Международный женский 2 страница
растерянность" либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации (Каган).
"Принцип Адама" или принцип маскулинной дополнительности, сформулированный Дж. Мани, имеет под собой непосредственно биологическую подоплеку (на каждом этапе половой дифференциации для развития по мужскому типу необходимо преодолеть или подавить фемининное начало) и непосредственно связан с культурной нормой антиженственности идеологии маскулинности. "Преодоление женственности" лежит в основе обрядов инициации мальчиков: пройдя испытания, они могут быть включены в сообщество мужчин (Кон).
"Комплекс кастрации" - еще один принцип, регулирующий, с точки зрения ортодоксального психоанализа, развитие мужской идентичности (Фрейд). Комплекс кастрации неразрывно связан с Эдиповым комплексом, который фактически служит разрушению первичной идентификации мальчика с матерью и происходит с помощью отца, поддерживающего в сыне тенденцию к обесцениванию всего женского. 3. Фрейд полагал, что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда не нарушается ее половая идентификация (Репина).
Ж. Лакан рассматривает фаллос как символ власти и закона, за которые в патриар-хатном (см. Патриархат) обществе идет борьба между мужчинами. Только пережив страх (угрозу) кастрации, мальчик "присваивает" символическую маскулинность.
Агрессивность - наиболее специфичная черта мужской идентичности с точки зрения различных концепций и подходов. В настоящее время большинство исследователей сходится во мнении, что следует выделять не половые различия агрессивности (ряд исследований демонстрирует, что женщины не менее агрессивны, но они более склонны подавлять агрессию), а половые различия ее детерминации (Каган).
Согласно теории мужской полоролевой идентичности (Плек), психологическое здоровье мужчин непосредственно связано с "правильной" в контексте традиционной патриархатной культуры мужской идентичностью.
Исследования последних лет убедительно показывают, что помимо позитивных аспектов мужественности, традиционная мужская гендерная роль является причиной тревоги'и напряжения, поскольку некоторые ее аспекты
■ дисфункциональны и противоречивы. Предложенная О'Нилом модель гендерно-ролевого конфликта включает шесть паттернов (ограничение эмоциональности, гомофобия, потребность контролировать
• людей и ситуации, ограничения в проявлении сексуальности и привязанности, навязчивое стремление к соревнованию и успеху, проблемы с физическим здоровьем из-за неправильного образа жизни) (Берн).
Существенное влияние на ослабление жестких границ традиционной маскулин-
■* ности и возможность более свободного развития мужской идентичности оказало развитие феминизма и как общественного движения, и как новой методологической
1 парадигмы в социальных науках.
Man's identity, masculine identity (англ.) Литература:
Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1989. N 5.
Арутюнян М. Ю. "Кто Я?" Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2. С. 65-69. Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
! Кон И. С. Ребенок и общество М., 1988.
Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социа-
I лизации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987, N 4. Синельников А. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности. Тендерные исследования, f/1998: Харьковский центр гендерных исследований. С. 211-227.
Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера (doing gender) // Тендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН. СПб.
: 1997. С. 94-124.
i ©К К. Радина
МУЖСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ-
центральный показатель мужской гендерной роли, характеризующий мужские ролевые нормы - норму статуса, норму твердости и норму антиженственности (Томпсон и Плек)
- как в контексте доминирования над
женщинами, так и в контексте конкурентных
отношений в мужской группе. Норма статуса
или успешности в свете мужского доми
нирования обязывает мальчика постоянно
стремиться к более высокому и успешному
положению в социальной иерархии, норма
твердости (физической, умственной и
эмоциональной) обязывает демонстрировать
силу, компетентность и агрессивность, норма
антиженственности - не только игнорировать
все, что традиционно связывается с "жен
ским", но и использовать женщин для
подчинения.
Мужское доминирование ярко представлено в концепциях социального развития, базирующихся на биологических основах. Различия между социальным положением мужчин и женщин в данных концепциях объясняется различиями в биологических функциях, связанных с воспроизведением; также особенности проявления способностей и возможностей мужчин и женщин в обществе объясняются различиями в гормональном статусе и врожденными генетическими программами (Дольник).
