Тема 12 ТИПЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Вся совокупность текстовых документов, или литературных произведений, составляет "литературу" и делится на опреде­ленные разновидности. Одни авторы называют их видами ли­тературы, другие — типами. Внутри видов (или типов) литера­туры выделяют жанры литературных произведений или текстовых (литературных) документов. Понятия типов лите­ратуры и жанров текстовых (литературных) произведений в равной степени относятся к типологии документа и типологии книги.

12.1. Понятие "типы литературы"

Основные группы литературных произведений — наиболее крупные подразделения в типологической классификации — предлагалось называть либо типами литературы (в большинс­тве работ), либо видами (в теории редактирования и некоторых других работах). С точки зрения теории классификации как метода познания любую разновидность родового понятия можно называть видом. Поэтому можно и в "литературе" выделять определенные виды. Но, как правило, виды выделяются по ка­кому-то одному признаку, отражая его наличие или отсутствие в соответствующих явлениях или видоизменения явления по избранному признаку.

Более соответствует указанной категории термин "тип" со всеми присущими этому понятию чертами. Типы понимаются как подразделы, отличающиеся друг от друга не одним при­знаком, а определенной их совокупностью. Типы литерату­ры — это группы литературных произведений, обладающие существенными качественными отличиями, выделенные пу­тем теоретической абстрагирующей работы научного мышле­ния и представляющие собой идеализированную модель реаль­ных объектов. При типологической классификации литературы часто приходится учитывать не один признак, а определенный их комплекс, или комплексный критерий классификации. По­этому считаем целесообразным говорить именно о типах лите­ратуры, которые выделяются в процессе ее типологизации.

В качестве основного критерия типологизации литературы, или основного типообразующего признака, разными авторами назывались целевое назначение, читательское назначение, со­вокупность целевого и читательского назначения или совокуп­ность других признаков. При этом один и тот же признак пони­мался по-разному, составленные на его основе перечни типов значительно различались.

Полагаем, что типологизация литературы в книговедении и документоведении должна основываться не на каком-то одном признаке, отражающем одну сторону литературного произве­дения, а на комплексном критерии, представляющем собой взаимосвязанную совокупность признаков, среди которых одни являются ведущими, другие — производными. Необхо­димо также выделить признак классификационный — опреде­ляющий направление разбивки литературы на типы, и призна­ки классообразующие — конкретизирующие содержание первого. Наша цель — создать не описательную, а сущностную классификацию литературы по типам, через "формулировку закономерности образования классов", а не только через описание и объяснение1. Возможно, такая классификация не все­гда будет отвечать требованиям формальной логики, так как анализу подвергаются сложные общественные явления, но зато она выявит глубинные связи между ними.

Типы литературы можно определять и по другим признакам, создавая параллельную фасетную классификацию, где разные при­знаки не зависят друг от друга и, соответственно, разные направ­ления классификации не подчиняются друг другу (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Типы литературы

Признак классификации Тип литературы
1. По возрастному признаку 1.1. Литература для взрослых. 1.2. Детская литература
2. По языковому признаку 2.1. Оригинальная литература. 2.2. Переводная литература
3. По социальному назначению 3.1. Политические первоисточники. 3.2. Правовые первоисточники. 3.3. Художественная литература. 3.4. Публицистическая литература. 3.5. Массово-информационная литература. 3.6. Мемуарная литература. 3.7. Научно-исследовательская литература. 3.8. Научно-популярная литература. 3.9. Учебная литература. 3.10. Производственная литература. 3.11. Рекламная литература. 3.12. Научно-информационная литература. 3.13. Справочная литература. 3.14. Литургическая (богослужебная) литература. 3.15. Теологическая (богословская) литература. 3.16. Религиозно-популярная литература. 3.17. Развлекательная литература и др.

12.2. Типы литературы по социальному назначению

Главный признак, по которому определяют основные типы литературы, — социальное назначение. "Социальное назначе­ние литературы", — это комплексный критерий типологичес­кой классификации литературы. Он объединяет и учитывает разные конкретные признаки.

Философской основой книговедческой типологии литературы должны стать теория общественного сознания и теория познания, которые дополняются в определенной части положениями соци­альной психологии. Причины формирования различных типов литературы следует искать в структуре общественного сознания, теории познания и социального общения, потому что литература представляет собой материальное воплощение общественного со­знания, способ его существования и выражения.

Классификационным признаком при выделении основных типов литературы должно быть соответствие определенно­му виду и сфере общественного сознания, уровню познания, месту в системе социальной коммуникации. Связь литературы с общественным сознанием объясняет конкретно-историчес­кий характер ее типов.

