Культура Казахстана в 50-80-е гг.

Развитие системы образования. Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963гг.
Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - "транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.
В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.
В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.
Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек. Наука. Все научные учреждения Казахстана в 50-х-80-х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным. Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1,972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии. В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10 840 кандидатов наук. 7 ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 ученых получили Ленинские, более 70 - Государственные и Республиканские премии. Литература. В 50-80-е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе "творческого овладения марксизмом-ленинизмом". Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г.
Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман "Путь Абая". В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова "Кровь и пот" и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской

литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина "Кочевники" и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко.
В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. Своеобразным и интересным было творчество О. Сулейменова, испытавшего на себе все приемы и методы советского "руководства" литературой. Его книга-исследование "Аз и Я", вышедшая в 1974 г., стала объектом критики, признана вредной в идейно-политическом плане и была фактически запрещена.
В послевоенное время начинается новый этап в изучении литературного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана 3-томная история казахской литературы.
Музыка, театр и кино. 50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли "Гульдер", "Дос-Мукасан", "Айгуль".
Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева "Золотые горы", С. Мухамеджанова "Айсулу", балеты Г. Жубановой "Легенда о белой птице" и "Хиросима" и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова "Ризвангуль" была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова.
В республике в 50-е - 70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).
Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых "Наш милый доктор" (Ш. Айманов, 1957), "Сказ о матери" (А. Карпов, 1963), "Выстрел на перевале" (Б. Шамшиев, 1968), "Кыз Жибек" (С. Ходжиков, 1970), "Конец атамана" (Ш. Айманов, 1970), "Транссибирский экспресс" (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.
В целом развитие культуры в 50- 80-е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.

БИЛЕТ27

1. Образование Ак Орды,Во второй половине XIV века Золотая Орда стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и-кипчака из Золотой орды выделилось самостоятельное государство Ак-орда. Центр Ак-орды переместился на юг Казахстана. Столицей стал город Сыгнак. Фактически самостоятельной Ак-орда стала к середине XIV в. при ханах Ердене и Мубарак-ходже(1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1362-1380).В 1336-1405 году в западной части – в Маверенахре возникло государство. Эмира Тимура, который в 1370 году установил свою власть и правил 35 лет. Он стремился объединить под своей властью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому препятствовала Золотая орда. Для того чтобы сломить ее Тимур вел захватнические походы против Ак-орды и Могулистана. В 70-80х гг. он совершил около10-и походов против этих государсттв, в результате которых их самостоятельности был нанесен удар.К концу жизни эмира его держава включала в себя Маверенахр, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Индии.В 1428г. к власти в Ак-орде пришел шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет. В ханстве от Яика на зап. До Балхаша на востоке. Столицей ханства был Сыгнак.После распада Золотой орды к середине XV в. возникло самостоятельное государство на территории зап. Казахстана – Ногайская орда. Обособление Ногайской орды как полунезависимого началось при Едыге, который правил в Золотой орде (1396-1411). Окончательно государство обособилось при сыне Едыге Нур-ад-дине (1426-14400). Господствующим племенем в Ногайской орде были момгыты. В Ногайской орде полит и экон власть находилась в руках монгытских – потомков Едыге. В состав Ногайской орды входили наряду с момгытами: кунграты, найманы, аргыны, канглы, алчины, кипчаки, карлуки, алаш, тама и др. племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности.

2. Образование в Казахстане полит партий «Алаш», «Уш жуз» и др.Весной и летом 1917 года в Казахстане возникли рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. 21-28 июля 1917г в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. На нем было рассмотрено 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Щура-и-Ислами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченекои области; о посылке из казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать Казахскую национальную партию «Алаш». Программа «Алаш» была составлена А. Букейхаповым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу. Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия «Алаш» ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары-Арка», также издавался журнал «Абай». Лидером партии был А. Букейханов, в пес входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тыиышпасв, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов, Ж. и X. Досмухамедовы и другие. Осень 1917г - партия «Уш-Жуз», Казахская социалистическая партия. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш-Жуз», цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики». Председателем ЦК партии был Мукам Айтпенов, затем стал Кольбай Тогусов. Печатным органом была газета «Уш-Жуз». Партия «Уш-Жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш-Жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры «Уш-Жуз», Партия прекратила свое существование.

