Вопрос 11 . Возникновение Древнерусского государства.
Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства.
Если кратко, основная из них такова:
Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли. Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
Существует норманнская теория ( Миллер, Байер, Швейцер) возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги.
Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе. Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.
Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
Антинорманскую теорию происхождения древнерусского государства в своё время представил Ломоносов, именно он решительно выступил против сущёствующей норманской теории. Антинорманская теория базировалась на следующих принципах:
- Норманны и варяги – совершенно разные народы.
- Скандинавы были балто-славянами.
- Пруссы и Пруссия – порусы, которые обитают рядом с русами.
- Название русы пошло от названия реки Рось.
- «Градорика» («страна городов») - так норманны называли земли славян. У самих норманнов в то время городов ещё не было. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они никак не могли научить руссов «государственности».
Вопрос 12. Государственный строй Древней Руси.
Древняя Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии, во главе которой стоял киевский Великий князь. Он был первым среди равных. Ему подчинялись местные правители – его вассалы. Сюзеренитет, сеньорат в Киевской Руси обозначался одним словом – «старейшинство».
Сюзеренитет – верховное право сюзерена по отношению к вассалу.
Князь – носитель государственной идеологии, первое звено в государственной системе страны. Киевские князья именовали себя великими. Княжеская власть передавалась вначале по наследству старшему брату, а с Xв. - старшему сыну. Этот принцип был введен при князьях Игоре и Ольге и назван «отчина».
Таким образом, князь становился наследственным монархом.
Основные функции Великого князя:
1). Важнейшими функциями князя были военно-дипломатические, которые на раннефеодальном этапе развития были неразрывно связаны. Военная сила легко пускалась в ход там, где дипломатические переговоры не давали результатов. Гарантией достигнутых соглашений опять–таки выступала военная сила. Тесная связь этих направлений деятельности государства обуславливала положение князя как верховного предводителя военных отрядов и главы дипломатических переговоров. Практика дипломатических обменов и посольств способствовала укреплению княжеского статуса. Древнерусские послы выступали от имени великого князя, всех светлых бояр и проч. Князей, от имени всего русского народа. Киевские князья стремились поддерживать нормальные внешнеполитические отношения с Византией, странами Востока, кочевниками.
2). Функция государственной деятельности по пресечению социальных конфликтов. Основной причиной периодически вспыхивавших конфликтов между князем и его подданными были разногласия по поводу размеров дани, взимаемой с подвластных народов (восстание древлян в 945г. против незаконных поборов князя Игоря). Репрессивные методы, террор широко применялся князьями во время волнений в Суздальской земле в 20-х гг. XIв. В период знаменитого киевского восстания 1068г. и последующих народных выступлений.
Но уже со второй половины Xв. государство не могло ограничиться лишь мерами репрессивного характера. При Владимире I (до 1015г.) довольно явственно обнаружились попытки государства к примирению общественных конфликтов мирными средствами. Деятельность государства, направленная на ликвидацию конфликтов, становится особенно важной на рубеже XI – XIIвв. при Владимире Мономахе.
3). Судебные функции князей. Деятельность государства, направленная на подавление классовых недовольств, была тесно связана с отправлением правосудия.
Высшей судебной инстанцией был князь. И он, конечно же, в судебной деятельности отстаивал прежде всего классовые интересы феодалов.
Народные массы воспринимали князя как высший и правдивый суд.
Судебная функция князя становилась своеобразным способом разрешения классовых конфликтов раннефеодального общества. Так, для Владимира Мономаха разбирательство стало повседневным занятием, и его дневное расписание включало для этого специальное время.
С переходом судебной деятельности на местах в руки вассалов и администрации князя она становится государственной функцией. Утверждаются специальные судебные пошлины, которые существовали задолго до Русской Правды. На рубеже X – XIвв. сфера княжеской юрисдикции была весьма обширной.
Остальные функции:строительство дорог, мостов, охрана торговых путей, организация сторожевой службы.
Государственно-правовой статус древнерусских князей.Глава Древнерусского государства имел ряд черт не столь ярко прослеживавшихся в положении раннефеодальных западноевропейских монархов. Его статус отличался особой неприкосновенностью, широкой сферой надзаконной деятельности. Князь не отвечал за совершенные действия, будь то убийство или массовые репрессии. Он нес лишь моральную ответственность перед Богом и не подлежал никаким санкциям.
Следует отметить, что, несмотря на столь широкие полномочия власть Великого князя и удельных князей в Киевской Руси не была единоличной. Главной опорой князя являлась дружина, которая, в свою очередь, делилась на «старшую» дружину – бояр, и «младшую» дружину – рядовых дружинников. При решении всех вопросов, важных для государства, князь советовался с советом бояр, который оказывал на окончательное решение заметное влияние.