Классообразующие признаки при выделении основных ти­пов литературы можно объединить одним понятием — соци­альное назначение. Внем учитываются разнообразные качес­твенные характеристики литературных произведений: целевое и читательское назначение, предмет и способ отражения дейс­твительности, особенности происхождения литературных про­изведений, их значение в жизни общества — как ведущие при­знаки; производными от них являются стилистические и композиционные особенности литературных произведений.

В некоторых исследованиях можно обнаружить черты, близкие предлагаемому подходу. Так, Людмила Николаевна Кастрюлина, анализируя различные концепции типологичес­кой классификации литературы, отмечала положительное значение применения таких классификационных признаков, как форма отражения жизни, исходя из познавательной сущ­ности литературы — отражение объективной действительнос­ти; формы и цели человеческого общения, в котором литерату­ра выступает как одно из важнейших средств социальной коммуникации; функциональный подход, раскрывающий причины возникновения, цели и характер использования про­изведений в общественной деятельности1. Для изучения соци­альной функции литературы она считала необходимым ис­пользование научных данных о видах и уровнях общественного сознания.

Даниил Юрьевич Теплов основным принципом типологии литературы считал "соответствие тех или иных типов отде­льным формам общественной практики"2, однако, констати­руя отсутствие философской классификации форм обществен­ной практики, вынужден был рассматривать только ряд классообразующих признаков, характерных для типов лите­ратуры (характер материала, привлекаемого для раскрытия темы, идейно-политические позиции авторов, лексические и стилистические особенности языка и композиции).

Развитием идей Д.Ю. Теплова представляется документонедческий подход преподавателей Санкт-Петербургского уни­верситета культуры и искусств Олега Менделевича Зусьмана и Валентины Альфредовны Минкиной, согласно которому виды документов делятся "по сфере создания и преимущественного использования документов" на массовые, досуговые, научные, производственно-практические и учебные. Далее виды доку­ментов выделяются в рамках перечисленных сфер "с точки зрения целей использования информации", а также "с учетом сочетания двух аспектов — сфер деятельности и целей исполь­зования информации"3.

Анализ высказанных предложений свидетельствует о том, что критерий типологической классификации литературы должен быть комплексным, учитывающим разные аспекты со­здания и функционирования литературных произведений в об­ществе.

Сложность и неоднозначность деления литературы на ос­новные типы можно объяснить сложной структурой обще­ственного сознания, в котором отдельные виды (или формы) общественного сознания часто выделяются лишь теоретичес­ки, абстрагируясь от их реального существования в тесном пе­реплетении друг с другом (например, моральное и эстетическое сознание, наука и идеология).

Иногда одна форма общественного сознания отражается в нескольких типах литературы (как, например, наука). Воз­можно также, что определенная форма общественного созна­ния отражается не в одном особом типе литературы, а в не­скольких неспецифических типах, например, мораль — в художественной литературе, литургической, публицистичес­кой и т. п.

Следовательно, критерий "социального назначения" не яв­ляется четко определенным и однозначным. При его примене­нии учитываются разнообразные признаки и результаты эмпи­рического деления литературы на типы, отличающиеся друг от друга по комплексному критерию. Определение основных типов литературы остается дискуссионным вопросом типоло­гии книги.

Теория общественного сознания и теория познания могут быть использованы в типологии литературы, в первую очередь, с объяснительной целью, то есть для выяснения того, какие виды, формы, сферы общественного сознания находят свое вы­ражение в том или ином типе литературы. Такой анализ помо­жет понять, какие именно черты данного типа литературы свойственны ему изначально, исходя из природы того струк­турного образования общественного сознания, которому соот­ветствует рассматриваемый тип литературы.

В социологической структуре общественного сознания вы­деляются его сферы: идеология, наука и общественная пси­хология (первые две частично налагаются друг на друга, но остаются относительно самостоятельными). Представим, что сферы общественного сознания выделяются на вертикальном срезе структуры общественного сознания. На горизонтальном срезе, перпендикулярном к первому, выделяются формы или виды, общественного сознания: политическое, правовое, мо­ральное, эстетическое, религиозное, философское сознание, соответствующие его гносеологической структуре (табл. 12.2).

Специфика отдельных видов общественного сознания осо­бенно ярко проявляется в сфере идеологии: каждому виду и форме общественного сознания с точки зрения гносеологичес­кой структуры соответствует определенная форма идеологии. Они отличаются друг от друга способом отражения и характе­ром оценки действительности. Каждая форма идеологии выра­ботала особые типы литературы, в которых выражается ее сущность.

