Диармайт, сын керрбела, и усиление власти уи нейллов 7 страница
Аэд Посвященный стремился выступать в роли защитника и рыцаря Церкви, особенно если такая благочестивость совпадала с его политическими замыслами. В 809 году он нанес поражение уладам и разграбил страну от реки Банн до озера Стенгфорд-Аох в отмщение за надругательство над ракой св. Патрика, когда Дунху, принцепс Тулах Лисса (Туллилиск, баронство Иве, графство Даун) был убит перед ней в доме аббата, предположительно вследствие вражды между Дал Фиатах и Уи Эхах Кобо. Тем не менее жизненный путь самого короля не отличался белоснежной чистотой, и сам он дважды терпел от духовенства унизительные оскорбления своего достоинства. В 811 году община Таллахта объявила бойкот великому собранию верховного короля, Оэнах Тайльтиу, который оказался настолько действенным, что «туда не прибыло ни одной лошади и ни одной колесницы». Таким образом монахи выразили свое возмущение нарушением их «терманна» (termann) — области, пользовавшейся привилегиями церковного убежища. Возможно, во время безуспешного похода 809 года Аэд уступил и выделил богатое возмещение, которое было принято (хотя письменные памятники Таллахта IX века показывают, что калди очень щепетильно относились к вопросу о принятии даров от согрешивших светских лиц). Из документов Таллахта выясняется также, что между колумбовским содружеством церквей, и особенно Ионой (Мун в Килдэре был колумбовской церковью), и калди существовали дружественные связи, но Аэд поссорился и с ними, когда в 817 году был убит Маэл Дуйн, сын Кенн Фаэлада, «принцепс» Рафо. До некоторой степени это событие может объясняться смертью Колмана, брата Аэда, убитого Кенел Конайлл двумя годами ранее. В любом случае представители общины Колума Килле явились в Тару и торжественно прокляли верховного короля. Кроме того, в 818 году Куану, аббат Лаута, [188]забрал мощи основателя этого монастыря святого Мохты и бежал в Мунстер, спасаясь от Аэда.
Каковы бы ни были недостатки Аэда Посвященного в качестве христианского монарха и верховного короля Ирландии (а заметка о его смерти на полях ирландской рукописи того времени, ныне хранящейся в Карлсруэ, свидетельствует о том, что по крайней мере некоторые рассматривали его как короля Гибернии, rex Hiberniae), он сумел продемонстрировать подлинное господство своей династии над Лейнстером. Когда его сын Ниалл Калле стал верховным королем, он в 835 году пошел в поход на Лейнстер и «назначил» Брана, сына Фаэлана, королем лагенов. Именно в Лейнстере в 841 году состоялось главное столкновение между ним и его грозным соперником Федлимидом, сыном Кримтанна, королем Кашеля.
Престиж Уи Дунлайнге еще больше понизился в 841 году вследствие основания постоянного поселения норвежцев в Дублине, которое время от времени усиливалось настолько, что подчиняло своему влиянию обширную территорию и угрожало соседним небольшим королевствам. На юге набеги норвежцев вверх по течению реки Барроу и впадающим в нее речкам натолкнулись на сопротивление со стороны новой силы. С 847 года до своей смерти в 888 году Кербалл, сын Дунлайнга, король Осрайге, искусно стравливал друг с другом соперничающие отряды викингов и принимал некоторые из них к себе на службу. Его дочери вышли замуж за норвежцев, и на протяжении периода относительного ослабления, которое постигло дублинское королевство после 873 года, Кербалл, по всей видимости, действовал в роли его покровителя и защитника. Под именем Кьярвал Ираконунг («Кьярвал король ирландцев») он значится в родословных множества ведущих исландских родов.
