Понятие и признаки государства.

Определение понятия государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития выделяет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам.
Вместе с тем государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.
В своей совокупности и взаимодействии они позволяют оценить государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Понятие государства на разных исторических этапах развития трактовалось по-разному.
Аристотель считал, что государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой.

Русские дореволюционные юристы определяли государство так: Н.М.Коркунов – государство – это общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми; Г.Ф. Шершеневич – государство – это соединение людей под одной властью и в пределах одной территории; Л. Гумплович – государство – это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.
В основном в прошлом государство рассматривалось с социологической точки зрения. Г. Елинек попытался дать государству юридическое определение. Он считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. По его мнению, государство – это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Гегель, основываясь на общей философской системе, трактовал государство как порождение духовных начал человеческого бытия. Он считал, что государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает. Марксистко-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф.Энгельс и К.Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другими. А В.И.Ленин – как машину подавления одного класса другим.
Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. В наборе этих признаков среди ученных практически серьезных разногласий.
К основным признакам государства относятся:
– наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающий с населением страны;
– система налогов, податей, займов;
– территориальное деление населения;
– связь с правом;
– монополия на легальное применение силы, физическое принуждение;
– суверенитет.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.
Содержание этих признаков:
1. Публичная политическая власть есть один из главных признаков государства, поскольку в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной. Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, слои, классы, имеющие различные интересы и потребности. Выступая в роли арбитра между этими слоями, группами, классами государство регулирует их отношения. И это означает политику.
Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют аппарат управления. Следовательно, государство – это политическая организация, объединяющая все общество и предназначенная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определять режим властвования.

2. Система налогов, податей, займов необходима для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью.
3. Территориальное деление населения означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход населения к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы власти данного государства. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.
4. Связь с правом означает, что государство не может существовать без права, т.к. оно юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.
5. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение дает возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, тем самым определяется особая действенность государственной власти.
6. Государственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Верховенство государственной власти означает:
– ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;
– монопольную возможность применения таких средств воздействия, которыми не располагают другие субъекты политики;
– осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;
– прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.
Принципы государственного суверенитета:
– единство и неделимость территории;
– неприкосновенность территориальных границ;
– невмешательство во внутренние дела.

Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.
Экономической основой суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурными достояниями и т. п.
Политическая основа суверенитета – существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Виды государственного суверенитета:
–внешний;
–внутренний.
Внутренний суверенитет – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы.
Внешний суверенитет – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Наши рекомендации