Смутное время» и начало правления династии Романовых
О «Смуте» начала XVII в. писали уже современники. В качестве ее основной причины они отмечали насильственное «пресечение старой династии» и преследование бояр Романовых, связанных с этой династией. Вина за это возлагалась на Бориса Годунова. «Смута» в целом рассматривалась как «божья кара» за прегрешения, следствием чего явились самозванство и нашествие иноземцев. Завершением «Смуты» они считали избрание на престол «законного царя» Михаила Романова.
В исторической науке конца XIX — начала XX в. сложился взгляд на «Смуту» как на глубокий общественный кризис в стране. Историки выделяли три ее этапа — «династический», «социальный» и «национальный», в ходе которых в «Смуту» последовательно втягивались разные слои общества: вначале боярство, затем дворянство и, наконец, народные низы. В результате «Смуты», как полагали историки, проиграли «верхи» и «низы» русского общества, а победил «средний слой», что позволило восстановить российскую государственность.
В XX в. советские историки рассматривали события начала XVII в. с классовых позиций. Они отказались от термина «Смута», заменив его понятием «крестьянская война и польско-шведская интервенция». Однако при такой характеристике исчезло понимание целостности событий в России. Акцент делался на социально-классовой и национально-освободительной борьбе, а не менее важная политическая сторона «Смуты» отодвигалась на второй план.
В современной исторической науке начался пересмотр таких представлений. В исследованиях последних лет показана неправомерность характеристики социального движения под руководством Ивана Болотникова в начале XVII в. как крестьянской войны. По мнению некоторых историков, «Смута» представляла собой первую в истории России гражданскую войну, происходившую в условиях иностранной интервенции. «Смута», как они полагают, явилась результатом глубокого кризиса в России, охватившего страну на рубеже XVI-XVII вв., а по мере усиления иноземного вмешательства в социально-политическую борьбу она переросла в национально-освободительную.
После избрания по инициативе патриарха Иова на Земском соборе 1598 г. царем Бориса Годунова ситуация в России несколько улучшилась. Тяжелый хозяйственный кризис конца XVI в. сменился частичной, но очевидной экономической стабилизацией. Успешными оказались внешнеполитические акции царя: в 1590-1593 гг. у Швеции был отвоеван ряд городов на Балтийском побережье. Избрание нового царя было вполне законным, но требовалось определенное время для легитимации его власти среди широких слоев населения. Властная элита и дворянство начали постепенно консолидироваться вокруг царя, оппозиционная аристократическая знать была нейтрализована. Это позволило Борису Годунову смягчить внутреннюю политику, провести амнистию некоторых политических противников и пойти на уступки почти всем слоям российского общества.
Однако в 1601-1603 гг. большую часть России поразили неурожаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унесший сотни тысяч жизней. Следствием стали крах экономики и взрыв развивавшихся социальных и политических противоречий. Ответственность за бедствия, обрушившиеся на страну, в массовом сознании возлагалась на царя и объяснялись они божьим наказанием за его неправедность. Возобновились слухи о виновности Бориса Годунова в смерти младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, усилились сомнения в истинности соборного решения об избрании Бориса Годунова царем.
Сомнения в законности новой династии подрывали авторитет царской власти, что привело к новой активизации борьбы за власть между различными аристократическими и дворянскими группировками. Это вызвало усугубление в России кризиса всей системы управления, который развивался в условиях обострения сословной и социальной борьбы. Крепостническое законодательство конца XVI в. не только ухудшило положение крестьянства, но и переориентировало социальный протест с землевладельцев непосредственно на государственную власть. Тяжелый налоговый гнет и административный произвол вызывали недовольство горожан. Укрепление власти Москвы на окраинах России, стремление поставить под контроль действия донского казачества привели к резкому обострению отношений с ними.
Отдельные «разбойные» выступления в конце XVI в. переросли в крупное народное восстание при участии боевых холопов под руководством Хлопка. Оно с трудом было подавлено московскими стрельцами во главе с И. Басмановым. Обеспокоенный судьбой династии, Борис Годунов попытался подавить недовольство в стране открытым террором и усилением политического сыска. Такая политика стала напоминать времена Ивана Грозного. Страну захлестнули доносительство и сведение личных счетов. Ни один социальный слой не имел правовых гарантий своей безопасности. К тому же по всей стране не прекращались нападения «разбойных» шаек.
В этих условиях появление самозванца, якобы чудом спасшегося царевича Дмитрия (вероятнее всего, беглого монаха Григория Отрепьева, выходца из провинциального дворянского рода), окончательно подорвало и разрушило легитимность новой династии. В России началась «Смута» — схватка за власть между различными слоями общества. Лжедмитрий I, объявившийся в Речи Посполитой в 1603 г., выступил с широкой политической программой, обещая удовлетворить различные, зачастую взаимоисключающие требования всех недовольных политикой царя Бориса. Кроме того, он обещал польскому королю Сигизмунду III передать часть западных русских земель, папе римскому — распространить в России католичество. Тайный переход Лжедмитрия I в католичество обеспечил ему скрытую поддержку со стороны польского короля и части польских магнатов и шляхты.
Появление в начале 1605 г. в русских приграничных районах Лжедмитрия I, основу войска которого составляли донские и запорожские казаки, повлекло переход на его сторону местного населения и сдачу южных крепостей и городов. Здесь Лжедмитрий I стал создавать параллельную систему государственной власти в России.
Войска Бориса Годунова первоначально пребывали в состоянии растерянности, однако вскоре под руководством князя Ф. Милославского разгромили отряды самозванца. Московские воеводы жутким террором стали подавлять измену целых регионов страны. Кровавые репрессии носили подчеркнуто мучительный характер и сочетались с церковными проклятиями. Но это только укрепляло популярность Лжедмитрия I среди крестьян и
горожан, желание видеть в нем доброго и справедливого царя, заступника и избавителя.
Смерть Бориса Годунова в 1605 г. привела к признанию самозванца ведущими боярскими родами и переходу на его сторону правительственных войск. Эмиссары Лжедмитрия I в Москве смогли добиться сначала низложения царя Федора Борисовича, а затем его убийства, а также ссылки поддерживающего его патриарха Иова и всей родни бывшего царя. Летом 1605 г. восторженно встреченный городским людом Лжедмитрий I вступил в Москву. Его позиции еще более укрепились после того, как мать царевича Дмитрия Марфа Нагая признала его своим сыном. Вскоре произошла коронация царя Дмитрия Ивановича в Успенском соборе, восстановившая «законную» династию. Не отказываясь открыто от своих обещаний, Лжедмитрий I фактически не стремился их выполнять. Его попытки консолидировать русское общество и властную элиту путем компромиссов успеха не имели. Наглое и высокомерное поведение польских шляхтичей, особенно во время свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, дочерью польского магната, вызвало всеобщее возмущение москвичей.
На волне роста антипольских настроений Василию Шуйскому, поддержанному дворянами, удалось осуществить заговор, в ходе которого царь-самозванец был убит, а марионеточный патриарх грек Игнатий свергнут. Весной 1606 г. на Красной площади В. Шуйский был «выкрикнут» царем, хотя, возможно, его избрание было санкционировано Земским собором, представлявшим, однако, не «все великие государства Российского царствия», а лишь одну Москву. В присяге на царствие В. Шуйский ограничивал свою власть в пользу боярской думы.
Бурные события конца XVI — начала XVII в. расшатывали в массовом сознании сакральные, религиозные основы легитимации царской власти. Убийства Федора Годунова, Лжедмитрия I подрывали веру в неподсудность монарха человеческому суду, усиливали правовой и духовно-нравственный кризис, что проявлялось в росте анархии, всеобщем насилии и моральном разложении, усилении в общественном сознании эсхатологических мотивов.
Юго-Запад России отказался признать установление олигархического боярского правления во главе с В. Шуйским. Появились слухи о чудесном спасении «царя Дмитрия», кото-
рые расшатывали легитимность власти В. Шуйского. В стране нарастали антиправительственные выступления, которые стали приобретать характер массового народного восстания. Во главе этого движения от имени «истинного царя Дмитрия» встали князь Г. Шаховский, сосланный Шуйским на воеводство в Путивль, и И. Болотников, бывший боевой холоп князя Телятевского. Восстание, называемое иногда крестьянской войной под руководством Ивана Болотникова (1606-1607), было апогеем гражданской войны в России. Восставшие, в состав которых входили крестьяне, рязанские и нижегородские дворяне, служилые люди, боевые холопы, одержав победы над войсками В. Шуйского под Кромами, Ельцом и Троицким, осенью 1606 г. начали осаду Москвы.
Обе стороны были беспощадны к своим противникам, изменившим «законному» государю, и прибегали не только к жестоким, но и к изощренным способам казней. Переход на сторону правительственных войск дворянских отрядов П. Ляпунова и И. Пашкова, обеспокоенных погромами дворянских поместий, привел к поражению отрядов И. Болотникова под Москвой и его отступлению к Калуге. Помощь И. Болотникову со стороны казачьих отрядов самозванца «царевича Петра» (Илейки из Мурома) позволила восставшим отразить натиск царских войск и отступить в Тулу. Летом 1607 г. город был осажден правительственными войсками, и через 4 месяца восставшие сдались. Расправившись с предводителями восставших, В. Шуйский отказался от крупномасштабных репрессий и пытался в своих указах призвать все сословия к восстановлению законности. Но страна находилась в состоянии хаоса, массового террора, голода и эпидемий.