Поход Маэлсехнайлла, сына Маэл Руанайда, в 858 году, благодаря которому он стал первым верховным королем, получившим заложников от Мунстера, был также направлен против притязаний Кербалла в Лейнстере. Хотя в конечном итоге король Осрайге подчинился верховному королю и никогда не получил официального признания своей власти в Лейнстере, он помешал роду Уи Дунлайнге, сколь бы впечатляющим ни выглядело его могущество по сведениям списков королей, захватить полный контроль над провинцией. Вся натянутость и искусственный характер согласованных свидетельств списков королей относительно того, что представители династии Уи Дунлайнге по очереди наследовали друг от друга власть над Лейнстером, выходит на поверхность, если предпринять попытку определить точный порядок и продолжительность их правлений. В Анналах [189]Улъстера некоторые из них удостаиваются лишь титула вассальных королей. Так, Туатал, сын Маэл Бригте, вероломно убитый своими братьями в 854 году, и Руарк, сын Брана, в записи о его смерти, случившейся в 862 году, названы просто королями Уи Дунлайнге, а Муйрекан, сын Диармайта, убитый норвежцами в 863 году, был всего лишь королем Нааса и Айртер Лифи.
Возможно, составители генеалогий при жизни Кербалла получили указание придумать для Осрайге лейнстерскую родословную; однако они установили связь между двумя династиями в столь отдаленные доисторические времена, что образованные люди вряд ли воспринимали ее всерьез. Сын Кербалла Диармайт, ставший королем Осрайге в 894 году, по-видимому, спустя несколько лет был провозглашен королем Лейнстера и председательствовал на Оэнах Кармайн (в Анналах Четырех Мастеров под 894 годом содержится неправильная запись, сообщающая о том, что Диармайт провел Оэнах Тайльтиу), однако его замыслы были расстроены союзом Кербалла, сына Муйрекана, короля Уи Фаэлайн, с верховным королем Фланном Синной.
На протяжении всего X века короли Осрайге пытались оспаривать королевскую власть над Лейнстером, а в 1036 году Доннхад Мак Гилла Патрик наконец сместил Уи Дунлайнге и был признан королем провинции. На самом же деле он всего лишь расчистил путь для возвращения Уи Хеннселайг. За 30 лет до своей смерти в битве с Конхобаром Уа Маэлсехлайнном, королем Миде, в 1072 году Диармайт, сын Маэл-на-м-Бо, прочно установил господство этой династии и преподал своим потомкам опасный урок, доказав, что верховная королевская власть над всей Ирландией вполне достижима для короля Лейнстера.
Кербалл, сын Муйрекана, был последним королем из рода Уи Дунлайнге, пользовавшимся определенной известностью до правления своего правнучатого племянника Маэлморда, сына Мурхада, который падет, сражаясь вместе с Сигурдом, ярлом Оркнейским, против Бриана Боромы в битве при Клонтарфе. В Лейнстерской Книге мы находим несколько стихотворений в его честь, и среди них произведение, переведенное Майером под заглавием «Песнь меча Кэрролла». Предположительно, они были написаны его придворным поэтом Далланом мак Море и прославляют подвиги, многие из которых не находят удовлетворительного подтверждения в анналах. Однако образ Кербалла был окрашен в мрачные тона сочинителями, придумавшими трагическую повесть о Гормлайт, дочери Фланна Синны. Эта принцесса якобы была просватана за Кормака, сына [190]Куленнана, короля и епископа Кашеля, который из побуждений благочестия принял обет безбрачия; выйдя замуж за Кербалла, сына Муйрекана, она была вынуждена терпеть его непристойное злорадство и жестокие оскорбления после поражения и смерти Кормака; после смерти самого Кербалла в 909 году ей выпало недолгое счастье быть женой Ниалла Глундуба, героического верховного короля, павшего в битве при Айленд-бридже против дублинских норвежцев в 919 году. Патетический рассказ Коналла Магэгана в Анналах Клонмакнойса о том, что «после всех этих царственных союзов она просила милостыню от двери к двери, покинутая всеми своими друзьями и союзниками, и была рада помощи своих подданных», по-видимому, обязан своим возникновением скорее «множеству жалостливых и искусных песенок», сочиненных про нее поэтами поздних эпох, чем достоверным историческим свидетельствам. На самом деле во всей этой повести чувствуется сильная примесь непреходящего ирландского мифа о богине, являющейся одновременно в образе невесты королей и ужасной старухи. В анналах упоминается смерть Гормлайт в 947 году, но ничего не говорится о ее замужествах.