Политическая идеология выражается в программах пар­тий, декларациях, официальных выступлениях партийных лидеров и подобных им документах, которые образуют особый тип литературы — политические первоисточники, или пар­тийные документы. Специфическим способом отражения действительности для политического сознания является "во­левое отражение"1, то есть политические идеи формулируются как конкретные программы политической борьбы. Оценка действительности дается с точки зрения интересов политичес­кого класса, волю которого выражает партия.

Право является орудием осуществления политики, поэтому между ними нет расхождений в способе отражения действи­тельности. Отличие права заключается в том, что воле господ­ствующего политического класса придается характер обще­обязательной принудительной силы, формы закона. Правовая идеология выражается в документах, определяющих нормы и правила жизни общества, требования к производству и т. п., то есть в законах, конституции, указах, стандартах и других нор­мативных актах органов государственного управления. Такие документы составляют самостоятельный тип литературы, ко­торая не имеет, однако, определенного и общепринятого назва­ния. Для его обозначения можно остановиться на одном из на­иболее широко употребляемых названий: нормативная литература, а также использовать общее обозначение: пра­вовые первоисточники.

Эстетическое сознание (искусство) отличается художес­твенно-образным способом отражения действительности. В том случае, когда материалом для создания художественного образа является слово, создается тип художественной лите­ратуры.

Религиозное сознание также создало особый тип литерату­ры, в котором выражаются догматы религии. Это так называе­мая литургическая литература (религиозные первоисточ­ники) . Для разных по целевому назначению типов литературы, которые отражают религиозное сознание (публицистическая, популярная и т. п.), в последнее время используют название "духовная литература"1, однако можно их называть религиоз­но-публицистической, религиозно-популярной и т. п.

Некоторую сложность представляет выяснение роли фило­софии как формы и вида общественного сознания в формирова­нии типов литературы. Специфика философии как формы об­щественного сознания состоит в ее мировоззренческой сущности. На уровне (или в сфере) науки философское созна­ние выражается в тех же типах литературы, что и наука в це­лом (об этом см. ниже); на уровне (или в сфере) идеологии фи­лософское сознание — это мировоззренческая основа общества. Следовательно, особым типом литературы должны быть фило­софские (мировоззренческие) первоисточники. В социалис­тическом обществе таким типом литературы считали так назы­ваемые первоисточники марксизма-ленинизма — произведения его основоположников К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Независимо от конкретного назначения того или иного произ

ведения основоположников марксизма-ленинизма (научно-ис­следовательское, публицистическое, научно-популярное про­изведение, частное письмо и др.), в социалистическом обществе все они рассматривались как методологическая, мировоззрен­ческая основа всех видов деятельности, то есть выполняли роль философского сознания в жизни общества. В демократическом обществе философскими первоисточниками следует считать классические произведения философской мысли (Аристотеля, Канта, Гегеля и др.).

Моральное сознание проявляется, главным образом, в об­щественном мнении, традициях, обычаях, — иначе говоря, в законах неписаных, следовательно, не в литературных произ­ведениях. Вместе с тем, из истории книги известно, что в опре­деленное время (в России и в Украине — в XVI в.) существовал тип нравоучительной (или поучительной) литературы, который определял нормы общественного и семейно-бытового поведения. В наше время такой тип литературы в типологичес­ких классификациях не выделяется. Существует ли он в дейс­твительности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо кон­кретное изучение многих произведений (в данное время они относятся преимущественно к массово-политическим издани­ям).

На наш взгляд, необходимо выделять еще и другие виды об­щественного сознания с соответствующими им типами литера­туры. В частности, это историческое сознание, формирующее тип исторических первоисточников, к которым относятся исторические хроники, анналы, летописи и другие произведе­ния, мемуарная литература, а также публикации документов, свидетельствующих о той или иной деятельности.

Можно также выделить экономическое сознание с соответс­твующим ему типом экономических первоисточников, к ко­торым относится хозяйственная (управленческая, бизнесовая) документация (плановая, учетная, отчетная и т. п.).

Сравнение структуры общественного сознания с имеющим­ся многообразием документов дает основание говорить о воз­можности выделения в структуре общественного сознания еще и таких ее видов (или форм), как естественно-научное и тех­ническое сознание. Соответствующие им знания зафиксированы преимущественно в разных типах научных документов (от­ражающих сферу науки), но существуют также документы (преимущественно, неопубликованные), где естественно-науч­ное или техническое сознание отражается в первую очередь, то есть существуют естественно-научные и технические перво­источники. Этот вопрос еще не исследован и нуждается в отде­льном рассмотрении.

