Принципы демократических выборов

Введение.

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся тогда, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.Мы привыкли называть демократическую процедуру, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации) выборами. Для многих из нас процедура выборов - это только урна для голосования, в которую мы раз в несколько лет опускаем бюллетень. Но на самом деле выборы - целая наука, которую впору преподавать в институтах.Существуют разные виды выборов: очередные, досрочные выборы, выборы депутатов в порядке ротаций, дополнительные выборы, повторные выборы.В 1905 году министр внутренних дел Булыгин представил свой проект (Булыгинской думы), с этого времени можно считать демократическую процедуру выборов официально запущенной в России. Даже при Советской власти, хотя выборы и были безальтернативными, но с их помощью формировались региональные и районные советы. В предвыборных технологиях гармонично объединены социологические науки, статистика, политология, психология. Наш сайт посвящен выборам, выборным технологиям и создан с целью повышения культуры голосования граждан Российской Федерации. Не секрет, что мы уже несколько десятилетий являемся демократической страной, но главный показатель степени демократичности государства – свободные и честные выборы, до сих пор находится на довольно низком уровне. Это связано не только со сложившейся традицией организовывать нечестные выборы, использовать грязные выборные технологии, но и с культурой нашей страны, отношением граждан к выборам. Наши кандидаты вряд ли смогли применить такие приемы на выборах в какой-либо развитой западной стране, так как менталитет жителей таких стран не смог бы принять грубых методов работы. И, получается, если в западном государстве выборы - один большой спектакль, с множеством участников, четкой предвыборной программой, то у нас, в большинстве случаев, это простое мошенничество основанное на административных рычагах, вбросах, запугивании избирателей.В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане "...имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...". Само по себе это положение не новое - предшественница Российской Конституции также имела его. Вместе с тем оно открывает гражданину новые возможности. Речь идет о широком спектре новых политических, экономических, социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют избирательную систему страны: признание права частной собственности, политический плюрализм, идеологическое многообразие. Если Российская Федерация хочет быть полноправным членом европейского общества, то необходимо повышать качественные стандарты наших выборов, научиться готовить специалистов, которые будут руководить избирательными комиссиями, грамотно выстраивать предвыборные тактики, готовить агитационные материалы и развивать технологии выборов.Только на нашем сайте вы сможете найти наиболее полный материал, освещающий последние события и новости избирательной системы РФ, предвыборные программы, анализ предвыборных программ, статьи, советы по организации предвыборной стратегии.

Принципы демократических выборов

Декларация независимости 1776 года зафиксировала саму суть теории демократии, упомянув о «Правительствах… получающих законную власть на основе всеобщего согласия подданных». Спустя 87 лет, во время войны между американскими штатами, разгоревшейся после того, как 11 их них отказались признать итоги выборов 1860 года, