Парламент РФ-Федеральное собрание 1 страница
Конституция
– это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом иличностью (человеком и гражданином).
Конституция является юридической базой всего законодательства.
10. Какими основными общими свойствами обладают конституции?
Закрепляют государственный строй, основные права и свободы, определяют форму государства и систему высших органов государственной власти.
Обладают высшей юридической силой.
Отличаются относительной стабильностью.
Являются базой для текущего законодательства.
Отличаются особым порядком принятия и изменения.
11. Чем характеризуется общая структура и содержание конституций?
Содержание конституций составляют нормы, закрепляющие: а) основы общественного строя, б) основы государственного строя, в) основные права, свободы и обязанности личности, г) систему органов гос. власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия, д) основы избирательной системы, е) основы местного управления и самоуправления.
В структуре конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл основного закона.
12. Как можно классифицировать конституции по их формам и видам?
1. по времени принятия:
- старые (конец 18 в. по 1918 год)
- новые (с 1918 по 1945 г.)
- сверхновейшие (последние 25 лет)
2. Писаные и неписаные (консолидированные или неконсолидированные)
3. временные и вечные (временные – во время военных переворотов, вечные – наоборот)
4. гибкие и жесткие конституции (по возможности редакции)
5. дарованные конституции (В 1990 году конституцию народу даровал король Непала) и народные (референдум).
6. Постоянные и временные
13. Как осуществляется разработка и принятие конституции?
Для разработки конституционных проектов обычно создаются специальные комиссии, создаваемые либо парламентом либо главой государства. Комиссия устанавливает основные принципы будущей конституции, обсуждает проект и принимает решение о его представлении парламенту или на референдум.
Проект, подготовленный комиссией и одобренный парламентом, выносится на общегосударственное обсуждение с активным участием в нем массовых организаций (народа).
Нередко К. принимается специально избранным для этой цели учредительным собранием. Нередко конституции принимаются путем референдума. Нередко конституции фактически принимаются военными властями. Нередко принята просто парламентом.
14. Как изменяются, дополняются и отменяются конституции?
Изменение гибких конституций проводится путем принятия обычного закона.
Для изменения жестких конституций устанавливается усложненный порядок по сравнению с изменением гибких конституций.
Может быть установлен единый порядок изменения Конституции или принято, что разные части Конституции изменяются по-разному. В конституциях устанавливается единственный порядок изменения или несколько альтернативных вариантов порядка изменения Конституции.
Поправки могут вноситься непосредственно в текст конституции, заменяя прежние положения, или публиковаться отдельно сразу за текстом конституции.
Отмена конституций может быть легитимной и нелегитимной
Легитимная отмена осуществляется: через принятие новых законов или в соответствии с предусмотренным порядком.
15. Что такое охрана конституции и в чем ее необходимость?
Охрана конституции - это комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
Охрана конституции направлена на достижение прежде всего незыблемости общественного и государственного строя, стабильности правового статуса личности, на неуклонное выполнение норм всеми субъектами права.
16. Каковы объекты и содержание конституционного контроля?
Объектами конституционного контроля являются прежде всего все нормативные правовые акты,стоящие по своей юридической силе ниже конституции.
Термин «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.
17. Какие общие черты присущи конституции РФ?
1. Является актом, который принимается народом или от имени народа.
2. Имеет учредительный характер
3. Ее предписания выступают в качестве первоосновы
4. Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером
5. Имеет адекватный характер отражающий характер общества
6. Характерной чертой К. является также ее прямое действие
7. Характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина
18. Каков порядок изменения и пересмотра конституции РФ?
Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ.
19. Как обеспечивается охрана Конституции РФ и какова в этом Конституционного суда?
Обеспечивается субъектами охраны К. РФ (президент, суды общей юрисдикции, прокуратурой и конституционным судом) создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В более узком смысле охрана К. РФ предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.
Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции.
20. Каковы основные функции конституционного суда РФ?
· Разрешает дела о соответствии Конституции всех НПА
· дает толкование Конституции;
· разрешает споры о компетенции:
· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
· дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
· выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
· осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
21. Каков порядок возбуждения и рассмотрения дела в Конституционном Суде?
1) внесение обращения в конституционный суд;
2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;
3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;
4) подготовка к судебному разбирательству;
5) судебное разбирательство;
6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;
7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;
8) исполнение решения конституционного суда.
22. Каковы конституционные основы политической системы современного демократического государства?
Большинство конституций стран мира уже в первых своих статьях содержат наиболее общую характеристику их политической системы, прежде всего через определение сущности, целей и основных форм государства.
Закрепляются единый и неделимый суверенитет народа, подчиненность государства конституции и его опора на демократическую законность, унитарная форма государства, принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления и др.
23. Что такое конституционализм и в чем состоит формальное и содержательное понимании категории “конституционный строй”?
Конституционализм – это форма правового государства, при которой сферы деятельности государства и гражданского общества разграничены конституцией, но правительство не зависит от воли парламента. Так, в конституционной (дуалистической) монархии министры назначаются монархом и несут ответственность перед ним.