Стереотипы мужского доминирования обеспечивают асимметричную тендерную социализацию мальчиков - инциативных, активных, лидеров, интеллектуалов, склонных к соревнованию и конкуренции, способных к точным наукам и т. д., и девочек
- пассивных,. зависимых, подчиняющихся,
эмоциональных, заботливых и, в целом,
менее способных и успешных, чем мальчики
(Клецина).
Наиболее ощутимый удар по незыблемости и биологической обусловленности мужского доминирования нанесли этнографические исследования Маргарет Мид, согласно которым в различных культурах мужчины и женщины могут играть диаметрально противоположные роли (например, мужчины - ухаживать за детьми, а женщины
распоряжаться материальными ресурсами и доминировать). Метаанализ исследований в области способностей (например, математических) за последние годы также убедительно доказывает, что с изменением положения женщин в обществе стираются различия и в проявлении способностей (Берн).
Исследования мужского доминирования находит отражение во многих гуманитарных и социальных науках. Так, например -проблема женщин, "невидимых" в истории (история), мужские псевдонимы женщин-писательниц (литературоведение), проблема "стеклянного потолка" для женщин в процессе карьерного роста (социология, психология), неравенство в оплате труда (экономика) и т. д. напрямую связаны с мужским доминированием - важнейшей характеристикой традиционной патриархат-ной (см. Патриархат) культуры.
Men's domination(англ.)
Литература:
Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.
Дольник В. Неразумное дитя биосферы. М., 1994.
Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное
пособие. СПб., 1998.
Мид М. Культура и мир детства. Избранные
произведения. М, 1989.
Victor J. Seidler. Masculinity and social theory.
London and New York. P. 15-51.
О Н. К. Радша
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ,см. Мужская и женская речь.
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ,см. Образы мужчины и женщины в языковом сознании.
МУЖСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ- либеральное мужское движение, зародившееся в США в 1970 г. Его организационными центрами были в разные периоды - сначала Национальная организация меняющихся мужчин, с начала 90-х гг. -Национальная организация мужчин против сексизма (The National Organization for Men Against Sexism - NOMAS). Как главный
источник мужских проблем движение рассматривает ограниченность мужской тендерной роли и соответствующей психологии, поэтому выступает за разрушение полоролевых стереотипов. Представители этого движения - выходцы из среднего класса, социальная структура общества и связанное с ней тендерное неравенство остается не в фокусе их внимания. Они исходят из того, что в целом мужское доминирование и традиционная маскулинность привносят значительные ограничения в их жизнь. Они выступают за более широкий выбор стилей жизни, в частности - за более широкий спектр приемлемых для мужчин эмоциональных проявлений. Главные принципы движения - положительное отношение к мужчинам, поддержка феминист-. ского движения (как соратниц в противодействии тендерным привилегиям - идеологи движения называют себя феминистами или профеминистами), а также защита прав геев (гомосексуалы) и бисексуалы составляют по разным оценкам от 10 до 30% участников движения). Идеи "мужского освобождения" получили широкое распространение также в Австралии и Англии, но политической силой это мужское движение не стало. The Men's Liberation (англ.) Литература:
Кон И. "Кризис маскулинности" и мужские движения // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Сайт "Сексология": <http://sexology.narod.ru/publO 18_4.htm>
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ ПИСЬМА- преференции в использовании тех или иных языковых средств мужчинами и женщинами в письменной речи. Термин не следует путать с термином женское письмо (см. Феминистская литературная критика). Исследования, проведенные на базе русской письменной речи обычных носителей языка установили определенные статистические закономерности, свойственные мужскому и женскому стилям письма.
