведущей в его творчестве.
Дальнейшее свое развитие она получила и в опереттах Мурадели: "Девушка с голубыми глазами" (1966) и
"Москва - Париж - Москва" (1968).
Несмотря на огромную творческую работу, Мурадели был неутомимым общественным деятелем: в течение 11 лет он возглавлял Московскую организацию Союза композиторов, принимал активное участие в работе Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами. Он постоянно выступал в печати и с трибуны по различным вопросам советской музыкальной культуры.
"Не только в творчестве, но и в общественной деятельности", - писал Т. Хренников, - "Вано Мурадели владел секретом общительности, умел зажигать огромную аудиторию вдохновенным и страстным словом". Его неустанная творческая деятельность продолжалась до самой смерти.
«Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни» —так мыслил В.И.Мурадели и постоянно проводил этот принцип в своем творчестве.
Композитор работал во многих жанрах. Среди основных его сочинений — 2 симфонии, 2 оперы, 2 оперетты, 16 кантат и хоров, свыше 50 . камерно-вокальных сочинений, около 300 песен, музыка к 19 драматическим спектаклям и к 12 кинофильмам.
А.И.Одоевский
А. И. Одоевский был представителем древнего княжеского рода, угасшего вместе с ним. Широко и разносторонне образованный молодой гвардейский офицер, стремившийся «всецело посвятить себя служению искусствам и наукам», — таким в воспоминаниях современников рисуется Одоевский накануне декабрьской катастрофы. Двоюродный брат В. Ф. Одоевского, А. И. Одоевский был другом Грибоедова, а затем, на почве литературных интересов, он сблизился также с Кюхельбекером, Бестужевым и Рылеевым. В начале 1825 года Одоевский был принят Бестужевым в Северное тайное общество, но еще до этого времени он поддерживал общение со многими членами организованной Пестелем кавалергардской ячейки Южного общества.
Политические взгляды Одоевского не отличались ясностью и определенностью, однако революционный энтузиазм рылеевской группы Северного общества захватил и его. За участие в революционном заговоре Одоевский был осужден в каторжные работы на 12 лет. В 1836 году, по ходатайству отца, Одоевского перевели в Ишим Тобольской губернии, откуда через год он был определен рядовым в Кавказский отдельный корпус. На Кавказе Одоевский встретился и сблизился с Лермонтовым, сосланным за стихи на смерть Пушкина, а также и с Н. П. Огаревым.
Основной пафос политической лирики Одоевского — воспевание «вольности в неволе». В его стихах отразились чувства и мысли разгромленных декабристов, его друзей и товарищей по Читинскому острогу и Петровскому заводу.
Вершиной политической лирики Одоевского является его знаменитый ответ на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд»). Ответ Одоевского, утверждавший непрерывность и преемственность революционного движения, замечателен ярко выраженной в нем непреклонной уверенностью декабристов в правоте их дела.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
Конец 1828 или начало 1829 (?), Читинский острог
Это замечательное стихотворение Одоевского вдохновляло несколько поколений русских революционеров. Строка из него — «Из искры возгорится пламя» — была взята эпиграфом для ленинской «Искры».
Подлинно революционная направленность выражена в этих строках.
До сих пор они волнуют сердце. Неудивительно, что Вано Ильич проникся этой тематикой.
Ведь будучи пламенным патриотом, он горячо сопереживал судьбе своей своей Родины.