Тематика и художественное своеобразие прозы Радищева

Александр Николаевич Радищев– первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев сумел связать такие явления, как помещичье злонравие и чиновничий произвол, с политическим строем России и ее социальной системой – с самодержавием и крепостным правом – и выступил с призывом к их ниспровержению.

Свои взгляды Радищев изложил в книге "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищев первым ясно выразил тот комплекс вины перед народом и то стремление облегчить его положение. "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала" — в этих начальных словах "Путешествия" отразилось искреннее сострадание, возвышенное и чистое душевное состояние, из тех, что имеют несомненную духовную основу.

Просветители не признавали истинным источником зла поврежденную первородным грехом природу человека. Радищев видел причину всех социальных бед в распространении невежества, которому способствовал сложившийся порядок вещей. Раз виноваты обстоятельства — их надо менять.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790, издал анонимно).

Проблема крепостничества. Критика крепостничества - одна из главных задач книги Радищева. Яркой иллюстрацией к этой мысли служит глава «Любани». Крестьянин, старательно возделывающий своё поле, заявляет путешественнику, что он никогда не станет так же работать на пашне своего господина.

Проблема самодержавия. Радищев был убеждённым республиканцем, он был за то, чтобы верховная власть избиралась и контролировалась народом. В главе «Спасская полесть» описан аллегорический сон путешественника, построенный по принципу просветительского прозрения, когда герой от заблуждения переходит к правильному взгляду на мир.

Помещики. Писатель производит смелую переоценку роли и значения в русском обществе двух его основных сословий – помещиков и крестьян. Бесконтрольная власть над крестьянами делает помещиков жестокими. Автор приходит к мысли о полной бесполезности и даже ненужности «благородного» сословия.

«Дневник одной недели» - прозаическое произведение, по жанру и содержанию один из ранних в России образцов сентиментальной литературы. Представляет собой 11 коротких лирических записей, наполненных горестными сетованиями автора по поводу отъезда из Петербурга его друзей. Поведение человека в обществе еще не показано, но раскрыта его душа, способная к самоотверженной привязанности.

«Житие Федора Васильевича Ушакова». Под житием имеется в виду биография. Жанр, предложенный Радищевым, следует рассматривать как одно из явлений просветительской литературы.

53. Идейное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Особенности стиля.

Радищев построил свою книгу на отечественном материале: здесь шла речь о самых насущных вопросах русской общественной жизни. Разделение на главы по названиям почтовых станций между Петербургом и Москвой носило далеко не формальный характер, а нередко определяло содержание той или иной главы: экскурсы в русскую историю в главе «Новгород», описание «развратных нравов» в «Валдаях», рассуждение о пользе строительства при взгляде на шлюзы в «Вышнем Волочке». Из книги Радищева многое можно узнать о русском быте конца XVIII в., это и знаменитое описание русской избы в «Пешках», и характеристика дорог, и упоминание о том, как одеты герои. Все эти детали, однако, важны для писателя не сами по себе, а постольку, поскольку помогают развитию его главной идеи, сюжетную основу составляет не цепь внешних событий, а движение мысли. Каждый факт должен быть осмыслен читателем в общем комплексе, заключения же и выводы подсказаны самим автором. В исследованиях последних лет вопрос о композиции «Путешествия» изучен достаточно хорошо. Доказано, что каждую главу «Путешествия» нужно рассматривать не изолированно, а в ее соотнесенности с другими главами. Писатель обнаруживает всю несостоятельность либеральных иллюзий, во власти которых находятся некоторые его предполагаемые читатели, его современники. Размышляя об истинах, ставших для него очевидными, писатель нередко наталкивался на непонимание даже со стороны друзей. Радищев хочет помочь другим отказаться от их заблуждений, снять бельма с их глаз, подобно страннице из «Спасской полести». С одной стороны, новизна и оригинальность «мнений», с другой – желание убедить тех, кто их не разделяет, желание быть понятым. Как страшный кошмар путешественник видит во сне, что он «един, оставлен, среди природы пустынник». Этот эпизод характеризует, конечно, не только радищевского героя, но и самого писателя, который не мыслит себя вне общественных связей и контактов. Главным и самым действенным средством общения остается слово, «первенец всего», по убеждению Радищева. В «Слове о Ломоносове», логично завершающем всю книгу, писатель говорит о «праве неоцененном действовать на своих современников» – праве, которое «приял от природы» вслед за Ломоносовым и сам автор «Путешествия». «Гражданин будущих времен», Радищев пишет не трактат, а литературное произведение, причем обращается к традиционным жанрам, вполне узаконенным в сознании его читателей. В состав «Путешествия» включается ода, похвальное слово, главы, повторяющие распространенные сатирические жанры XVIII в. (письмо, сон и т. д.). Тщательно продумав композицию «Путешествия», придав ей внутреннюю логику, Радищев апеллировал и к разуму, и к чувству читателя: «Читателя должен убедить не только факт как таковой, но и сила авторского подъема; читатель должен войти в психологию автора и с его позиций взглянуть на события и вещи. „Путешествие“ – это страстный монолог, проповедь, а не сборник очерков». Голос автора постоянно слышится в книге Радищева: иногда это развернутые высказывания, проникнутые негодованием и скорбью, иногда краткие, но выразительные ремарки, вроде сделанного как бы мимоходом саркастического замечания: «Но власть когда краснела!» или риторического вопроса: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

54. Ода «Вольность» А. Н. Радищева. Ее политическая, историческая, философская проблематика.

1790 г. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет. Начинает свою оду Радищев с прославления вольности. Вольность дается каждому человеку самой природой, считает автор, и поэтому люди были абсолютно свободны. В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам. Но во имя общего блага люди объединились в общество, ограничили свою «волю» законами, выгодными для всех, и избрали власть, которая должна следить за строгим их исполнением. Радищев рисует благие последствия такого устройства: равенство, изобилие, правосудие. Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом. Монарх превращается в деспота. Утрата свободы пагубно отражается на всех областях жизни общества: пустеют нивы, меркнет воинская доблесть, нарушается правосудие, но история не стоит на месте, и деспотизм не вечен. В народе растет недовольство. В его оде народ свергает монарха, судит его и казнит. Идеалом поэта служит Американская революция и ее вождь Вашингтон. Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания — в свободу. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя. Перед нами разновидность одического жанра XVIII в. — революционно-просветительская ода как одно из явлений просветительского классицизма. Задача оды — осмысление уроков истории. Ода «Вольность» создавалась в период подъема революционного движения в Америке и во Франции. Она исполнена твердой веры в торжество освободительных идей.

По своему стилю ода «Вольность» — прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя.

Наши рекомендации