Формальное – когда под термином конституционализм понимается сам по себе факт наличия в обществе и государстве устройства, базирующегося на основном законе (конституции), которому следует государство.
Содержательное – государство в своей организации и деятельности не только на словах, но и на деле следует принципам гуманизма и демократии, принципам конституционализма.
24. Что следует понимать под “основами конституционного строя” в свете К. РФ?
Это характеристика РФ как “демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления”. Так же государство социальное и светское. С такими чертами, как демократизм; обладание правовым, социальным и светским характером.
25. В чем значение и сущность Всеобщей декларации прав человека ООН?
Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.
Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
То есть на основе этой декларации выстроились основные постулаты “естественного права”, откуда черпает положения “позитивное право”, которое является официальным правом (законами, НПА и тд) в государстве.
26. Каково соотношение прав человека и прав гражданина?
Все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией РФ: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". Права гражданина - это своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие, но не имеющие гражданства. лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.
27. Какова система основных прав и свобод человека и гражданина?
Конституционные нормы предоставляют человеку широкий круг разнообразных прав и свобод, возлагают на него обязанности. Основные права, свободы и обязанности охватывают все главные области жизни и деятельности человека, но, разумеется, не исчерпывают всей их совокупности. Основные права и свободы – закрепленные Конституцией РФ неотчуждаемые, наиболее важные права и свободы. Они принадлежат каждому человеку или каждому гражданину. Эти права и свободы одинаковы и равны для всех. Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп: гражданские права и свободы, политические права и свободы; экономические, социальные и культурные права и свободы.
28. Что такое конституционно-правовой статус личности и каковы его устои в демократическом государстве?
Конституционно-правовой статус личности — это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве. Он состоит из следующих элементов:
1) конституционные права, свободы и обязанности — это ядро правового статуса личности;
2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей;
3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод обязанностей личности, а также условий их реализации.
Нормы Конституционного права закрепляют и регулируют основные устои конституционно-правового статуса личности в государстве.
29. Что такое гражданство и каковы основные способы его приобретения, изменения и прекращения?
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Приобретение:
1. По рождению, 2. Натурализация (приобретение по желанию), 3. Оптация (выбор гражданства при изменении границ гос-тва), 4. Трансферт (переход населения в другое гражданство вследствие передачи территории одним гос-твом другому)
Восстановление:
1. Реинтеграция (восстановление гражданства, которое ранее имелось), 2. Репатриация (возврашение на родину эмигрантов с восстановлением гражданства)
Прекращение гражданства:
1. Отказ от гражданства, 2. Лишение гражданства (лишение по инициативе государства), 3. Экспатриация (выдворение человека за пределы гос-тва, обычно с лишением гражданства)
33. Что такое правовое государство?
Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
35. Что такое светское государство?
Светское государство — государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
30. Как решается проблема гражданства в конституции РФ?
Конституционное законодательство РФ о гражданстве исходит из следующих основных принципов:
а) единство гражданства, согласно которому гражданин республики в составе РФявляется одновременно гражданином России;
б) равенство гражданства независимо от оснований и времени приобретения;
в) доступность гражданства, основанная на том, что каждый человек, включая иностранцев и апатридов, обладает правом на гражданство, а РФ устанавливает сравнительно простой и нетрудный, демократический способ приобретения гражданства; г) свободный характер гражданства, поскольку по закону допускается двойноегражданство и закрепляется право на изменение гражданства;
д) неотъемлемостьгражданства, базирующаяся прежде всего на признании недопустимости лишениягражданина РФ его гражданства, на сохранении гражданства РФ за теми, кто проживает за ее пределами и др.;
е) признание недопустимости высылки гражданина РФ за ее пределы, выдачи его другому государству и ответственности РФ перед своими гражданами за их защиту и покровительство за пределами России;
ж) приоритет принципов и норммеждународного права и международных договоров по вопросам гражданства наднациональным законодательством
31. Какие личные права и свободы гарантированы К. РФ?
-Все равны перед законом и судом.
-Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
-Каждый имеет право на жизнь.
-Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления
-Достоинство личности охраняется государством
-Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию
-Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
-Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
-Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
-Каждый имеет право на тайну переписки
-Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
-Жилище неприкосновенно.
-Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
-Каждый имеет право на пользование родным языком
-Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительств
-Каждый может свободно выезжать за пределы РФ
-Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать
32. Какими основными политическими, экономическими, социальными и культурными правами обладает гражданин РФ?
Политические: каждый гражданин в праве участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Гражданин может участвовать в политической жизни общества по достижению им возраста 18 лет. Граждане имеют равный доступ к государственной службе всех видов. За каждым из них закреплено право на объединение в общественных организациях, включая право создавать политические партии для непосредственного решения государственных проблем, профсоюзы для защиты своих производственных, социальных и других интересов, достижения установленных целей и т. д.
Соц.-эконом. и культурные: право на собственность; право на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; охрана семьи; право социального обеспечения; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода научного, технического, литературного, художественного и др. видов творчества, преподавания; право на пользование учреждениями культуры.
