Проблемы типологии личности
Социальный тип личности – это отражение того как общественная сис-ма влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.
Российский ученый Л.Н. Гумилев, взяв за критерий степень соц-ной активности, выделил три типа личности:
1. Люди имеют достаточно энергии для удовлетворения собственных потребностей, продиктованных инстинктом самосохранения.
2. Пассионарный тип – люди имеют энергии значительно больше, чем необходимо им для нормальной жизни, поэтому они работают ради высших, часто идеальных целей.
3. Субпассионарный тип – люди, имеющие очень мало энергии, не стремятся к активной деятельности и живут за счет других.
Известный социальный антрополог Р. Линтон, ввел понятия модальной и нормативной личности.
Нормативная личность– это идеал личности данной культуры.
Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала личности. Чем нестабильнее об-во, тем больше людей социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Это преобладающий тип личности в современном обществе.
Так же выделяют идеальный тип - тип личности, оторванный непривязанный к конкретным условиям данного общества.
Базисный тип– максимально отвечающий потребностям современного общества.
Наиболее распространенной в современной соц-огии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствие с ней выделяют следующие типы.
1. Традиционалисты ориентированы в основном на строгое соблюдение норм, цен-ти долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность у этого типа личности весьма низкая.
2. Идеалисты. Наоборот, сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, твердые установки на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип. Характерны низкая самооценка, угнетение подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
4. Реалисты. Сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
5. Гедонистические материалисты. Ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребительских желание, получение удовольствия «здесь и сейчас», и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворение потребительских желаний.
Социализация
Социализация– это процесс интеграции индивида в об-во путем усвоения им определенной сис-мы об-ных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом в различных сферах общественной жизни.
Социализация это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичный этап социализации (социализация ребенка) и вторичный (социализация взрослых).
Исходя из признания, что труд основа свей жизнедеятельности человека, в процессе социализации выделяют три стадии:
1) Дотрудовую. Охватывает весь период жизни человека, до начала трудовой деятельности;
2) Трудовую. Период зрелости человека его активного участия в рудовой деятельности;
3) Послетрудовую, т.е. период жизни человека, который совпадает с пенсионным возрастом.
Условия жизни зрелого человека постоянно изменяются, требуют вхождения в новые социальные роли и изменения статуса. Вместе с тем попадая в новую социальную среду, человек от чего-то отвыкает, а в чем то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами:
1) Десоциализация– процесс обратный социализации, для которого характерно отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей. Это может быть обусловлено изоляцией человека, унификацией, ограничением общения и возможностей для повышения культурного уровня;
2) Ресоциализация– обучения заново нормам, ролям и ценностям. В переходных общества возникает необходимость личности приспосабливаться к новым социальным условиям. Этот процесс часто требует переоценки ценностей и своей жизни, изменения взг-ов на об-во, формирование качественно иного мировоззрения.
Основные механизмы социализации:
- социальная адаптация – обеспечивает приспособление индивида к объективным условиям жизни: соц-ной среде, к социальным нормам, ролевым ф-циям;
- интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества. Результатом интериоризации явл формирование индивидуальности личности;
-экстроризация – объективизация внутреннего мира человека.
- идентификация – способность индивида определить свою принадлежность к определенной общности. Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной соц-ной группой (национальной, классовой, возрастной, профессиональной).
- агенты социализации -конкретные группы и учреждения, которые служат своеобразными трансляторами социального опыта, отвечают за усвоение индивидами социально-культурных норм.
Выделяют агенты первичной социализации – это семья, родственники, воспитатели, учителя, друзья и т.д. Агенты вторичной социализации – дошкольные детские учреждения, учебные заведения, неформальные объединения, трудовые коллективы, официальные представители государства. Агенты социализации выполняют две ф-ции – обучении и контроль.
Сущность_девиации
Девиация – поведение индивида, отклоняющееся от социальных норм, принятых в данном обществе.
Авторы В.И.Добреньков и А.И. Кравченко утверждают, что отклоняющееся поведение – это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм:
- девиантноев узком смысле слова. Такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания;
- деликвентное – противоправные поступки, не являющиеся преступлениями и наказуемы в административном порядке;
- криминальное – поступки, квалифицируемые как преступления.
Об-во предлагает индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для множества своих членов. Так формируется дилемма «цель – средство». Мертон выделил пять типов реакции на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии. Аномия (термин Э. Дюркгейма) – состояние соц-ной сис-мы, при котором значительная часть граждан, зная о существовании обязательных норм, относится к ним негативно или равнодушно.
1. Конформность – нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные об-вом цели и средства их достижения (не путать с конформизмом). Конформность – антипод девиантному поведению, это подчинение индивида принятым в обществе нормам. Любое соц-ное поведение содержит минимум конформности как нормативный аспект социального действия.
2. Инновация– реакция, состоящая в том, что индивиды придерживаются установленных об-вом целей, но избирают не общепринятые средства их достижения.
3. Ритуализм – форма социального поведения, когда провозглашенные об-вом цели полностью или наполовину обесценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми об-вом средствами их достижения.
4. Ретритизм– поведение, основанное на отвержении и цели и средств, предложенных об-вом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества – бродяги, наркоманы ит.п.
5. Бунт– отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.
Во всех случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к об-ву и его требованиям.
Соц-кие теории девиации
Иссл-ия доказывают, что отклонение от нормы не явл свойством, внутренне присущим человеческому поведению (за исключением случаев медицинской патологии, например, шизофрении). Оно явл свойством, обусловленным соц-ми факторами. Рассмотрим наиболее распространенные соц-кие подходы к проблеме девиации.
Теория аномии. Отправной точкой для создания соц-огических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма. Аномия – это об-ное состояние, которое характеризуется разложением сис-мы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для больш-ва. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.
В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения – конформизм, а также четыре девиантных типа: инновация, ритуализм, ретрецизм, бунт
Теория культурного переноса. Ряд соц-огов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и любого другого поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский соц-ог Габриель Тард. В конце XIX в. Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.
Теория навешивания ярлыков (Labelling theory).Эта теория основана на двух основных положениях. Первое состоит в том, что девиантным действием считается не простое нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен определенный ярлык, относящейся к этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.Например, если юный правонарушитель оказался задержанным полицией по обвинению в каком-то проступке, то это может оказать серьезное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Так, если раньше он считал себя таким же, как все, то теперь он начинает чувствовать себя особенным.
Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. По мнению Р. Коллинза, преступность создает само об-во. В качестве примера он приводит некоторые виды так называемых «преступлений без жертв», когда жертва сама охотно идет на встречу преступнику.
Р. Коллинз приводит следующий пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное преступление. Об-во в лице государственных органов просто возвело их в ранг преступления, издав соответствующие законы. Сегодня, как ни парадоксально, в сохранении такого положения больше всего заинтересованы наркодельцы, поскольку легализация наркотиков существенно снизила бы их гигантские прибыли.
Теория конфликта. Основу конфликтологического подхода к теории девиации заложил Карл Маркс. Согласно ей, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом избегает возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать проступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Такие типы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, проституция и насилие в семье являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.