Следует заметить, что одним из пионерских исследований в отечественной лингвистике в данной области была работа Т. Б. Крючковой (1975), которая экспериментально изучала особенности мужской и женской русской
, письменной речи. Ею было установлено, что женщины употребляли больше местоимений и частиц, в речи женщин также наблюдалась тенденция к более частому употреблению частиц "не" и "ни", а
) у мужчин - к более частому употреблению существительных. Исследование в этой же области, проведенное автором данного текста (высчитывались специальные параметры, измеряющие определенные характеристики речи: связанность, динамизм, качественность, предметность, сложность и прочее, используемые при лингво-статисти-ческом анализе текста), - выявило, что мужской письменной речи, при сравнении ее с женской, присущи следующие особенности:
; * Предложения по своей длине в среднем короче женских.
* Большая частота грамматических оши
бок.
* Более высокая частота использования
> существительных и прилагательных; в
свою очередь, гораздо меньше глаголов и частиц. Мужчины употребляли также больше качественных и притяжательных прилагательных, причем качественные прилагательные употреблялись в основном в положительной степени (а не в сравнительной или же превосходной степенях). Помимо этого, мужчины значительно чаще использовали прилагательные и существительные женского рода, т. е. существовала явная ориентация на использование слов, "противоположных" по роду.
; * Превалировали рационалистические оценки. Оценок с социальной точки зрения делалось крайне мало. Эмоциональных и сенсорных оценок в речи мужчин также меньше; мужчины
• выделяли чаще эстетическую, нежели этическую сторону предмета или явления окружающей действительности.
* Именно мужчины изображают мир и
действительность в большем разнообразии
качественных характеристик, красок и признаков, чем это делают женщины.
* При анализе синтаксической структуры
женских и мужских текстов было
выявлено, что мужчины чаще используют
подчинительную, а не сочинительную
связь.
* Реже встречаются восклицательные и
вопросительные предложения.
* Реже используются неполные пред
ложения и эллиптические конструкции.
* Обратный порядок слов менее свой
ственен мужской письменной речи.
Приведенные факты говорят о том, что
между мужской и женской речью - как письменной, так и устной - (см. также Мужская и женская речь) существуют определенные различия, позволяющие говорить о целой системе факторов - как влияющих на эти различия, так и их обуславливающих.
Female writing language, male writing language (англ.)
Литература:
Вейлерт А. А. О зависимости количественных
показателей единиц языка от пола говорящего
лица // Вопросы языкознания. N 5. 1976. С. 138-
143.
Горошко Е. И. Особенности мужского и женского
вербального поведения (психолингвистический
анализ). Дис.... канд. филол. наук. М., 1996. 138 с.
Горошко Е. И. Особенности мужского и женского
стиля письма // Тендерный фактор в языке и
коммуникации. Иваново, 1999. С. 28-41.
Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты.
М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с.
Крючкова Т. Б. Некоторые экспериментальные
исследования особенностей использования
русского языка мужчиной и женщиной //
Проблемы психолингвистики. М., 1975. С. 186-
200.
Jespersen О. Language: Its Nature, Development and
Origins, London, Allen and Unwin. 1922.
Sapir E. Linguistics as a Science // D. G. Mandelbaum
(ed.). Edward Sapir: Culture, 1970.
О Е. И. Горошко
МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ЯЗЫКИ,см.
Мужская и женская речь.
МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ,см. Сексизм.
Н
НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН- разновидность агрессии (как поведения, наносящего вред или имеющего целью причинение вреда другому человеку), использование силы на основе признака пола - от словесных оскорблений и угроз до тяжелых физических побоев и принуждения к вступлению в сексуальную связь. Насилие в отношение женщин подразделяется на психологическое, физическое, сексуальное, экономическое. Хотя женщины реже, чем мужчины, выступают в качестве мишени многих форм агрессии, они значительно чаще становятся жертвами супружеского и сексуального насилия. Социальные психологи отмечают рост в течение последних десятилетий такой формы насилия против женщин, как изнасилование. Выяснено, что мотивами группового изнасилования являются наблюдения за мучениями жертвы. Часто агрессия имеет в качестве объекта так называемого "козла отпущения" (физически менее сильного - женщину или ребенка) и проявляется в форме семейного насилия (домашнего насилия). Этому способствует закрытость и изолированность семьи. Около 14 тысяч женщин в России ежегодно погибают от рук своих мужей или партнеров. Из женщин, обратившихся за помощью по телефону доверия во время акции "День звонка" (в 12 городах России), 58% пострадали от сексуальных преступлений, из них 87% составили изнасилования; 30% составили случаи физического насилия, причем 74% из них совершены мужьями.