34. Чем характеризуется социальное государство?
1. Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
2. Социально ориентированная структура экономики;
3. Формирование гражданского общества;
4. Разработка государством разнообразных социальных программ;
5. Развитое социальное законодательство;
6. Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
7. Социальная ответственность перед гражданами.
36. Что такое государственный суверенитет и каково его соотношение с народным суверенитетом и национальным суверенитетом?
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
Народный суверенитет - это, во-первых, контроль за деятельностью государственных органов; во-вторых, верховенство в решении вопросов организации своей жизни ( общественного и государственного строя, основные направления развития внутенней и внешней политики).
Национальный суверенитет – право каждой нации на самоопределение.
37. В каком смысле и почему можно характеризовать РФ как демократическое правовое, социальное и светское государство?
Демократизм РФ базируется прежде всего на конституционном закреплении народовластия, всеобщих прав и свобод человека, разделения властей, выборности основных государственных органов, свободы общественной самоорганизации и самодеятельности, политического плюрализма и идеологического многообразия, местного самоуправления и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; ст. 2 — что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства; ст. 10 — что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы этих властей самостоятельны. В Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны (ст. 12, 130—133), а также признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13). РФ – светское государство (ст. 14).
38. Как в РФ осуществляется разделение властей государственной власти?
Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти на три самостоятельные ветви власти. Принцип является основополагающим, но не безусловным.
Согласно ст. 11 К. РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (гарант К. РФ, координация всех ветвей власти), Федеральное Собрание (высший законодательный орган), Правительство Российской Федерации (высший орган исполнительной власти), суды Российской Федерации (органы судебной власти).
39. Что такое форма государства и какие компоненты она включает?
Форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.
Компоненты: форма правления, форма гос. устройства, политический режим.
40. Что такое форма государственного правления?
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формирования
.
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
41. Какова республиканская форма правления в РФ?
Республиканская форма правления в РФ – это президентская республика.
Черты:
1. Исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от законодательной власти, а взаимоотношения между этими ветвями власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов.
2. И президент и парламент избираются народом
3. Президент не имеет права распускать парламент (за исключением случаев в К. РФ)
4. Парламент не может сместить президента (исключение – импичмент)
5. Парламент не может отправить в отставку правительство вотумом недоверия
6. Решающая роль в государстве принадлежит президенту
42. Каково соотношение президентской власти и власти парламента в РФ?
По отношению к Президенту РФ парламент обладает правом отрешения его от должности, но это право в РФ достаточно узко, ибо может быть использовано лишь на основании выдвинутого обвинения в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления при условии соблюдения очень сложной и длительной процедуры, что делает его реально сверхтрудноприменимым. В то же время Президент РФ обладает значительно более широким правом роспуска Государственной Думы, о чем уже говорилось выше. Президент назначает выборы в Государственную Думу, а выборы Президента назначаются Советом Федерации, который формируется без участия Президента и Государственной Думы. Короче президент РФ решает, парламент сосет.
43. Является ли РФ президентской или полупрезидентской республикой?
По форме своего правления Российская Федерации является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным республикам. Республиканский характер этой формы российской государственности прямо закреплен уже в ст. 1 К. РФ, где говориться, в частности, о «республиканской форме правления». Это общее положение конкретизируется и развивается в других статьях, содержащихся прежде всего в главах, посвященных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.
44. Чем характеризуется государственно-политический режим современной России?
Современная Россия относится к числу стран с демократическим режимом, несмотря на сравнительно частые отступления. Однако, тоталитарная государственно-политическая система разрушена, создана солидная конституционно-правовая основа демократического режима, идет постепенная практическая реализация его принципов и норм в различных областях, реально обеспечиваются политический плюрализм и идеологическое многообразие, свобода печати и средств массовой информации и др.
Проблемы с демократией, но реально есть то, что перечислено выше. Этим и характеризуется гос.-полит. режим. РФ
45. В чем проявляется противоречивый характер процесса перехода РФ от тоталитаризма к демократии?
В реальных переходных и кризисных условиях современного этапа развития российского общества многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов государственно-политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.
46. Как конкретно проявляется демократический характер государственно-политического режима современной России?
В современной России реально обеспечены свободные выборы, в отличие от прошлых «выборов без выбора» (т.е. без альтернативных кандидатур) при единогласномодобрении «блоком коммунистов и беспартийных» линии партии и государства,недопущении критики этой линии и абсолютной монополии сторонников этой линии на выступления в средствах массовой информации и т.д. На действительно свободный основе проводятся теперь и референдумы как форма непосредственной демократии, которые даже формально десятилетиями не проводились в условиях тоталитарного режима.
47. Каковы перспективы дальнейшей демократизации РФ?
Суперпрезидентский характер республиканской формы правления в РФ не позволяет сегодня успешно и эффективно реализовать в полном объеме преимущества демократического разделения и равновесия властей.
48. Что такое политико-территориальная организация государства и каковы ее наиболее общие формы?
Политико-территориальная организация государства – это форма государственного устройства.
Наиболее общие формы: