Тема 6: формы правления и государственные

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рабочая тетрадь

Витебск:

Издательство УО «Витебский государственный университет

им. П.М. Машерова»,

Г.

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с типовой программой «Конституционное право зарубежных стран» от 24.09.2008 г. (рег. № ТД-Е.066/тип.) и учебной программой по данному предмету, которая исполь­зуется на юридическом факультете УО «Витебского государственного университета им. П.М. Машерова».

Программа предполагает изучение 11 тем курса. Цель данного пособия – научить студента правильно пользоваться рекомендуемыми ис­точниками, давать краткие и точные ответы на поставленные вопросы, уметь правильно применять соответствующие нормы права, искать пра­вильные варианты решения задачи. Выполнение заданий будет способствовать получению необходимого минимума систематизированных знаний по конституционному праву зарубежных стран, пониманию специфики конституционного (государственного) права отдельных зарубежных стран, развитию правосознания и повышению уровня правовой культуры студентов, формированию умения анализировать правовые юридические документы, осуществлять сравнительный конституционный анализ стран с демократическим и авторитарным режимом.

Как правило, в текстах учебников нет прямого ответа на поставлен­ные вопросы к семинарским занятиям. Этот ответ должен стать результа­том размышления, анализа, обобщения, сопоставления, логического умо­заклю­чения. Для этого необходимо знакомиться с текстами конституций и зако­нов зарубежных стран, что поможет студенту самостоятельно и пра­вильно анализировать и оценивать нормативный материал. Студент дол­жен знать не только фактологию, но и учиться аргументировать свои на­блюдения и выводы, пользуясь этими фактами.

Рабочая тетрадь может быть использована преподавателями курса «Консти­туционное право зарубежных стран» и студентами для подготовки к прак­тическим занятиям всех форм обучения: дневного, вечернего, заочного, а также обучающимися экстерном или самостоятельной программе. Ее можно применять как на аудиторных занятиях, так и для выполнения са­мостоятельной работы.

ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ

1. Укажите основные элементы структуры конституционного строя:

1.
2.
3.
4.

2. Дайте характеристику основным теориям демократии. Заполните таблицу:

Вид теории    
Общая характеристика    
Характеристика институтов    

3. Заполните таблицу:

Основные подсистемы общественного строя Конституционные принципы правового регулирования Институты подсистемы Примеры государств
экономические отношения      
социальные отношения (в узком смысле слова)      
духовно-культурные отношения      
политические отношения      

ТЕМА 5. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Сделайте схему структуры органов государственной власти в 5 различных государствах (указав все ветви власти, органы, которые к ним относятся, как называются, состав, способ формирования).

2. Составьте схему с указанием структуры Конгресса США и его взаимоотношений с президентом, правительством и верховным судом.

3. Укажите внешние характеристики государства, подкрепив текстом конституции – правовое, демократическое, социальное, светское… на примере 4-5 государств.

4. Найдите подтверждение принципов внешней политики в текстах Конституций 3-4 государств.

5. Проанализируйте тексты Конституций и учебную литературу и найдите статьи, которые четко регламентируют правовой статус профсоюзов?

6. Заполните таблицу. Укажите существенные признаки органа государственной власти:

1.
2.
3.
4.
5.

7. Конституционно-правовые функции государства.

Внутренние функции государства Внешние функции государства
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

8. Заполните схему «Виды конституционно-правовой регламентации статуса политических партий»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

9. Орган государственной власти понимается как:

-
-
-

10. Установите соответствие между понятием и определением.

Название государства Определение
Социальное государство Конституционное гарантирование экономиче­ских и социальных прав и свобод и соответст­вующие государственные обязанности.
Правовое государство Конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, долж­ностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов плюс действенный ме­ханизм реализации прав и свобод граждан.
Демократическое государ­ство Организация государства открывает гражда­нам и их объединениям возможности оказы­вать влияние на содержание управленческих государственных решений, добиваться реали­зации в этих решениях закономерных социаль­ных интересов.
Светское государство Отделение церкви от государства, разграниче­ние сфер их деятельности.
Клерикальное государство Государство с церковью не слито, однако цер­ковь через законодательно установленные ин­ституты определяющим образом влияет на го­сударственную политику, а школьное образо­вание в обязательном порядке включает изуче­ние церковных догматов.

11. Решите задачи и ответьте на вопросы:

* Гражданин ФРГ, подал заявление о вступлении в ряды членов партии «зеленых» и предоставил всем необходимые документы, рассмотрев заявление, ему дали ответ, что он не может быть принят в данную партию, т. к. он не имеет высшего образования.

Правильно ли поступила комиссия партии «зеленых»? Является ли правомерным отказ, если да, то докажите ссылаясь на нормативный правовой акт, которым данный вопрос регулируются?

* Общественное объединение (N) в Германии действовало на протяжении 7 лет, на кандидатов не выдвигало на выборы в Бундестаг и Ландтаг. Государство передало партийные средства другим Партиям и объявило данное объединение утратившим статус партии.

Правомерно ли поступило государство, если да, то докажите ссылаясь на нормативный правовой акт? Через сколько лет в Германии может утратить свой статус (ПП) если не будет выдвигать кандидатов в Бундестаг и Ландтаг?

* Политическая партия (N) выступает в Парламенте с вопросом об изменении территориальной целостности государства.

Будет ли рассмотрен этот вопрос? И может ли партия за этот вопрос быть привлечена к ответственности или лишена статуса?

12. Исключите лишнее слово:

а) Президент, монарх, политические партии.

б) Избирательные системы, партийные системы, парламент.

в) Централизация, децентрализация, референдум.

г) Концентрация, уния, деконцентрация.

д) Федерация, правительство, конфедерация.

е) Конституция, конституционное право, основной закон.

ТЕМА 6: ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Наши рекомендации