3. . Культура Каз в нач 20в (образование и периодическая печать, каз лит, устное и музык творчество)Образование оставалось на низком уровне. Царское правительство препятствовало обучению каз детей, в школах они сост всего 6%. Активизировалась деятельность демократической интеллигенции которая способствовала распространению русского образования. Их стараниями были изданы произведения Абая Алтынсарина, Кубеева, Сералина, Кудайбердиева. Выходит соц-демократическая газета «Урал», журнал «Айкап» - помогал развитию каз демократической культуры. Казахские писатели демократы высоко ценили русскую культуру пропагандировали средим своего народа русских писателей. Педаго и писатель Испандияр Кубеев, поэт Султан Махмуд Торайгыров, поэт Макжан Жумабаев (стихи «Свобода», «Моёжелание», «Бедняга»), ученый-лингвист Ахмет Байтурсынов (редактор газеты «Казах»), Жусупбек Аймауытов («Карт кожа», «Кюй счастья»), Маржакып Дулатов (первый казахский роман «Бакыт сыз жамал»). Казахскую муз культуру отличала демократическая направленность. Широко известны композиторы, певцы Кенен Азербаев, Майра Шамсутдинова, Ибрай Сандыбев, Естай Беркимбаев; композиторы-кюйши Дины Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтен Уразалиев; исполнители произведений Амре Камаубаев, Кали Байханов, Габбас Айтпаев. 1906г в Оренберге прошли первые русско-казахкие концерты. Члены рус географического общества изучали и записывали каз муз творчество. В 1909г Рыбаков сделал доклады на эту тему в Москве и в Питере. Восстанию 1916г была посвящена песня Дины Нурпеисовой «Набор» и Уразалиева «16-ый год». Выделялись песни о народном батыре Имангельды Иманове. С 1897-по 40-ый годы сеть русскоязычных школ удвоилось, однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе.

БИЛЕТ28

1. Зарождение промышленного производства в Каз в последней четверти 19вСо второй половины XIX века в Казахстан стал активно проникать российским капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличались недра края, а также промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговля. Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевое сырье, дешевая, в избытке, рабочая сила Например, Жезказгаискос месторождение меди было куплено за 100 рублей, Саранское месторождение угля — за 114 рублей. Горнозаводская промышленность в основном была сосредоточена в Акмолннской и Семипалатинской областях в Баян-Аульском, Каркаралинском, Акмолинском уездах и на Алтае. Здесь были медные, серебряно-свинцовые рудники и заводы, угольные копи, золотодобыча. Большая часть медеплавильных, серебросвинцовых заводов принадлежала промышленникам Поповым. Заводы -отсталая техника - ручной труд. К тому же Поповы закрывали свои заводы до окончания 20 летнего льготного срока, и рядом строили новые, снова получив 20 летнюю льготу. В 1852 году русский купец Ушаков создал в Екатеринбурге компанию промышленников, в которую вошли также Зотов, Рязанов, Севастьянов. В 1852 году он купил месторождение меди в Акмолинском уезде, а в 1856 году купил угольное месторождение Караганды. На основе этих месторождений в 1863 году компанией был построен Спасский медеплавильный завод. По количеству выплавляемой меди он занимал второе место среди частных медеплавильных заводов России. Его продукция поставлялась на Екатеринбургский и Петербургский монетные дворы, а также на

Нижегородскую ярмарку. Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: Спасский медеплавильный завод, Успенский рудник. Карагандинские копи, Экибастузские и Риддсрские предприятия. Но у русских промышленников не хватало средств и правительство решило привлечь сюда иностранный капитал. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско-Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англо­французским предпринимателям. В 1907 году англичане взяли в аренду Джезказганские медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экнбастуза. Можно отметить, например, что в деятельности Риддера немалую роль играли капиталы Герберта Гувера — будущего президента США. Такая же судьба постигла и нефтепромыслы Эмбы. Важной отраслью была солепромышленность. Важное место в экономике того времени занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу» Сырдарье, на Аральском море, озерах Балхаш, Зайсан. К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного тина по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолипске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882 году в Шымкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию, Японию. В Шымкенте и Туркестане действовали хлопкоочистительные заводы. В Верном было два предприятия табачной промышленности.