Верность, которую Кербалл хранил Фланну Синие, сыграла решающую роль в тот момент, когда верховному королю бросил вызов Мунстер. Битва при Белах Мугне в 908 году, в которой погиб Кормак, сын Куленнана, состоялась близ Лейлинбриджа в стратегическом проходе, ведущем в эту провинцию с юго-востока. Теперь уже всем было ясно, что в споре между Тарой и Кашелем окончательным победителем окажется тот, кто будет держать в своих руках Лейнстер.[191]
ГЛАВА IX
КАШЕЛЬ
Переходя к Мунстеру, мы оказываемся в несколько иной атмосфере. Во многих отношениях Мунстер является миром в себе. Алвин и Бринли Рис обратили внимание на его потусторонний характер, его тесную связь с образами женщин, колдуний, музыкантов и мертвецов, что позволило исследователям в функциональном отношении соотнести эту провинцию с кастой шудр. Хотя эти взгляды могут показаться натянутыми, в мунстер-ской традиции существует определенная устойчивость, которая придает ей некоторое мифологическое, если не историческое, правдоподобие.
Таким образом, Мунстер, будучи аутсайдером и занимая место Иного мира в космологической системе, является зеркальным образом Ирландии. Мунстер также разделен на пять пятин, хотя озвучивающий эту доктрину текст относится к поздней эпохе и определяет границы территориальных образований в соответствии с границами епархий XII века: Киллало и Килфенора представляют Северный Мунстер или Томонд (Тиаdтити); Кашель, Оссори, Уотерфорд и Лисмор — Восточный Мунстер или Ормонд (Аurтити); Аимерик и Эмли — Центральный Мунстер (Меdоn Митап), Корк, Клойн и Росс — Южный Мунстер или Десмонд (Dеsтити); и, наконец, Ардферт или Керри — Западный Мунстер (Iarmити).
Более распространенным было разделение Мунстера на две части, которые часто воспринимались как отдельные пятины. Подобное разделение — между Томондом, королевством О'Брайенов, и Десмондом, королевством Мак-Карти, — отражало политическую действительность XII столетия. В более раннюю эпоху самостоятельную политическую единицу составлял Иармуму, управляемый королем Лох-Лейнских Эога-нахтов из Килларни, хотя король Кашеля теоретически являлся королем всего Мунстера.[192]
Часто можно встретить утверждение, будто Ульстер всегда обладал особым характером. Это верно, но то же самое можно сказать обо всех ирландских пятинах. С точки зрения современного националиста, худшей славой пользуется Лейнстер: именно лейнстерцы сопротивлялись Бриану Бороме и сражались на стороне норвежцев при Клонтарфе, и именно король Лейнстера привел норманнов в Ирландию. Мунстер, а особенно Западный Мунстер, также выделяется особыми чертами. Даже в доисторическую эпоху Западный Мунстер подвергался влияниям, отличным от тех, которые испытывала остальная Ирландия, и по мифологической традиции именно здесь располагается Дом Донна (Тесh Duinn), бога-прародителя, к которому после смерти отправляются ирландцы.