Итак, существует ряд перечисленных типов литературы, в которых выражаются особенности отдельных форм идеоло­гии.

Кроме того, идеология в целом, независимо от ее формы, выполняет функции пропаганды идей и агитации — побужде­ния масс к соответствующим действиям. Эти задачи решаются в произведениях публицистического типа, которые имеют соответствующие разновидности — пропагандистскую и агита­ционную литературу.

Эмпирический уровень идеологического познания, харак­теризующийся наблюдением и описанием фактов, отдельных сторон и явлений действительности, выражается в типе массо­во-информационной литературы, которая существует преиму­щественно в газетных и журнальных жанрах заметки, репор­тажа.

Уровню эмпирического познания в идеологии соответствует также тип мемуарной литературы. Ее можно отнести и к типу исторических первоисточников, поскольку в мемуарах (воспоминаниях) находит воплощение наиболее широко рас­пространенная часть исторического сознания общества. Этот тип литературы отличается, в первую очередь, своим проис­хождением: к нему относятся воспоминания участников или свидетелей тех или иных событий. Правдивость и конкрет­ность изложенных фактов — первое и основное требование к мемуарной литературе. Однако мемуарная литература не мо­жет не быть также и отражением политических позиций ее ав­торов, которые проявляются иногда в виде скрытых оценок, иногда — в прямых высказываниях.

Важная роль в формировании ряда типов литературы при­надлежит науке как сфере общественного сознания. Научное сознание — высшая форма познавательной деятельности, объектом которой являются все явления природы, общества и мышления, а способом отражения действительности — поня­тийно-логическая форма мышления. Главная цель науки — познание, объективное и адекватное отражение разных сторон действительности. Документы, в которых воплощается науч­ное сознание, выполняют, преимущественно, познавательную функцию как специальную.

Таблица 12.2. Соотношение структуры общественного сознания с типологией литературы

Сферы обществен­ного сознания   Виды общественного сознания    
    Политическое Правовое Моральное Эстетичес­кое Религиоз­ное Философское Историческое Экономи­ческое
  Политичес- Правовые Нраво- Худо- Литурги- Философ- Историчес- Экономи-
  кие первоис- первоис- учитель- жествен- ческая ские кие первоис- ческие
Идеоло- точники точники ная лите- ная (богослу- первоисточ- точники первоис-
гия     ратура литера­тура жебная) литера­тура ники   точники
    Публицистическая литература    
    Массово-информационная литература Мемуарная литература    
    Научно-исследовательская литература    
    Научно-популярная литература    
    Производственная литература    
Наука   Учебная литература Справочная литература    
    Рекламная литература Научно-информационная литература    
Обще-        
ственная психоло-   Развлекательная литература    
гия        

Основное содержание научных исследований (поставленные задачи, методика, ход и результаты) освещается в произведе­ниях, относящихся к типу научно-исследовательской лите­ратуры, рассчитанной на специалистов, ученых соответству­ющих отраслей знания.

Параллельно с научно-исследовательской литературой, иног­да одновременно, а чаще — с опозданием, научные исследова­ния отражаются в произведениях научно-популярного типа. Авторами их могут быть сами творцы науки, но чаще — ее попу­ляризаторы. Научно-популярная литература имеет целью распространение научных знаний в обществе, как правило, сре­ди неспециалистов соответствующих отраслей знания; их внед­рение в общественную психологию (повседневное сознание).

Близкую, но отличающуюся цель, имеют произведения учебной литературы. Учебная литература выполняет функ­цию передачи научных знаний и практического опыта, обслу­живая потребности системы образования.

Цели внедрения научных знаний в производство, в практи­ческую деятельность людей в разных сферах общественной жизни служит производственная литература. Она обеспе­чивает выполнение наукой ее активной общественной роли как непосредственной производительной силы.

Особую роль в связи науки с производством, а также в упра­влении желаниями и действиями отдельных групп людей, играет рекламная литература. На первое место в рекламных произведениях выступают коммерческая цель, расчет на пси­хологическое влияние на потребителей (покупателей) какой-либо продукции или услуг. В то же время реклама выполняет не только коммерческие, но и агитационно-пропагандистские, научно-популяризаторские функции, а также оказывает помощь производству, обеспечивая его информацией о новейшем оборудовании, материалах и услугах.