2. Принятие Младшим жузом Российского подданства.В 1687 году в Тобольск было направлено казахское посольство во главе с батыром Кошимом с поручением пригласить в Казахстан русских купцов. В состав миссии входили казахские торговцы, намеревавшиеся расчистить почву для экономических связей с Русским государством через Сибирские города. В 1689-начале 1690 годов в Тобольск направлено другое посольство во главе с Туман-батыром, но эти связи не оформлены юридически. Начало 18 века ознаменовалось кровопролитной борьбой против джунгар. Напряженное положение на северо-восточной границе вынудило казахских ханов и султанов вступить в переговоры с правительством Петра I и через сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Россией. В 1725 году Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников обратились к Петру I с просьбой о подданстве. В 1726 году хан Младшего жуза Абулхаир и другие старшины отправили в Россию посла Койбагара. Это посольство осталось безрезультатным. Но Абулхаир в сентябре 1730 года вновь отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к Анне Иоановне с просьбой о покровительстве. 19 февраля 1731 года императрица подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в Российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответствующей присяги были направлены послы во главе с переводчиком Тевкелевым. Основываясь на заверениях Абулхаира, в Петербурге решили, что желание вступить в подданство разделяют все султаны и старшины Младшего жуза. Но, когда Тевкелев прибыл 5 октября 1731 года в ставку Абулхаира, находящуюся на реке Иргиз, выяснилось, что по вопросу принятия Российского подданства среди феодальной верхушки были разногласия. Попытки противной партии во главе с Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу. 10 октября 1731 года значительная часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие. Восстание казахов младшего жуза Срыма Датова.Срым Датов - старшина рода байбакты, был родственником хана Нуралы. СД в 1776 - 1783 поддерживал его политику. Началом восстания считается 1783 год, т.к. отмечается первое столкновение СД с уральским Казачеством. 27 дек. 1782 года выходит указ о перегоне скота на правый берег Урала, Эмбы, Волги, Согыз при условии найма казахами земли. В 1783 году около СД сосредотачиваются в р-не Согыз 2700 чел-к, активные действия со стороны восставших прослеживаются с 1785 года. Нуралы испугавшись обращается за помощью к карательным отрядам. СД-иа поддерживали различ. Сей. Группы каз-ro общества. СД выступает за политич. свободу Каз-на в вопросах выбора хана, он требует возврата земель, которые перешли к уральскому казачеству. В 1785 году Нуралы был изгнан из жуза, а в 76 Екатерина II юридически отстранила его от власти. В это время Игельстром проводит свои реформы. В 1785 20 старшин большинства родов голосуют за отлучение Нуралы от ханства. Мл. Жуз был поделен на 3 части (каракисетская, байулинская, семиродская). Реформа себя не оправдала, и в 1789 Игельстром восстанавливает ханскую власть. СД стоит за выборность ханов. В 1792 году СД проводит широкую агитацию против рус. Правительства. Хивинское, Бухарское х-во и каракалпаки поддерживают СД-ва и дают ему около 30 тыс ч-к. В 1795-96 году в младшем жузе наблюдается полнтич. и экономич. Хаос, в эти года случился джут. В 1797 на должность губернатора возвращают Игельстрома. Он создает ханский совет, в который входят представители старшин и султанов. Выбирают ханом Каратая, но вскоре заменяют Айчуваком (более 70 лет). СД решает прекратить военные действия в связи с тяжелым положением в младшем жузе. Главный вопрос восстания - земельный, в ходе восстания не был решен. В 1802 году СД откочевал в Хиву, и был убит ханом Каратаем. Итоги восстания: оно не достигло поставленных задач по ряду причин, тюкю погибает СД, СД непоследователен в своих действиях, восстание плохо организовано, стихийно

3.

БИЛЕТ29

1. . Проникновение в Каз торгово-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Каз. В рассматриваемый период развивался транспорт, почтовое сообщение, С 80-х годов предпринимались попытки начать постоянное судоходство по Иртышу, Балхашу, Или. Были построены Оренбургско-Ташкентская и другие железные дороги. Важную роль стала играть Транссибирская магистраль и в частности ее западный участок, 178 верст проходивший по АкмолинскоЙ области. Всего в Казахстане было построено 482 персты железных дорог К концу XIX века железные дороги, водный транспорт и почтово-телеграфное сообщение соединили Казахстан с центром России, Сибирью, Алтаем, Средней Азией. Государственный банк России имел свои отделения в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, Верном. Так же в Казахстане было 7 филиалов Сибирского торгового банка, на втором месте был Русский торгово-промышленный банк, нмешиий 5 отделений. Капиталистические отношения оказывали существенное влияние на развитие торговли. Основным объектом торговли был скот. Например, из Акмолинского, Каркаралинского, Сарысуского уездов ежегодно в Россию перегонялось до 60 тысяч голов крупного рогатого скота и до 200 тысяч голов овец. Кроме того, в конце XIX века из Казахстана стал вывозиться хлеб — зерно, мука. Крупными центрами торговли хлебом стали Уральск. Оренбург, Семипалатинск, куда хлеб свозили из Кустанайского, Актюбинском, Уральского, Тургайского уездов. Часть хлеба вывозилась в Фергану, Ташкент, Бухару. Во второй половине XIX века в Казахстане распространение получила ярмарочная торговля. Крупные ярмарки действовали в Лкмолинской области: Таинчикульская. Константиновская. Петровская, Куяндинская; в Семипалатин­ской области — Чарская; Каркаринская — в Семиречье; Аулие-Атинская — в Сырдарышской области; Уильская, Темирская — в Уральской области. Это были наиболее крупные ярмарки, оборот которых составлял 1 млн. рублей и более. Зачастую торговля была неэквивалентной, так за полфунта чая и фунт сахара обменивался баран; за бритву, которая стоила не более 15 копеек — баран; за самовар — 20-25 баранов. Казахстан имел важное значение в торговле со Средней Азией, Монголией, Китаем. Важную роль в жизни края играли города. Одни из них выполняли функции торговых, другие промышленных, третьи административных центров. Наиболее крупными городами, по переписи населения 1897 года, были: Уральск, Верный, Семипалатинск, Петропавловск, Джаркент, Кустанай, Аулие-Ата, Акмолинск, Гурьев, Усть-Каменогорск, Павлодар, Перовск (Ак Мечеть) и др. В городах жили дворяне, офицеры, предприниматели, купцы, торговцы, казачья верхушка, разночинная интеллигенция, служащие, крестьяне, рабочие.