Матери-богини играют в мунстерских мифах выдающуюся роль, а их имена запечатлены в географических названиях пятины. Можно вспомнить Айне из Нокани в Лимерике, резиденции Эоганахтов из Айне; Айбелл из Крайг Аиата в Томонде, которая в XVIII веке появляется в роли председательницы на «Полночном Суде» Брайана Мерримена; Ану, мать богов, сосцами которой назывались горы Папе на границе Керри. Горы Белых Женщин (Sliab na mban Finn) — Сливнамон к юго-востоку от Кашеля — известные в ранней литературной традиции под названием Сид заравниной Фемен (Sid ol Femun), были обителью Бодба, короля Племен богини Дану. Это еще один зеркальный образ: когда Племена богини Дану захватили Ирландию, они правили страной из Тары, центра королевской власти и в мифологической, и в псевдоисторической традиции, однако, потерпев поражение от Сыновей Миля, они переселились в жилища Иного мира, в горы, холмы и озера, и их король оказался в Мунстере.
Иногда женщины из Иного мира изображаются в человеческом облике и считаются женами королей. Таковы Айменд, дочь Энгуса Волга из Корко Лойгде, прародительница Эоганахтов и жена Корка из Кашеля, и Мор Муман, дочь исторического короля Западного Мунстера Аэда Бен-нана и супруга последующих королей Кашеля. Как показал О'Рахилли, их имена и функции свидетельствуют о том, что все они ведут свое происхождение от образа богини солнца.
Еще большей древностью и первобытностью веет от образа Старухи из Берри (Caillech Berri), которая до сих пор фигурирует в фольклоре и с именем которой связывают многие мегалитические памятники. Ее звали Дигде (варианты — Диге и Дуйнех), и, как говорят, «она проходила семь времен юности, так что каждый ее супруг умирал от нее в преклонных [193](Карта. Мунстер около 900 г.н.э.) [194]годах, а ее внуки и правнуки стали племенами и народами» (comtar tuatha ocus chenela a hui ocus a hiarmui). В генеалогической традиции она считается приемной матерью Корка Дуйбне, предка Корко Дуйбне с полуостровов графства Керри и зачатого в кровосмешении сына Кайрпре Муска, от которого ведут свой род разбросанные по обширной территории племена Мускрайге. Камни с огамическими надписями, в изобилии обнаруживаемые в Керри, позволяют утверждать, что Корко Дуйбне на самом деле считали своим предком женщину по имени Довиния. В стихотворении «Плач Старухи из Берри», которое многим ценителям представляется лучшим образцом древнеирландской литературы, искусно используются два ландшафта, составляющих основной стержень образности этого произведения: ландшафт одинокого острова Берри на юго-востоке и процветающая долина Фемен вокруг Кашеля на территории Мускрайге:
Как море в отлив, мелею;
меня изжелтила старость;
что погибающей — горе,
то пожирающей — сладость.
Мне имя — Буи из Берри;
прискорбны мои потери,
убоги мои лохмотья,
стара я душой и плотью. (...)
Взгляните на эти руки,
корявые, словно сучья:
нехудо они умели
ласкать героев могучих. (...)
Я слышу, море бушует,
холодная буря дует;
ни знатного, ни бродягу
сегодня к себе не жду я.
За волнами всплески весел,
плывут они мимо, мимо...
Шумят камыши Атх-Альма
сурово и нелюдимо. (...)[195]
Блаженна скала морская:
прилив ее приласкает,
отлив, обнажив, покинет —
и снова прилив прихлынет.
Лишь мне не дождаться, сирой,
большой воды — после малой;
что прежде приливом было
отливом навеки стало[52].
Ронана, о котором идет речь в стихотворении, вероятно, следует отождествить с Ронаном Мором, упомянутым в генеалогиях Мускрайге Трей-тирне, ветви брегонских Мускрайге к западу от Кашеля, который, скорее всего, жил в начале VIII века. По имени Старухи из Берри получил прозвище его правнук Донн Диге.
