Законодательное регулирование финансового обеспечения выборов. Источники финансирования
С первых шагов законодательного регулирования правоотношений в сфере формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов устанавливался перечень физических и юридических лиц, добровольные пожертвования, со стороны которых категорически запрещены. Другое дело, что список таких субъектов в законодательстве прошлых лет и в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. существенно разнится. Так, в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. к числу таких субъектов были отнесены иностранные государства, иностранные граждане и организации, российские юридические лица с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30% их уставного капитала, международные организации, а также государственные организации и учреждения, органы местного самоуправления, религиозные объединения. Совершенно точно, что указанный перечень был составлен поспешно. В него попали органы местного самоуправления, зато отсутствуют органы государственной власти.
Новое избирательное законодательство исчерпывающим образом решает этот вопрос. Достаточно сказать, что данный список количественно вырос и достиг 14 субъектов. В их числе: иностранные государства и иностранные юридические лица; иностранные граждане, за исключением случаев участия иностранцев в муниципальных выборах; лица без гражданства; граждане России, не достигшие 18 лет на день голосования; российские юридические лица с иностранным участием, если доля такого участия в их уставном капитале превышает 30% на день официального опубликования решения о назначении выборов; организации, учрежденные государственными, муниципальными органами; воинские части, военные учреждения и организации, правоохранительные органы; благотворительные организации, религиозные объединения и учрежденные ими организации; анонимные жертвователи; юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня голосования.
В целях обеспечения равенства прав кандидатов избирательное законодательство устанавливает предельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20% предельных размеров расходования средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании. Так, предельная сумма всех расходов кандидата на должность Президента РФ не может превышать 250 млн. руб. В то же время затраты кандидата, по которому назначено повторное голосование, возрастают до 300 млн. руб. Новое избирательное законодательство устанавливает суммы затрат кандидатов в абсолютных величинах. Прежде применялся другой порядок исчисления расходов кандидатов. К примеру, согласно Федеральному закону от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации» предельная сумма затрат кандидатов не могла превышать минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день опубликования решения о назначении выборов, более чем в 300 тыс. раз.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного).
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления избирательные объединения и блоки тоже могут создавать избирательные фонды.