2. Политическая деятельность казахской интелегенции в начале XX века. Начало XX века в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция.

Особое место в истории Казахстана того периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста А. Н. Букейханова (1866-1937 годы). Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, потомок султанов Среднего жуза. Образование получил в Петербургском лесотехническом институте. Будучи студентом 3 курса в 1896 году он стал участником экспедиции по обследованию Казахстана во главе с известным исследователем Ф. А. Щербиной. В ходе экспедиции А. Н. Букейханов заложил основы планомерного изучения экономики, этнографии, культуры Казахстана. Неслучайно он вошел в состав редакционно-авторского коллектива издания "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", особенно значима его роль в составлении XVIII тома, посвященного Казахстану.

Назревание политического кризиса в Российской империи в начале XX века, усилившееся в результате поражения в русско-японской войне, вылившееся в события "кровавого воскресенья" подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию, таких известных представителей российской науки и культуры, как П. Б. Струве, М. И. Туган - Барановский, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Вернадский и других создать партию российских либералов. 11-18 октября 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А. Н. Букейханов. В декабре 1905 года по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей Казахстана, где было решено создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на II съезде партии, так как кадеты считали Россию "единой и неделимой", а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. После того как был опубликован царский указ о выборах в I Госдуму, А. Н. Букейханов включился в избирательную компанию и стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 года указом Николая II Первая Дума была распущена и А. Н. Букейханов был в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован. После освобождения из тюрьмы, он поселился в Самаре, где работал статистом Донского земельного банка. В Самарский период он активно сотрудничал с издателями энциклопедии Ф. А. Брокгаузом и И. А. Ефроном, участвовал в выпуске 4-21 томов. Опубликовал очерк о казахах в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" (СПб, 1910 год), посвященный этногенезу, культуре казахов, вопросам формирования и развития их государства. Здесь он работал над историей Кенесары Касымова. опубликовал очерк о жизни Абая.

А. Н. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета была названа "Казах" (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М. Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов "Оян, казак" ("Пробудись, казах") вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века, неслучайно весь ее тираж был конфискован царскими властями. М. Дулатову принадлежит роман "Бакыгсыз Жамал" ("Несчастная Жамал"), вышедший в 1910 году, посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборника стихов "Азамат" (1913 год), "Терме" (1915 год). Редактором газеты "Казах" стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов.

Вместе с А. Н. Букейхановым инициатором созыва Казахского съезда в Уральске и создания национального филиала кадетской партии был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860-1934 годы). Б. Каратаев получил блестящее образование, в 1890 году окончив юридический факультет Петербургского университета. Он стал депутатом II Государственной Думы от Уральской области, известно его выступление в Госдуме 16 мая 1907 года, которое он начал так: "От имени киргиз-кайсацкого народа с этой трибуны никто не говорил; между тем, в нашем государстве обострившийся аграрный вопрос хотят разрешить переселением крестьян на территорию Степных областей...". В своем выступлении он со всей остротой поднял аграрный и национальный вопросы, показал антинародность Столыпинских планов переселения русских и украинских крестьян в Казахстан.

Выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции была уже названная газета "Казах" и журнал "Айкап" (1911-1915 годы). "Казах" выражала идеи либерально-демократического направления, вокруг нее консолидировались А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором "Айкап" был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин. Объединяло эти издания то, что они выражали общенациональные идеи, интересы казахского народа в условиях его колониального положения

После революции 1905-1907 годов в Казахстане значи-тельно активизировалась переселенческая политика, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против наци-онального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники". 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора, Эмбы.

Наши рекомендации