Конституционно-правовой статус Президента РФ. Срок – 6 лет. Не более 2 сроков подряд
ВЫБОРЫНазначаются Сов Фед РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Выборы проводятся на основе специальных федеральных законов.
Срок – 6 лет. Не более 2 сроков подряд. Гражданин РФ, 10 лет на территории страны, возраст не менее 35 лет. Выдвижение избир. объединением или самовыдвижение (500 граждан). Сбор подписей – не менее 1 млн. (на один субъект – не более 50 тыс.).
На выборах Президента РФ используется мажоритарная система в два тура: абсолютного большинства в первом и относительного большинства во втором (с вытекающими отсюда единым одномандатным округом, системой избирательных комиссий во главе с ЦИК и отсутствием окружных комиссий и т.д.).
Порядок голосованияГолосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.
Результаты выборовПервоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избир ком-ии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избир ком-ии. Территориальные избир ком-ии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избир ком-ии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.
Приступает к исполнению с момента принесения присяги. Одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента.
ФЗ от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ"
ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙПолномочия През-та прекращаются:
- с истечением срока полномочий
- досрочно:
(а) добровольная отставка (Ельцин),
(б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия. Должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ
(в) отрешение от должности.Отрешение – ст. 93 КРФ. Основания – выдвижение ГД обвинения в гос. измене или совершение иного тяжкого преступления, подтверждеными заключением ВС и КС.Предложение вносится 1/3 депутатов. Д.б. конкр. указания на признаки преступления. Предложение отправляется на заключение спец. комиссии для оценки соблюдения процедурных правил и факт. обоснованности обвинения. Спец. комиссия – Председатель, зам. и 13 членов.Предложение с заключением комиссии рассматривается на заседании. Решение – 2/3. в пятидневный срок направляется в СФ. СФ рассматривает обвинение после получения решения ГД и заключения ВС. Председатель направляет документы в Комитет по конст. законодательству и суд.-пр. вопросам и созывает СФ для принятия решения о направлении запроса в КС. В течение 72 часов с момента получения заключения КС – заседание. 2/3 голосов.
ПОЛНОМОЧИЯ
Функции Пр. (в соотв. с К.):
1) Пр. - глава РФ, высшее должностное лицо страны. главное действующее лицо в гос. иерархии.
2) Пр. РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод Ч. и Г., гос. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности.
3) Пр. - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти федерального и субъектного уровня.
4) Пр. РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутр. и внеш. политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ.
5)Пр. РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях.
Полномочия
в сфере законодательной власти. -обладает правом законодат. инициативы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, - назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ - распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ - назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ - подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ - обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС фед закона - обращается к ФС с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства. | в сфере исполнительной власти. -назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ - по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ - по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров - имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ - имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ - принимает решение об отставке Правит-ва РФ - вправе приостанавливать действия актов органов исп. власти S-в РФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ, или нарушения прав и свобод Ч. и Г. до решения этого вопроса соответствующим судом - представляет ГД кандидатуру Председателя ЦБ РФ | в сфере судебной власти -представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; - назначает судей других фед судов - представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности. Президент также: - решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. Убежища - награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания - осуществляет помилование |
41. Фед Собр РФ — парламент : понятие. Функции, структура, организация деятельности.
Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).
Статус Фед Собр определен в главе 5 Конституции РФ.
В теории права выделяют три основные функции Фед Собр:1. представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства) представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю.;2. законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне) является основной функцией Парламента, ведь законодательство - основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Фед Собр, но основную роль играет ГД. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.;3. контрольная Парламентский контроль - право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной.
Функции и полномочия Фед Собр распределены между двумя палатами — ГД и Сов Фед (согласно статье 95 Конституции РФ).
Фед Собр является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).
Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ).
Госуда́рственная ду́ма — одна из двух палат Фед Собр РФ
Правовой статус ГД определён в пятой главе Конституции РФ
Полномочия ГД
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Сове́т Федера́ции — верхняя палата Фед Собр (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Полномочия
- утверждение изменения границ между субъектами РФ
- утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
- назначение выборов Президента РФ;
- отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения ГД
- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
42. ГД Фед Собр РФ: состав, порядок выборов депутатов, полномочия, порядок работы.
Госуда́рственная ду́ма— одна из двух палат Фед Собр РФ (ст. 95 действующей Конституции России, в Конституции слова Дума и Собрание даются в заглавном написании
Правовой статус ГД определён в пятой главе Конституции РФ[
Полномочия ГД
Конституция РФ (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
- назначение и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;
- назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с фкз
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
- ГД принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Структура
1.Аппарат Госдумы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
2.Председатели Госдумы
Председатель ГД осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
3.Комитеты ГД
Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:
4.Комиссии
Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 5-го созыва существует пять комиссий:
5Совет ГД
Планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты
Порядок выборов депутатов ГД включает следующие стадии:
- назначение выборов;
- образование одномандатных избирательных округов и избирательных участков;
- формирование избирательных комиссий;
- составление списков избирателей;
- выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты;
- предвыборная агитация, голосование;
- подсчет голосов;
- определение результатов выборов;
- их опубликование.
Конституционные основания роспуска ГД.Статья 109
1. ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.
2. В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. ГД не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.
4. ГД не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Сов Фед.
5. ГД не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Полномочия ГД могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.Согласно Конституции РФ ГД может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска ГД:
1) ГД распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2) ГД может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;
3) ГД может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей. ГД не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Сов Фед;
3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
4)в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ
43. Законодательный процесс в Федеральном Собрании: стадии и их характеристика.
Первая стадия - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение ГД законопроекта.
2. Подготовленный к внесению в ГД законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю ГД.
Вторая стадия- предварительное рассмотрение законопроектов.
Законопроект подлежащий рассмотрению ГД, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.
Третья стадиязаконодательного процесса - включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях.
При рассмотрении ГД законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении ГД может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон.
Четвертая стадиязаконодательного процесса - принятие закона. Совет ГД назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
Федеральный закон принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. Принятый ГД федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Сов Фед. Если принятый ГД федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Сов Фед в соответствии с Конституцией и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Сов Фед, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется ГД Президенту РФ для подписания и обнародования.
Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Сов Фед. Поступивший из ГД федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Сов Фед.
Согласно ст. 108 Конституции, обязательному рассмотрению Сов Фед подлежат и все федеральные конституционные законы.
По результатам обсуждения Сов Фед принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый ГД закон.
Постановление Сов Фед об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.
Особая стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Сов Фед и ГД в связи с отклонением Сов Фед принятых ГД законов.
Если федеральный закон отклонен Федеральный закон, он направляется Советом ГД в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Сов Фед, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Датой принятия федерального закона считается день принятия его ГД в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Фед Собр.
Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного и федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».