Парламент РФ-Федеральное собрание 4 страница
Осуществляя надзор за соблюдением законов, иных НПА прокуроры должны действовать инициативно.
Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.
Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.
Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.
93. В чем суть конституционных основ местного самоуправления в РФ?
Конституционные основы.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ закрепляются в четырех статьях (ст. 130—133) специальной гл. 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», а также в ряде других статей Конституции РФ. В ст. 130, например, по сути дела, определяется основное содержание местного самоуправления и пути его реализации. В ней говорится, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В развитие конституционных основ местного самоуправления в РФ в августе 1995 г. Был принят основополагающий по данному вопросу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».* В нем прежде всего дается характеристика муниципального образования как территориальной единицы, в рамках которой реализуются права граждан на местное самоуправление. Согласно указанному закону, это — «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» (ст. 1). Само местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций
94. Каково значение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?
В нем прежде всего дается характеристика муниципального образования как территориальной единицы, в рамках которой реализуются права граждан на местное самоуправление. Согласно указанному закону, это — «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» (ст. 1). Само местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Очень важное значение имеет и то, что закон дает как общее, принципиальное, так и весьма конкретное представление о том, что такое «вопросы местного значения».
96. Что включается в число вопросов местного значения, которыми занимается местное самоуправление и его органы в РФ?
Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).
Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием
97. Чем характеризуется конституционно-правовой статус местного самоуправления в РФ?
Важность теоретического исследования конституционно-правового статуса местного самоуправления в России обусловливается тем, что, исходя из нее, определяется, во-первых, место муниципальных образований на современном этапе развития в системе управления государством и обществом; во-вторых, правовые условия для реализации конституционных принципов формирования и деятельности местного самоуправления, юридическая сила принимаемых ими решений; в-третьих, полномочия и гарантии эффективности деятельности органов местного самоуправления в России, роль органов местного самоуправления в охране и защите общественного порядка на территории муниципального образования.
98. Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти ?
По Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и перечисленные выше их права являются их собственными, предназначенными для удовлетворения местных нужд населения. Но Конституцией РФ предусматривается наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Органы местного самоуправления: устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами: если условия или запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется свободно;
принимают сообщения от граждан и юридических лиц о вскрытии водоносных горизонтов при использовании недр;
согласовывают мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах;
устанавливают места использования водных объектов для массового отдыха, туризма и спорта, для любительского и спортивного рыболовства по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и другими заинтересованными организациями;
получают уведомление от государственных органов о приостановлении сброса сточных и дренажных вод и прекращении эксплуатации хозяйственных и других объектов в случае возникновения угрозы здоровью населения или существованию водных или околоводных животных и растений.
99. Входят ли органы местного самоуправления в единую систему публичной власти в РФ?
Местное самоуправление — это публичная власть населения административно-территориальной единицы (территориального коллектива), основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладающая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящая в систему государственной власти. В связи с этим государство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправлениясвязана с тем, что в рамках демократической системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самодеятельностиместного населения и избираемых им негосударственных органов
100. Каковы основные формы осуществления местного самоуправления в РФ?
Формы осуществления местного самоуправления:
1) непосредственные
- местный референдум
-муниципальные выборы
-голосование населения муниципального образования по вопросам местного значения
-сход граждан
-право творческая инициатива граждан
-территориальное общественное самоуправление
-публичные слушания
-собрания и конференции граждан
-опрос граждан
2)органы местного самоуправления
-местная администрация
-контрольный орган муниципального образования
-избирательная комиссия муниципального образования
-иные органы местного самоуправления
101. Каково взаимоотношение органов местного самоуправления и государственных органов в РФ?
Конституционно-правовая связь государственной власти и местного самоуправления обнаруживается и в том, что значительное количество вопросов, связанных с реализацией публичных функций государства, особенно в социальной сфере, имеют как местное, так и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
В связи с этим необходимо отметить, что проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из важнейших в деле формирования законодательных установлений, определяющих деятельность муниципалитетов.
Вопросы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления урегулированы в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о местном самоуправлении.
Помимо конституций и уставов субъектов в ряде регионов страны принято значительное число нормативных правовых актов, регулирующих такую форму взаимодействия государственных и муниципальных органов, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Можно выделить следующие формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления:
1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
2) передача полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти;
3) заключение договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством;
4) контроль со стороны органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления законодательства;
5) создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих;
6) право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, должностными лицами субъектов РФ, к которым эти обращения направлены, в порядке, установленном законодательством.
1. Какое место в системе правоведения занимает наука конституционного права?
2. Каково соотношение понятий КП как отрасли права, как отрасли правоведения и как учебной дисциплины?
3. В чем состоит социальная природа и сущность КП как отрасли права?
4. Каков объект КП как отрасли права?
5. В чем специфика к-п норм, институтов и отношений?
Основные источники КП
7. Каков предмет науки КП и в чем его отличие от объекта изучения этой науки?
8. В чем состоят особенности метода науки КП?
9. Что такое конституция и каково ее место и роль в системе законодательства страны?
10. Какими основными общими свойствами обладают конституции?
11. Чем характеризуется общая структура и содержание конституций?
12. Как можно классифицировать конституции по их формам и видам?
15. Что такое охрана конституции и в чем ее необходимость?
16. Каковы объекты и содержание конституционного контроля?
17. Какие общие черты присущи конституции РФ?
18. Каков порядок изменения и пересмотра конституции РФ?
13. Как осуществляется разработка и принятие конституции?
14. Как изменяются, дополняются и отменяются конституции?
19. Как обеспечивается охрана Конституции РФ и какова в этом Конституционного суда?
20. Каковы основные функции конституционного суда РФ?
21. Каков порядок возбуждения и рассмотрения дела в Конституционном Суде?
22. Каковы конституционные основы политической системы современного демократического государства?
23. Что такое конституционализм и в чем состоит формальное и содержательное понимании категории “конституционный строй”?
24. Что следует понимать под “основами конституционного строя” в свете К. РФ?
25. В чем значение и сущность Всеобщей декларации прав человека ООН?
26. Каково соотношение прав человека и прав гражданина?
27. Какова система основных прав и свобод человека и гражданина?
28. Что такое конституционно-правовой статус личности и каковы его устои в демократическом государстве?
29. Что такое гражданство и каковы основные способы его приобретения, изменения и прекращения?
30. Как решается проблема гражданства в конституции РФ?