В конце лета 1607 г. в Стародубе объявился Лжедмитрий II (личность которого не установлена). Ему удалось объединить разбитые отряды И. Болотникова, усилив их польскими наемниками и казаками И. Заруцкого. Вскоре он разбил правительственные войска под командованием брата царя князя Д. Шуйского, подошел к Москве и расположился в Тушино (отсюда прозвище «Тушинский вор»). Вновь в стране образовались две параллельные системы власти — в Москве и Тушино, контролировавшие разные регионы страны.
Оказавшись в сложном военном и финансовом положении, Василий Шуйский заключил мир со Швецией, который
предусматривал предоставление России шведских наемников в обмен на крепость Корелу с округой. Шурин царя князь М. Скопин-Шуйский, опираясь на помощь шведов, весной 1610 г. разгромил и отбросил от Москвы отряды Лжедмитрия II. Однако еще осенью 1609 г. под предлогом заключения Россией союза со Швецией, находившейся в состоянии войны с Речью Посполитой, польский король Сигизмунд III перешел к прямой агрессии и осадил Смоленск. В связи с этим часть польских отрядов покинула Лжедмитрия II и ушла к своему королю, к которому стали наезжать также видные представители русских тушинцев (Салтыковы, князья Масальский, Хворостинин и др.). В начале 1610 г. они заключили с польским королем договор о предварительном избрании русским царем его сына королевича Владислава (при условии сохранения самостоятельности Московского царства и православия).
Таким образом, в России появился третий центр государственной власти, что окончательно расшатало российскую государственность. После поражения летом 1610 г. царских войск от поляков боярская дума вынудила Василия Шуйского отречься от престола, а затем постричься в монахи. В стране установился олигархический политический режим — «Семибоярщина», которая, не обладая реальной силой и несмотря на возражения патриарха Гермогена, в августе 1610 г. призывает на русский престол королевича Владислава. Однако Сигизмунд III, недовольный некоторыми статьями договора, не отпустил сына в Москву и ввел в нее свои войска. Патриарх Гермоген, призывавший к изгнанию поляков, был заключен в Чудов монастырь, где вскоре погиб. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, шведы установили контроль над Новгородом.
Зверства поляков в Москве на время укрепили политические позиции Лжедмитрия II. Однако в конце 1610 г. он погиб. Но в это же время в Калуге под опекой войск И. Заруцкого оказался «царевич Иван», сын самозванца и Марины Мнишек.
В такой ситуации многие регионы не признали власть ни поляков, ни кого бы то ни было, но и не проявляли сепаратистских настроений. Более того, весной 1611 г. «из разных концов земли» было сформировано первое ополчение, возглавляемое П. Ляпуновым, Д. Трубецким и И. Заруцким., с целью освобождения Москвы от поляков. Однако внутренний конфликт Земского ополчения с казаками, убийство последними П. Ляпунова и не-
удачное восстание в Москве привели к распаду этого ополчения. В этой, казалось бы безвыходной ситуации под влиянием грамот патриарха Гермогена и обращений монахов Троице-Сергиева монастыря Земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде создают второе ополчение с целью освобождения Москвы и созыва Земского собора для избрания нового царя и восстановления национальной монархии.
В условиях безвластия второе ополчение взяло на себя функции государственного управления и сформировало в Ярославле Совет всей земли, в который вошли выборные от духовенства, дворянства, служилых людей по прибору, горожан, дворцовых и черносошных крестьян, были созданы приказы. В августе 1612 г. ополчение, поддержанное в критический момент казаками Д. Трубецкого, взяло верх над польской армией гетмана К. Ходкевича, а в октябре вынудило сдаться польский гарнизон, находившийся в Москве. Вскоре Д. Пожарский созвал грамотами представителей городов и всех сословий, включая казаков и черносошных крестьян, на Земский собор для избрания царя.
В январе-феврале 1613 г. состоялся один из самых представительных в истории России Земских соборов, на котором после длительных споров царем единогласно был избран Михаил Романов. Попытка одного из польских отрядов захватить 16-летнего царя была сорвана в результате подвига Ивана Сусанина.
«Смута» в России стала постепенно сходить на нет. По стране продолжали еще бродить шайки «разбойников», вспыхивали отдельные казацкие, крестьянские и городские выступления. Наиболее серьезными из них были выступления казаков под руководством И. Заруцкого в 1612-1614 гг., пытавшегося посадить на русский престол «воренка» — малолетнего сына Лжедмитрия II, и восстание Баловня в 1615 г., отстаивавшего принципы вольного казачества. После ряда уступок казачеству со стороны боярской думы и обещаний не преследовать казаков за их прежние дела положение в стране стабилизировалось. В 1617-1618 гг. были нормализованы отношения со Швецией и Речью Посполитой...
Таким образом, «Смута», в период которой политическая борьба за власть переплелась с польско-шведской интервенцией и мощными народными и казацкими выступлениями, привела
к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»). Экономика страны находилась на грани катастрофы, сложной оставалась геополитическая обстановка, массовый террор имел тяжелые социально-психологические последствия. Однако в России была восстановлена монархия и началась более чем 300-летняя эпоха династии Романовых.