В соответствии со схемой разделения Ирландии на две приблизительно равные половины часть страны, располагавшаяся к северу от линии Дублин — Голуэйский залив, составляла Половину Конна (Leth Cuinn). Юг Ирландии образовывал Половину Муга (Leth Moga), названную по имени Муга Нуадата, предка Эоганахтов. Имя Мут Нуадат означает «раб Нуаду», а сам бог Нуаду считался прародителем многих ирландских племен. Сложные имена, состоящие из элемента «Муг» и имени божества, часто встречаются в доисторической части южноирландских родословных, и в мунстерских, и в лейнстерских, но исчезают в христианскую эпоху. Впрочем, то же понятие стали выражать имена, в состав которых входят компоненты Маеl «с тонзурой, почитатель», Сё1е «клиент, вассал» и Gilla «служитель», распространенные среди святых (ср. арабские имена, начинающиеся на Абд-).
Согласно воззрениям средневековых историков, во II веке н. э. произошел раздел Ирландии между Конном Ста Битв, предком коннахтов и Уи Нейллов, и Мугом Нуадатом (также известным под именем Эоган). В еще более отдаленную эпоху сходное разделение якобы произвели между собой Эремон и Эбер, сыновья Миля. По-видимому, эта теория возникла в VII или VIII веке для объяснения существующего распределения политических сфер влияния Тары и Кашеля. Мы видели, что она не соответствовала действительности в случае Лейнстера, который все [196]больше подпадал под влияние Тары и оказался под верховной властью Мунстера только при Бриане Бороме.
Впрочем, обозначения «Половина Конна» и «Половина Муга» можно истолковать и иначе: а именно, «половина вождя» и «половина раба», что, как говорит Мак-Нейлл, «по меньшей мере вызывает определенные предположения по поводу политического положения в древности». Сходную этимологию можно вывести из туманных традиций о королеве или богине Мугайн. Это имя часто появляется в составе географических названий и, как кажется, иногда смешивается с названием провинции Мунстер (Мити, дат. п. Митаn). В легенде о рождении Аэда Слане Мугайн выступает в роли второй жены верховного короля Диармайта, сына Керрбела, которая терпит унижения от Этне, главной жены Диармайта и матери его сыновей, но исцеляется от бесплодия с помощью святого Шинниана из Маг Биле и рождает ягненка без единого пятнышка, серебряного лосося и, наконец, Аэда Слане[53]. Согласно традиции, она была дочерью Конхрада, сына Дауи, из рода Уи Дуах в Осрайге. У другой Мугайн, дочери Фиахны Финда, короля Иармуму, было двенадцать сыновей: шестеро из них стали епископами и шестеро королями. Своего самого известного сына Куммене Фоту (Куммене Длинного), аббата Клонферта (592—662 гг.), она родила в кровосмесительной связи со своим отцом — очевидный случай королевского мифа, перенесенного на почву агиографии. Мугайн — это вышедшая из употребления форма женского рода от слова тиg «раб», подобно тому как rigап или rigаin «королева» — форма женского рода от слова ri «король».
Выражаясь более прозаическим языком, можно с уверенностью говорить о том, что Мунстер был по большей части отрезан от остальной Ирландии и образовывал отчетливо распознаваемую единицу во все периоды ирландской истории, хотя буферная зона Осрайге всегда пользовалась несколько двусмысленным статусом, а традиция, какова бы ни была ее историческая ценность, утверждает, что большая часть Томонда в графстве Клэр первоначально принадлежала Коннахту и была приобретена Мунстером лишь незадолго до начала исторической эпохи (и на самом деле, в административном отношении Томонд вновь был связан с Коннахтом в XVI и XVII веках).