Научно-информационная литература служит оператив­ному ознакомлению специалистов с достижениями науки и производства, как правило, отраженными в первичных науч­ных документах. Научно-информационная литература состо­ит, восновном, из вторичных документов.

Роль посредника между "готовыми", устоявшимися науч­ными знаниями и производством (как материальным, так и ду­ховным), а также системой науки, производства и образования выполняет справочная литература. Отдельные жанры спра­вочной литературы различают по степени глубины научно-ис­следовательской работы, необходимой для их создания, по конкретной цели (помощь в научных исследованиях, в произ­водственной деятельности, в образовании и самообразовании) и, соответственно, по читательскому адресу.

В отдельных видах общественного сознания типы литературы, соответствующие сфере науки, отличаются от охарактеризован­ных выше типов литературы, в которых воплощаются научные знания. В частности, религиозное сознание отражается в типах теологической (богословской), религиозно-популярной, учеб­ной,справочной литературы по религиозным вопросам.

Уровень общественной психологии характеризуется отра­жением действительности в виде чувств, определенных стерео­типов и т. п., основанных как на знаниях, так и на неосознан­ных представлениях. Эти черты присущи развлекательной литературе, к которой относятся тексты кроссвордов, шарад, игр и т. п. (что обычно даже литературой не считается).

Итак, происхождение и характерные черты основных типов литературы можно объяснить, выясняя их соотношение со структурой общественного сознания.

Признак "социального назначения" считаем основным признаком — критерием типологической классификации ли­тературы, а выделенные по нему типы — основными типами литературы.

Всоответствии скомплексным критерием "социальное на­значение" в данное время более-менее сформировались и выде­лились такие основные типы литературы:

1) политические первоисточники;

2) правовые первоисточники;

3) художественная литература;

4) публицистическая литература (публицистика);

5) массово-информационная литература;

6) мемуарная литература (мемуаристика);

7) научно-исследовательская литература;

8) научно-популярная литература;

9) учебная литература;

10) производственная литература;

11) рекламная литература;

12) научно-информационная литература;

13) справочная литература;

14) литургическая (богослужебная) литература;

15) теологическая (богословская) литература;

16) религиозно-популярная литература;

17) развлекательная литература.

В этом перечне отсутствуют некоторые названные выше типы литературы (философские, исторические, экономичес­кие, естественно-научные и технические первоисточники), по­тому что их выделение нуждается в дополнительных исследо­ваниях и обоснованиях. Вообще перечень основных типов литературы в типологических исследованиях еще не опреде­лен достаточно четко и однозначно.

Кроме основных типов литературы, существуют литератур­ные произведения, имеющие одновременно черты нескольких типов, следовательно, являющиеся как бы переходными: на­учно-художественная литература, художественно-публицис­тическая литература и т. п. Об их самостоятельном выделении как типов литературы говорить рано, чаще они рассматрива­ются как разновидности соответствующих типов литературы (художественной, публицистической, научно-популярной).

Многие из перечисленных типов литературы (иногда под другими, синонимичными названиями) описаны, в основных своих чертах, в книговедческих трудах. Некоторые из назван­ных основных типов литературы исследованы очень хорошо. Особенно это касается типов литературы, в которых отража­ется научное сознание (от научно-исследовательской литературы до справочной). Особенности художественной литерату­ры раскрывались больше в филологических исследованиях (по теории и истории художественной литературы), чем в книговедческих. Мемуарная литература изучалась преиму­щественно с точки зрения историков; публицистическая и массово-информационная — с точки зрения истории и задач журналистики. Литургическая литература и другие типы ли­тературы, отражающие религиозное сознание, в книговедчес­ких типологических исследованиях долгое время почти не освещались, хотя в истории книги эти типы литературы зани­мают важное место.

Классификация литературы на типы, выделяемые по при­знаку социального назначения, имеет много общего с класси­фикацией изданий по целевому назначению (см. п. 13.1). Раз­ница между ними обусловлена несколькими причинами. Во-первых, издания не всегда включают один тип литературы, поэтому не могут определяться так же, как типы литератур­ных произведений, включенных в издание. Во-вторых, сущес­твуют определенные традиции относительно выделения тех или иных видов изданий, преодолевать которые трудно, а мо­жет быть, и не нужно. В-третьих, определение видов изданий во многом зависит не от теоретических исследований пробле­мы, а от пожеланий потребителей данной классификации: из­дателей и книготорговцев. Поскольку стандарт на издатель­скую терминологию может быть принят только при условии его согласования с будущими пользователями, приходится прислушиваться к их мнению.

Наши рекомендации