Метод легкого изучения истории

[...] Так как тело и дух наделены противоположными свойствами, то, чем сильнее первое, тем слабее второй. И тот, кто сильнее духом, будет менее крепок телом. [...] Таким образом, очевидно, что дух настолько же владеет южанами, насколько тело владеет скифами. [...] Но суще­ствует третья раса людей, обладающих благороднейшей способностью, умением подчиняться и приказывать, людей, обладающих достаточной силой, чтобы не поддаться хитрости южан, и надлежащей мудростью, чтобы справиться с грубой силой скифов. [...] 0б этом в конце концов выносит свой приговор история, показывая, как готы, гунны, герулы, вандалы сумели быть достаточно храбрыми, чтобы завладеть Европой, Азией и Африкой, но не обладали мудростью, необходимой, чтобы удер­жать завоеванное. Напротив, те, которые знали, как обзавестись рас­судительными людьми, встретившись с народами, способными к поли­тической жизни, умели в течение очень длительного времени сохранить в величайшем расцвете свои империи. [...] Именно потому, что скифы почти всегда ненавидели письменность (litteris), а южане — оружие, ни те, ни другие никогда не могли основать великие империи. Напротив, римляне умели упражняться и в том и в другом с величайшим успехом, всегда заботясь о том, чтобы, как советовал Платон, соединять гимнас­тику и музыку. Они получили от греков, как палладиум, право и лите­ратуру, т.е. секрет гражданской жизни; от карфагенян и сицилийцев они унаследовали науку кораблевождения, а сами римляне в непрерыв­ных войнах овладели наукой военного дела.

722 Раздел VII. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



[...] Людей севера стремительно влечет к жестокости. [...] Что каса­ется южан, они скупы или, скорее, бережливы и скаредны, в то время как скифы расточительны и склонны к грабежам.

Народы юга благодаря длительной привычке к созерцанию (которая подобает черной желчи) оказались творцами и основателями самых до­стопримечательных наук. Они открыли. тайны природы, установили принципы математики, наконец, они первые сумели постичь значение и сущность религии и небесных тел. Скифы, которые были менее спо­собны к созерцанию (по причине обилия крови и жидкости, коими их ум был настолько подавлен, что мог обнаруживаться лишь с трудом), самопроизвольно устремлялись ко всему, что очевидно, а следователь­но, к ремесленной технике. У северян зародилась всевозможная меха­ника, пушки, плавка [металлов], книгопечатание и все, что касается ме­таллургии. [...]

Что касается жителей средней зоны, то если они не имеют ни при­звания к сокровенным наукам, присущего южанам, ни вкуса к ремеслу, как люди севера, то они не в меньшей мере одарены всевозможными способностями. Ибо, если подвергнуть рассмотрению совокупность ис­торических памятников, станет ясно, что от этой расы людей происхо­дят установления, законы, обычаи, административное право, торговля, хозяйство, красноречие, диалектика и, наконец, политика. [...] Дейст­вительно, история свидетельствует, что Азия, Греция, Ассирия, Ита­лия, Франция и Верхняя Германия — все это страны, расположенные между полюсом и экватором, от сорокового до пятидесятого граду­са, — всегда были районами, где наблюдался расцвет величайших им­перий; что эти районы дали величайших полководцев, лучших законо­дателей, справедливейших судей, проницательных юристов, прослав­ленных ораторов, способных купцов, знаменитейших актеров и писа­телей. Напротив, Африка (и еще менее того Скифия) не произвела ни юриста, ни оратора, еще меньше — историков и ничтожное по сравне­нию с Италией, Грецией, Францией, Азией количество великих купцов.

Но природа проявила большую заботу о том, чтобы скифы, столь же богатые физической силой, сколь бедные разумом, сделали военную доблесть первой из всех добродетелей, в то время как южане ценят прежде всего благочестие и религию, а люди средней зоны почитают скорее благоразумие. И хотя все они употребляют все средства для за­щиты своего государства, одни чаще всего прибегали к силе, другие — к страху божьему, а последние — к законам и справедливости.

Глава 17. ГЕОПОЛИТИКА 723

Существует закон противоположностей, согласно которому, если южанин черен, северянин бел, если последний рослый, первый мало­рослый, если этот силен, тот немощен; если один полон жара и жидкос­тей, второй холоден и сух; если один волосат, другой без волос; если у одного голос хриплый, у другого звонкий; если один боится жары, дру­гой боится холода; если этот весел, тот грустен; если этот общителен, тот склонен к уединению; если этот храбр, тот боязлив; если этот — великий пьяница, тот — сама трезвость; если этот неряшлив и по от­ношению к себе, и по отношению к другим, тот осмотрителен и цере­монен; если первый — мот, второй бережлив; если у первого холодный темперамент, второй — сама похотливость; если один скареден, дру­гой — щеголь; если один хитер, другой прост; если один — солдат или ремесленник, другой — священник или философ; там, где один поль­зуется своими руками, другой употребляет свой разум, этот будет ис­кать счастья на небе, в то время как другой — на земле. [...] И так как особенность пророков состоит в том, что они свойственны крайностям, из этого следует заключить, что упрямству южанина соответствует лег­комыслие скифа, в то время как уделом жителей среднего района яв­ляется твердость. [...] А так как все эти недостатки, так сказать, укоре­нены в каждом народе природой, необходимо судить об истории всякого народа в соответствии с его привычками и наклонностями прежде, чем дурно о нем говорить. В сущности воздержанность южан так же не за­служивать похвалы, как не заслуживает осуждения пьянство, в котором упрекают скифов. [...]

Печатается по: Антология мировой философии: В 4т. М., 1970. Т. 2. С. 142—144.

X. Дж. МАККИНДЕР

Наши рекомендации