Пробраться в Мунстер было нелегко. Войско, идущее с севера, должно было двигаться через Лейнстер и далее мимо Белах Габрайн в южной [197]части владений Осрайге, где проход охраняет доисторическая крепость на холме Фристон-Хилл. К северу преграду образовывали горы Слиаб Бладма (Сливблум), которую продолжали болота Оффали, по которым проходила граница мунстерских Эйле с лейнстерскими Уи Файльги и королевством Уи Нейллов из рода Кенел Фиахах с их подчиненным королевством Делбна Бетра. «Королевская дорога», известная как Шлите Дала, по-видимому, не очень-то подходила для военных целей. Монастырь Бирр стоял сразу же за мунстерской границей в теснине, через которую провести войска было очень затруднительно (учитывая неразвитую систему снабжения того времени). Широкий путь в Мунстер открывала река Шеннон, но он не использовался для военных целей, пока викинги не открыли ирландским королям глаза на возможности простейшей морской стратегии. Учитывая продолжительность времени, которая потребовалась Уи Нейллам для укрепления своих позиций, вовсе не удивительно, что основные столкновения между ними и Кашелем (оставляя в стороне вымышленную псевдоисториками борьбу их предков) до VIII века были редкостью.
Насколько позволяют утверждать наши ограниченные свидетельства, можно считать, что Мунстер и Лейнстер в VII веке составляли культурную область Половины Муга. Южная Ирландия приняла новое римское исчисление Пасхи на Соборах в Маг Лене (пограничная равнина вокруг Дурроу) и Маг Айльбе (в Карлоу) около 632года. Отсутствие сведений о юге в ранних анналах, вероятно, связано с самими пасхальными разногласиями, так как у нас есть много оснований полагать, что ирландские анналы возникли из пасхальных таблиц. Родиной первых анналов стала Иона, а Бангор стал возможным вторичным центром компиляции. Обе церкви были глубоко преданы «кельтской» пасхе. Из писем святого Колумбана, преподававшего в Бангорском монастыре (хотя он и был родом из Лейнстера), выясняется, что упорное нежелание северных церквей принимать римское исчисление Пасхи в немалой степени проистекало из гордости своими успехами в математике. Если южное духовенство не проявляло столь живого интереса к этой трудной науке, оно тем более охотно приняло римское установление и, с другой стороны, вряд ли взяло на себя труд по ведению анналов.
Тем не менее мы располагаем убедительными свидетельствами высокого уровня латинской учености в Мунстере VI и VII веков, в особенности в связи с церквами Аисмора и Клонтфертмуллоу. Трактат «О двенадцати проклятиях мира», в котором содержится пользовавшаяся большим [198]влиянием глава о справедливости королей, происходит именно из этой школы, которая также создавала произведения по библейской экзегезе и латинской грамматике. Даже древнеирландские генеалогические поэмы в отношении доисторических разделов опираются на труды Исидора Севильского, а археологические раскопки показали, что южное побережье поддерживало связи со средиземноморскими торговцами до VII века.
Конечно же, изоляция Мунстера была очень относительной. Странствующий ученый, монах или ремесленник мог с легкостью преодолеть пустоши, в которых погибла бы армия. В действительности северные границы провинции стали цветущим садом для монастырей: Клонмакнойс, Дурроу, Галлен, Рахан, Аиналли, Бирр, Роскри, Терригласс, Лоррха, Сейр-киеран и Клонфертмуллоу. Роскри, расположенный на Шлиге Дала, одной из пяти королевских дорог Ирландии, которые, по легенде, разошлись из Тары при рождении Кормака, сына Арта, столь прославился своим гостеприимством к путешественникам, что пуритане калди VIII и IX веков создали реформированную обитель в более аскетической местности Лох Кре в нескольких милях от большой дороги.
Любопытную черту церковной жизни составляет количество обителей, основанных святыми родом из Западного Мунстера в VI и VII веках по всему центру Ирландии, часто за пределами самого Мунстера — таких, как Клонферт на землях Уи Мане в Коннахте. Племена юго-западного побережья — Корко Лойгде, Корко Дуйбне, Киаррайге из северного Керри и поглощенные ими Алтрайге, вкупе с Корко Байскинд из западного Клэра — возможно, образовывали единый приморский союз племен. Хотя их родословные и не сводились к одной общей линии, иногда короли одного племени могли управлять другим, что предполагает тесный союз между племенами. Если это так, то они вполне могли контролировать устье реки Шеннон и тем самым держать в руках доступ к срединным областям Ирландии и Коннахту, который предоставляет эта река. Мо-Хуту из Рахана происходил из Киаррайге Луахра, святой Брендан из Клонферта и Ардферта — из Алтрайге, святой Киаран из Сайгира (Сейркиерана) — из Корко Лойгде, Финан Кам из Киннитти — из Корко Дуйбне, Лайхтине из Ахад Ура в Осрайге — из Мускрайге, живших в Белах Фебрата в холмах между Лимериком и Корком, Мо-Луа из Клонфертмуллоу — из Корко Оха, племени из западного Лимерика, позднее подпавшего под власть Уи Фидгенти, а святой Брендан из Бирра происходил из загадочного подчиненного племени Корко Аулоймм. Эти святые выступают в качестве церковных поручителей прав племен [199]Западного Мунстера в любопытном трактате, к которому мы еще вернемся[54].
Возведение подобной монастырской империи не могло не вызвать определенных трений. Святой Карртах (иначе Мо-Хуту) был изгнан из Рахана (во владениях Уи Нейллов) в 636году, «в дни пасхи» (in diebus paschae), и отправился на юг в земли мунстерских десси, где основал Лисмор. Клонмакнойс, по-видимому, был чем-то вроде важнейшего торгового центра для континентальной торговли до тех пор, пока викингский город Лимерик не преградил устье реки Шеннон. Расположенный в вассальном королевстве Делбна Бетра, чьи земли были бедны и болотисты, он тем не менее господствовал над самым легким путем в срединные области и в Лейнстер через эскеры[55], а также на запад в Коннахт. Хотя монастырю покровительствовали Уи Нейллы и короли Коннахта, он упорно сохранял плебейский характер, соблюдая традицию своего основателя св. Киарана «сына плотника», и с 638 года набирал аббатов из подчиненных племен со всей Ирландии, за примечательным исключением Мунстера. Враждебность Мунстера к Клонмакнойсу достигнет своего пика в IX веке — в правление Федлимида, сына Кримтанна.
Распространенные традиции, связывающие Мунстер с Северной Ирландией, засвидетельствованы архаическими генеалогическими стихотворениями VII века, возводящими происхождение некоторых мунстерских народов к ульстерским героям: особенно к отпрыскам легендарного любовного романа между Фергусом, сыном Ройга, и королевой Коннахта Медб. Естественно, эти «традиции» мало что могут предложить историкам — как говорит О'Рахилли, Фергус оказался подарком для составителей родословных, — однако они показывают, что в столь раннюю эпоху не только существовали общие наметки ульстерского цикла, но он был хорошо известен и популярен в Мунстере. Сходные свидетельства обнаруживаются в архаическом и крайне туманном правоведческом трактате, посвященном привилегиям поэтов и входящем в состав текстов, известных под названием Вretha Nemed, которые, как считается, происходят из Мунстера, но выказывают близкое знакомство с такими персонажами ульстерского цикла, как поэт Айтирне. Рассматривая традиции Тары, мы уже видели, что архетипический верховный король Конайре, сын Этерскела, считался предком мунстерских эринов, и в особенности Мускрайге, Корко Байскинд и Корко Дуйбне.[200]
Ранние источники по истории Мунстера скудны. До X века, когда Анналы Инисфаллена стали повествовать о местных событиях, наши знания зависят от тех крупиц информации о Мунстере, которые считали достойными сохранения северные летописцы. Конечно, существуют пространные генеалогические трактаты, но их сложно использовать в отсутствие хронологической основы, обычно извлекаемой из сообщений о смерти того или иного лица, содержащихся в анналах. Характерно также и то обстоятельство, что составители генеалогий приводят гораздо больше подробностей относительно менее значительных септов и вассальных племен, чем о великой династии Эоганахтов и ее ответвлениях. Рукопись XV века Laud. Мisc. 610, которая частями воспроизводит утерянную Каптельскую Псалтырь, якобы составленную королем-епископом Кормаком, сыном Ку-леннана, содержит очень интересный материал в форме легенд о происхождении племен, датируемых VIII и IX веками. В других позднесредне-вековых рукописях сохранились, хотя и в искаженном виде, трактаты о взаимных обязательствах короля Кашеля и его вассальных племен (Frithfholaid rig Caisil fria thuathaib) — предшественники появившейся позднее Книги Прав. До нас дошли также генеалогические стихотворения, часть которых приписывается филиду Луккрету мокку Херай (Луккрету из Киаррайге), жившему в VII веке.
