Марксизм как социальная политическая концепция
Наиболее ярким примером социальной концепции политики был марксизм. Он стал не только серьезным явлением интеллектуальной жизни XIX – XX в.в., но и в ХХ в. политико-идеологическим средством социальных преобразований исторического масштаба.
Основная идея Карла Маркса (1818 – 1883 г.г.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 г.г.) состояла в том, что движущей силой истории является развитие способа общественного производства, проходящего через определенные качественные этапы. Производительные силы и производственные отношения, образующие «базис», в совокупности с производными от них политическими, правовыми, религиозными и другими культурными формами, образующими «надстройку», представляют собой целостное образование, которое Маркс называл «общественно-экономической формацией». В истории Маркс насчитывал пять основных формаций: 1) первобытно-общинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую и 5) будущую коммунистическую. Все указанные стадии в своем развитии должно, рано или поздно, пройти каждое общество. При этом три промежуточных формации являются антагонистическими, т. е. на этих стадиях развития общество оказывается разделенным на противостоящие по интересам и борющиеся друг с другом классы.
В этой перспективе политика рассматривается как сугубо классовое явление. «Экономически господствующий класс является классом, господствующим и политически» (К. Маркс). Соответственно, основная функция политики в классовом обществе – держать под контролем эксплуатируемые массы и предотвращать возмущение сложившимся порядком вещей с их стороны. Таким образом, в марксистском описании государства акцент делается на присущие ему репрессивные функции. По Ленину: «Государство – это армия, полиция, суды и тюрьмы».
С точки зрения Маркса, новые классы выступают на арену истории по мере того, как в недрах старой системы производственных отношений формируются новые производительные силы. Созревание новых прогрессивных классов и осознание ими тех ограничений, которые оказывает на их деятельность старая «система вещей», ведет к революционным потрясениям и формационным сдвигам: «Революции – это локомотивы истории» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Именно в эпохи резкой ломки старых экономических и политических структур политика выходит на первый план и приобретает роль ключевого фактора общественного развития: «политика – это концентрированное выражение экономики» (К. Маркс). Оправдывая неизбежность массового насилия в такие периоды исторического развития, Маркс и Энгельс называли насилие «повивальной бабкой истории».
Но, несмотря на подобный драматический привкус, марксистская интерпретация всемирной истории, в конечном счете, глубоко оптимистична. С точки зрения Маркса и Энгельса, конечная цель эволюции классовых обществ заключается в переходе к бесклассовому обществу, где окончательно ликвидирована эксплуатация человека человеком и реализован принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». В коммунистическом обществе «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Соответственно, с ликвидацией капитализма и классов ликвидируется (с той или иной скоростью) и государство как инструмент классового господства. Таким образом, в коммунистической перспективе политика, как самостоятельная сфера деятельности, вообще не предусмотрена. На ее место встает административная регуляция производственных процессов.
Как это ни парадоксально, но эти идеи, с разными вариациями, воспроизводились на протяжении всей эволюции марксизма в ХХ в., даже когда он стал официальной идеологией ряда тоталитарных государств. Живы они и в современном неомарксизме.