Насилие обусловлено и биологически, и социально:
1) Обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. На чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии влияет химический . состав крови, например, алкогольное или
наркотическое опьянение. На возникновение насильственных действий также влияет мужской половой гормон - тестостерон.
2) Катализаторами насильственного поведения по отношению к женщинам могут выступать СМИ. С ростом числа изнасилований совпадает и увеличение количества журналов, кино- и видеокассет, изображающих возбуждающее сексуальное поведение. Создается культурный климат, в котором насилие против женщин считается вполне приемлемым. Эксперименты свидетельствуют, что сочетание секса и насилия на экране в смысле возможных агрессивных последствий гораздо опаснее, чем показ чистой эротики. Созерцание сексуального насилия вызывает у аудитории снижение отрицательной чувствительности к изнасилованию. В массовой литературе и кино распространяются мифы об изнасиловании -иллюзии того, что женщина конфликтует со своей сексуальностью и хочет, чтобы ее взяли силой.
Различия между мужчинами и женщинами в проявлении агрессии порождаются в значительной мере сложившимися в обществе гендерными ролями и социальными стереотипами (см. Тендерные стереотипы). Но и биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к супружескому и сексуальному насилию. Программа преодоления подобных форм насилия сложна, так как у сексуальных насильников-мужчин есть дисгармония в самосознании (враждебное переживание окружающего мира). У подавляющего числа таких мужчин также выявлено нарушение полоролевого поведения с разными вариантами полоролевой девиации: они - более фемининны и менее маскулинны (личность носит "женоподобный" оттенок); чувствуют себя "ниже" других мужчин и в социальной среде занимают подчиненное положение; часто неспособны выполнять социальные роли отца и мужа в собственных семьях.
[См. также Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин]
Violence against women (англ.)
Литература:
Аронсон Э. Общественное животное: Введение в
социальную психологию. М., 1998. 517 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПБ., 1997. 336 с.
Градскова Ю. Домашнее насилие в отношении
женщин в российском контексте: стереотипы и
реальность // Женщина в зеркале социологии.
Вып. 3. Иваново, 2000. С. 48-57.
Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и
перспективы исследования пола в клинической
психологии // Психологический журнал. Т. 22.
2001. N3. С. 100-115.
Майерс Д. Социальная психология, СПб., 1999.
688 с.
Нет насилию в семье: Общественная экспертиза
законопроекта "Об основах социально-правовой
защиты от насилия в семье" // Вестник проекта
"Новые возможности для женщин". 1997. N 10. 88 с.
© Е. Ю. Красова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН-
объективно необходимый инструмент защиты интересов данной социальной общности, часть государственной машины, главная функция которой - учет настроений и чаяний женской половины общества при выработке государственной политики и последующем осуществлении ее на практике. Он призван учитывать интересы женщин от /первой до последней стадии выработки и реализации как общих, так и конкретных направлений государственной политики. Если интеграция социальных интересов женщин не происходит изначально, то логично появление трудностей в реализации социальных прав женского населения. Достижение подлинного тендерного равноправия невозможно без наличия соответствующего механизма реализации прав и свобод. Вот почему роль национальных механизмов, созданных для поощрения и укрепления равенства между женщинами и мужчинами, чрезвычайно велика, что особенно подчеркивается в документах международного сообщества, например, в документах Четвертой Всемирной конферениии по положению женшин (Пекин, 1995 г.) и др. Модель национального механизма интеграции интересов женщин
определяется избранной концепцией политики интеграции интересов женщин. Эта концепция исходит из необходимости учета возможных различных воздействий принимаемых политических курсов и разрабатываемых государственных программ на мужское и женское население страны.
