I. Транснациональные взаимодействия и организации
О глобальном взаимодействии в широком смысле можно говорить как о движении информации, денег, предметов, людей и других материальных и нематериальных объектов через государственные границы. Можно выделить четыре основных типа глобального взаимодействия: 1) сообщения, движения информации, включая передачу верований, идей и доктрин; 2) транспорт, передвижение материальных объектов, включая вооружение, частную собственность и товары; 3) финансы, передвижение денег и кредитов; 4) путешествия, передвижение людей. Многие виды международной деятельности включают в себя все четыре типа взаимодействия одновременно. Например, торговля и боевые действия требуют скоординированного передвижения информации, материальных предметов, денег и людей, так же как этого требует и личное участие индивидов в иностранных обществах – транснациональное участие…
Некоторые виды транснационального взаимодействия полностью или почти полностью инициируются и поддерживаются правительствами государств-наций. Это можно сказать о большинстве войн, большой доле международных коммуникаций, наиболее значимой торговле, части финансов. Такого рода взаимодействие мы будем рассматривать как межгосударственное взаимодействие, неотделимое от договорной дипломатической деятельности. Другие виды взаимодействия предполагают участие неправительственных акторов – индивидов или организаций; их мы будем определять как транснациональное взаимодействие. Такое взаимодействие может обеспечиваться правительствами, но не может осуществляться только правительствами: неправительственные акторы также должны играть значительную роль. Когда мы обращаемся к неправительственному или частично правительственному взаимодействию вне государственных границ, мы говорим о транснациональной коммуникации, транспорте, финансах, путешествиях, т.е. мы называем транснациональным взаимодействием движение через государственные границы материальных и нематериальных предметов тогда, когда по крайней мере один из его акторов не является представителем государства или правительственной организации.
Отличие транснационального взаимодействия от. межправительственного взаимодействия можно пояснить на диаграмме. Классическая парадигма межгосударственной политики, отраженная на рис. 1, трактует правительства как инструмент политического взаимодействия обществ. Межгосударственная политика концептуально отличается от [с.154] внутренней политики, хотя непрямым образом и связана с ней, а транснациональное взаимодействие не принимается во внимание или недооценивается. Однако правительства могут взаимодействовать через неправительственные организации, поэтому они включаются в классическую парадигму.
Рис. 1. Пример государственно-центричного взаимодействия: 1 – межгосударственная политика; 2 – внутренняя политика; G – правительство; S – общество; IGO – межправительственная организация
На рис. 2 прямыми линиями 3 обозначено то, что мы называем транснациональным взаимодействием, когда по крайней мере один из акторов не является ни правительством, ни межправительственной организацией. Обратимся к определению, данному Дж. Дэвидом Сингером, двух способов, которыми индивиды и организации в данном обществе могут участвовать в мировой политике: 1) они могут участвовать в качестве членов коалиции, контролирующих или влияющих на их правительства; 2) они могут непосредственно взаимодействовать с иностранными правительствами или обществами, обходя собственное правительство. Согласно нашему определению, только второй тип поведения является транснациональным…
…К транснациональным относятся мультинациональные предприятия, секретариаты международных профсоюзов, религиозные организации мирового масштаба, фонды с широкой географией действия. Однако это не означает, что их сотрудниками являются «граждане мира» или ими управляют граждане различных государств. В действительности многие транснациональные организации преимущественно связаны с каким-либо определенным национальным обществом. Как правило, мультинациональными предприятиями управляют граждане государств, в которых они были созданы… Далее в нашей книге Дж. Боуер Белл отмечает, что транснациональные революционные движения зачастую преобразуются в националистические режимы, а Питер Д. Белл указывает [с.155] , что в международном Фонде Форда в основном работают американцы. По нашему определению, эти организации транснациональные, однако они не геоцентричны. Организация становится геоцентричной, если состав ее руководства и образец его поведения указывают на то, что она потеряла особые связи с одним или двумя государствами.
Рис. 2. Транснациональные взаимодействия и межгосударственная политика: 3 – транснациональные взаимодействия; остальные обозначения см. на рис. 1