Совет при князе – однопалатный сословный орган. Советниками князя были дружинники, «старцы градские» - потомки родоплеменной знати, бояре – верхушка феодалов, осевшая на земле, представители духовенства. Решались вопросы: законодательства, управления, финансов, внешней политики.
Вече – народное собрание городских жителей. Созывалось князем или боярскими людьми князя по его предложению, особыми глашатаями - бирючами. Вопросы: о войне и мире, об избрании или смещении князя, о назначении высших должностных лиц, суд по особо важным делам.
Феодальные съезды (снемы) – в их работе принимали участие все русские князья или основная масса князей.
Ярким примером таких съездов являются съезды в Любече (1097г.) и Уветичах (1100г.). Вопросы: избрания или изгнания князей, принятие мер против тех из них, которые нарушают договор, заключение союзов, объявление войны и мира, издание новых законов
Соборы – собрание сословий, по своему составу более широкое, чем феодальные съезды. В соборах участвовали князья, их вассалы, бояре, духовенство, представители городов.
Оценка роли соборов состоит в следующем. Они представляют собой органы сословного представительства, куда наряду с феодалами входили представители формирующегося сословия горожан и духовенства. Соборы были прообразом представительного органа, отдаленно напоминающие Земский Собор.
Местное управление.Имелось две системы управления, которые существовали параллельно. Одна из этих систем существовала еще в Xв. И получила название«численной». Другая, более поздняя система, именуется в литературе дворцово-вотчинной. Первая численная (десятичная) построена по математическому делению общества: как целое государство составляло тысячу, а старшие города и провинции делились на сотни и десятки, так центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Иногда тысяцкие именуются князьями. Они были прежде всего предводителями народного ополчения, или военных сил княжества, а также вели торговые дела. Им вместе с сотскими принадлежит и функция охранительной полиции: усмиряют волнения.
Сотские и десятские, состоят предводителями частей ополчения, они оставались постоянными гражданскими правителями частей государства (сотен и десятков).
Постепенно тысяцкие, сотские превратились в особые финансово-административные и судебные органы.
Центром, откуда тянулись все нити управления, был княжеский двор.
Князья не поручают всех административных функций в городах тысяцким, сотским и десятским, а создают особую местную административную, так называемых посадников.Со времени Олега отмечается система «посажения» княжеских «мужей» по городам (отсюда термин «посадник»).
Посадники получали одну треть взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин. Посадники были полномочными представителями княжеской власти на местах во всех ее проявлениях, выполняли функции самого князя.
Одним из первых и основных мероприятий Ольги была ликвидация князей – как местных племенных, так и князей – наместников.
С развитием феодализма десятичная система управления постепенно заменяется дворцово-вотчинной. Все нити руководства сосредотачивались у князя (боярина). С усложнением задач государственного управления росла роль должностных лиц, происходило разделение, уточнение функций между ними, устанавливалась относительная их специализация. Наиболее важными должностными лицами были: воевода – начальник всех вооруженных сил княжества; тиун конюший – ведавший вопросами обеспечения княжеского войска конским составом; дворецкий огнищанин – управляющий княжеским двором и одновременно получавший важнейшие государственные задания; стольник – в обязанности которого входила организация снабжения княжеского двора продовольствием. В подчинении высших дворцовых должностных лиц находились многочисленные управители – тиуны, старосты.
Таким образом, древнерусское государство по форме правления представляло собой раннефеодальную монархию. Во главе был князь, который опирался в своей деятельности на совет.
Вопрос 13. Военные реформы второй половины 19 века.
Военная реформа
Крымская война показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Так, хотя Россия по численности населения превосходила Францию и Англию, вместе взятые, у России не оказалось обученных резервов, и в ходе войны русскую армию нечем было пополнять. Это объяснялось тем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, то есть практически пожизненно. Поэтому армия, как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность.
Военно-обученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически не было.
Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.
Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии.
Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству.
Ее подготовка началась с 1862 г., когда военным министром был назначен генерал (в будущем фельдмаршал) Д. А. Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии. Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874г.
Существо военной реформы заключалось прежде всего, в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученных вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы (6 и 7 лет). Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные - в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось.
Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.
Как уже говорилось выше, Крымская война показала слабую подготовку офицеров. В ходе войны обнаружилась острая нехватка офицерских кадров, особенно младших офицеров, из-за потерь в боях и отсутствия подготовленных резервов. Поэтому важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.
Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по- прежнему были в основном родовитыми дворянами.
Реорганизован был аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться военному министру (а по флоту морскому министру). Тогда как ранее во главе ряда отраслей военного управления (командующий гвардией, артиллерией, и т. д.) стояли великие князья, которые как члены императорской фамилии имели право непосредственного доклада царю, подчинялись министру и действовали бесконтрольно. Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления.
Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика".
Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.