Было бы ошибкой сводить национальный механизм интеграции интересов женщин только к наличию структурных подразделений в аппарате исполнительной и законодательной власти. Национальный механизм имеет три основных измерения: правовое, организационное, содержательное. С этой точки зрения в России такой механизм еще не сформировался. Иными словами, тендерный подход не стал интегральной частью всех структурных элементов любой политики. Это задача момента, ибо без наличия такого механизма невозможно осуществление в полной мере ни политических, ни социальных, ни иных прав женского населения в России. При этом, фигурально выражаясь, гендерный анализ - это кровеносная система национального механизма интеграции интересов женщин в достижении цели - гендерного равенства (см. Равенство полов) в обществе.
National machinery for integration of status of women concerns (англ.) Литература:
Доклад субрегиональной конференции старших правительственных экспертов по теме "Реализация Платформы действий, принятой на Пекинской IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 года в Центральной и Восточной Европе". Бухарест, 12-14 сентября 1996 г. Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Доклад специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 5-9 июня 2000 года, Нью-Йорк, США. 2000. Интеграция женщин в процесс общественного развития. Части I и П. М.: Луч, 1994. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Организация Объединенных Наций / Published by the UN Department of Public Information DPI/993-10663-January 1991-2M. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Платформа действий, Пекин. 4-15 сентября 1995 г., ООН, 1995.
Шведова Н. А. Просто о сложном: тендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002. Status of Women Canada. Gender-based analysis: a guide for policy-making. Ottawa, Ontario, Canada, 2000. Last updated: March 14, 2000: <http: //www. adobe. com/>
Women in Parliament: Beyond Numbers. International Institute for Democracy and Electoral 1 Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998.
© H. А. Шведова
НАЦИЯрассматривается в современной социальной теории как "идеальная конструкция " или "воображенное сообщество " (Бенедикт Андерсон) людей, верящих в существование объединяющего начала, связанного с представлением о наличии у них общей истории, культуры, языка, "судьбы " и т. д. Нация создается посредством изменяющихся национальных дискурсов, вырабатываемых группами, которые борются за главенство в некоторой иерархии (например, национальные буржуазии и интеллектуальные элиты в Австро-Венгерской империи, потребовавшие создания национальных государств после Первой мировой войны).
Возникновение идеи нации как объективной, реально существующей и "естественной" общности связано с определенным историческим периодом: она оформилась в конце XVIII в. Идее нации соположены некоторые институты, посредством которых она и поддерживается: национальное государство, система образования, СМИ и т. д. Как институты нации, так и ее идеология гендерно структурированы: они основаны на том, что категории гражданства, социальные роли и ожидания, и репрезентации в символической сфере конструируются по-разному для женщин и мужчин (и якобы являются "естественными").
В националистических идеологиях популярно представление, что женщины, в связи с их ролью в процессе биологического воспроизводства, несут особую ответственность перед нацией, которая может ограничивать их право распоряжаться своим телом и свободу выбора. Дискуссии об аборте, контрацепции (и их запрет) и репродуктивных правах включены в процесс национального строительства.
Например, в социалистической Румынии, где Н. Чаушеску полагал, что "эмбрион является собственностью румынской нации", была запрещена какая-либо контрацепция, а женщины подвергались регулярным обязательным гинекологическим осмотрам на случай сокрытия ими беременности. В зависимости от дискурсивно выраженных потребностей политического момента, женщины либо поощряются (экономически, юридически, при помощи медицинских мер, дискурсивно) к рождению "детей нации", либо, наоборот, удерживаются от него. "Дети нации", более всего ее "сыновья", связаны с представлением о национальной мощи: чем их больше, тем нация сильнее. В целом это является реакцией на боязнь быть поглощенной "другими" (цветными, более политически сильными соседями, иммигрантами и т. д.), так как нация постоянно озабочена определением своего "мы" и исключением "других". В некоторых случаях нация может быть обеспокоена не количеством, а качеством населения (так называемым генофондом, "чистотой расы" и т. п.), и тогда через свои институты она стремится определить, когда и от кого женщины имеют право рожать.
