Кодификация права в первой четверти XVIII в

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился: он пополнился манифес­тами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными доклада­ми (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения система­тизации и кодификации.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) системати­зации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответст­вие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалась в обнов­лении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

В 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги: 1) «О процессе (т.е. о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»; 2) «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; 3) «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; 4) «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, насле­довании). Всего было сто двадцать глав и две тысячи статей.

Уже в 1726 г. (при Екатерине I) в состав комиссии были введены сословные представители (от духовенства, военных, гражданских, магистрата), слушание проекта предполагалось в Верховном Тайном совете. Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изме­нила отношение к кодификационной работе и ее целям: иностран­ным влияниям и волюнтаризму законодателя была противопостав­лена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации законодательства к его систематизации.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

а) утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимуще­ственно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию пра­вовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;

б) утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного за­конодательства. При подготовке регламента была осуществлена ре­цепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г. Структура Регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об обязанностях и должности коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности;

в) кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный до­кумент получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725) Пунк­ты были обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, они дополняли и изменяли предшест­вующее законодательство о наследовании.

Опыт кодификационной работы первой половины XVIII в. пока­зал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприме­нения.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общест­венной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось фор­мам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распро­страненными формами в первой четверти XVIII в. были:

1) регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регла­ментов — Кригс-комиссариату (о выдаче жалованья в полках — 1711 г.), Штате-конторе (о государственных расходах — 1719 г.), Коммерц-коллегии (о торговле — 1719 г.), Камер-коллегии (о госу­дарственных доходах — 1719 г.), Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий — 1720 г.), Главному Магистрату (о город­ском устройстве —1721 г.), Духовный регламент (о Синоде и церков­ном управлении —1721 г.). Регламенты были актами, определяющи­ми общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений;

2) манифесты. Они издавались только монархом и за его подпи­сью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупные политические события и акции, начало войны или подписа­ние мира;

3) именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы дополня­лись уставами, учреждениями или регламентами;

4) указы. Они могли издаваться монархом или от его имени Сена­том и нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятель­ности. В них содержались правовые нормы и административные

предписания. Адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них. В форме указа выносились судеб­ные решения Сената;

5) уставы—сборники, содержавшие нормы, относящиеся к опре­деленной сфере государственной деятельности (1716 г. — Воинский устав, 1720 г. — Морской устав, 1729 г. — Вексельный устав).

Наши рекомендации