Бинчи настаивал на мунстерском происхождении некоторых древне-ирландских правоведческих трактатов, обладающих общими характерными чертами. Вretha Nemed (буквально «Суждения о священных или привилегированных (классах)») образуют крупнейшее собрание юридических текстов после свода Сенхус Мор, с учением которого по отдельным вопросам они порой существенно расходятся. Они уделяют много внимания привилегиям и характеристикам поэтов и других представителей ученого сословия и, по выражению Бинчи, очевидно происходят из недр поэтико-юридической школы. В согласии с их происхождением язык трактатов характеризуется вычурностью и намеренной туманностью. Таким образом, возможно, они отражают условия более архаического общества, в котором функции брегона еще не вполне отделились от функций филида. Впрочем, Бинчи считает, что в отношении датировки они не намного расходятся с другими правоведческими трактатами: они были определенно составлены в христианском окружении.
Наряду с пространным трактатом о правах и обязанностях поэтов в состав Вretha Nemed входят такие тексты, как Вгеthа Еtgid (так называемая «Книга Айкилла»), Соiс Сопаrа Fugill («Пять путей суждения»), [201]разбирающий процедуру, которую следует соблюдать в законных тяжбах, и «Завещание Моранна» (Аиdacht Moraind), которое мы уже цитировали в качестве древнейшего ирландского «княжеского зерцала»[56]. Этой же школе принадлежат некоторые сборники афоризмов, а также важный трактат о статусах Uraiccecht Bec («Маленький Учебник»), который интересно сопоставить с северным текстом, посвященным тому же предмету, Crith Gablach.
Uraiccecht Bec подчеркивает права тех людей, чей социальный и правовой статус, как у филидов, зависел от их искусства, а не от рождения и благосостояния: «человек лучше, чем его рождение» (is ferr fer a chiniud). «Есть два типа немед на земле, свободный немед (soer-nemed) и несвободный немед (doer-nemed). Свободные немед, которые существуют, суть люди церкви, правители, филиды, фении. Несвободные немед суть люди всякого искусства и ремесла. Причина, почему люди всякого искусства и ремесла (называются) несвободные немед, в том, что они служат свободным немед, но все же всякий является свободным, который получает свои права своим искусством»[57]. Слово dоеr в этом контексте, как и в слове doer-cele («несвободный клиент»), не означает буквально «несвободный»: оно используется в относительном смысле, в противопоставлении soer «знатный». Привилегия приобретается благодаря искусству. Цена чести (dire), равная цене чести низшего слоя знати (aire deso), предоставляется «умелому строителю дубовых домов» и «прилежному строителю кораблей и лодок и обтянутых шкурами лодок и судов, который умеет делать все эти суда», а также строителю мельниц и умельцу резьбы по тису. «Чье искусство одно, у того и dire одно. Чье искусство разнообразно, того и dire разнообразно. Оно увеличивает привилегию». Низший статус, соответствующий статусу преуспевающего свободного общинника (boaire), дается «строителю колесниц, и плотнику домов, и красильщику тканей, и резчику, и делателю щитов», и еще более низкий, но все равно свободный статус «гончарам, и делателям оков, и чесальщикам шерсти, и рыбакам». Класс «несвободных немед» включает всех «ремесленников, и кузнецов, и медников, и лудильщиков, и врачевателей, и правоведов, и друидов».