Женщины также рассматриваются как "воспроизводительницы" национальной культуры, т. к. включение каждого нового ребенка в национальное сообщество - это социальный процесс, предполагающий овладение национальным языком (что при отсутствии национальной школы осуществляется дома), культурой, некоторой версией национальной истории, верой и т. д. Женщины ответственны за сохранение традиции: они изготавливают традиционную одежду, готовят национальную еду, поют колыбельные, рассказывают сказки и семейные истории, приводят детей в церковь. Таким образом, женщины, по словам Найры Юваль-Девис (Nira Yuval-Davis), в значительной степени "несут бремя репрезентации", конструируются (коллективно и индивидуально) как носительницы национальной идентичности и чести. При этом они являются более объектами национальной "заботы", чем ее свободными субъектами.
Более всего объективизация женщин выражена в попытке представить их символическим воплощением национального сообщества, родной земли: Матушка-Русь, "О Русь моя, жена моя" у А. Блока; "Беларусь моя синеокая" в белорусской культурной традиции, Марианна во Франции. Каким бы ни был женский национальный символ -матери нации, жены, непорочной девы, мученицы - женщина-как-нация всегда "требует" защиты от посягательств на свое символическое тело. Реальное (или воображаемое) насилие над телами женщин как способ ведения войны (например, в бывшей Югославии) может быть представлено как насилие над телом женщины-нации вообще и как репрезентация отношений с колонизатором или захватчиком. В символическом поле колонизированных сообществ бессильный ("женственный") мужчина, который не в состоянии защитить "свою" женщину, является идиомой для обозначения подчиненности захватчику. Идеологии многих антиколониальных и антирасистских движений делают чрезвычайно сильный акцент на "мужественности" и даже предполагают подчиненное положение женщин.
В известном афоризме Иноха Пауэлла, (Enoch Powell) нация - это "двое мужчин плюс защита женщин и детей на определенной территории", потому что с точки зрения категории гражданства нация конструируется как мужское братство, как социальный контракт свободных субъектов, из которого женщины исключены. Они не являются "свободными" в том смысле и в той мере, как это возможно для мужчин. Вместе с тем, во многих национальных, националистических и освободительных движениях женщины играли заметные роли (например, Индира Ганди в Индии). С одной стороны, национальное освобождение ввиду его связи с модернизационными процессами требует наличия просвещенных "дочерей нации". С другой - именно деятельность в составе националистических партий/движений (например, "Женщины за национальное возрождение" в Беларуси) позволяет женщинам включаться в формальную политику, обычно
6 Зак. 451
для них труднодоступную, однако она допускает их туда только на определенных ролях и как выразителей определенных идей. Nation (англ.)
Литература:
Гапова Елена. Тендерные политики в национальном дискурсе // Тендерные иссследования / Харьковский центр гендерных исследований, 1999. N 2. Она же. Между войнами: "женский вопрос" и национальные проекты в Советской Белоруссии и Западной Беларуси / Тендерные истории Восточной Европы / Под ред Е. Гаповой, А. Усмановой и др.) Минск: Издательство ЕГУ, 2002. Папич Жарана. Национализм, война, тендер. Экс-феминность и экс-маскулинность экс-граждан экс-Югославии, // Тендерные исследования N 3 (2/1999): Харьковский центр гендерных исследований, 1999. N2.
Anderson Benedict. Imagined Communities. London: Verso, 1983.
Gellner Ernest. Nations and Nationalism. Oxford University Press, 1983.
Jayawardena Kumari. Feminism and Nationalism in the Third World. London: Zed, 1986. Novikova Irina. Constructing National Identity in Latvia: Gender and Representation During the Period of the National Awakening // Gendered Nations (Ida Blom et al. ed.). Berg, 2000. Yuval-Davis Nira. Gender and Nation. Sage Publications, 1997.
© E. И. Гапова
НЕГАТИВНАЯ ЕВГЕНИКА, см.
Стигма "инвалидной " сексуальности.