Опровергните эти же утверждения способом сведения к абсурду.
6.9. Постройте прямое и косвенное обоснование либо опровержение:
а) 2000 год является високосным.
б) Преподаватель ожидает плохих результатов на экзаменах.
в) Написанное на данном листе бумаги является ложью.
г) "Любви все возрасты покорны". (А.С. Пушкин)
д) Излишества губят здоровье.
е) Понятия "форма государственного устройства" и "унитарное государство" являются совместимыми.
ж) Человеку свойственно ошибаться.
з) Перед законом все равны.
и) Каждый человек – продукт своего времени.
к) Всё продаётся и покупается.
л) Все попавшие в плен – трусы и предатели.
6.10. Установите логическую форму и ошибку в аргументации:
а) Пьер Леже – весёлый, остроумный человек, ибо он – француз, а все французы веселы и остроумны.
б) Это не может не быть правдой, потому что это истина.
в) "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". (А.П. Чехов)
г) Куры летают, т.к. куры – это птицы, а все птицы летают.
д) "Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло, а месяц ночью". (К. Прутков)
е) "Благородного человека сейчас видно: у него все поступки благородные". (А.Н. Островский)
ж) Молодёжь должна учиться, так как ученье – свет, а неученье – тьма.
з) Семёнов – истинный интеллигент: он закончил два института.
и) Понятия "спортсмен" и "студент" находятся в отношении подчинения, т.к. в отношении подчинения находятся такие понятия, объёмы которых пересекаются.
к) "Отчего день зимою короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно все прочим предметам, видимым и невидимым, от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается". (А.П. Чехов).
л) Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успевают по всем предметам, любят музыку. Иванов – хороший спортсмен. Несомненно, спортом занимается и Сидоров.
м) Критик высказал суждение о книге начинающего писателя, прочитав всего одну страницу. Когда это поставили ему в упрёк, то он ответил: "Если я желаю определить вкус вина в бочке, неужели для этого я должен выпить всю бочку: одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку".
н) Существование лиц, правящих государством, не может быть оправдано, так как люди по природе равны друг другу, и потому противно природе, чтобы одни из них управляли другими.
о) "Вы пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет её своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идёт вниз на землю, а не вверх на луну. Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населённой луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днём исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далёкого расстояния и недосягаемости её можно укрываться от повинностей очень легко. Вы немножко ошиблись". (А.П. Чехов)
6.11. Приведите аргументы в обоснование или в опровержение следующих тезисов; оцените степень полноты и убедительности получившейся аргументации:
а) "В учении нельзя останавливаться". (Сюнь цзы)
б) "Мышление обще у всех". (Плотин)
в) "Красота спасёт мир". (Ф.М. Достоевский)
г) "Успех негодяев для многих соблазнителен". (Федр)
д) "Искренность пригодна всегда". (Конфуций)
е) "Человек всегда себя сильней, чем друга любит". (Еврипид)
ж) "Самому любить лучше, чем быть любимым". (Аристотель)
з) "Безвестность есть благо, равно как и труд". (Антисфен)
и) "Вредны и недоверие, и доверчивость". (Федр)
к) "Жить вредно, от этого умирают". (Ю. Олеша)
л) Главный враг человека – он сам. (Приписывается многим мудрецам)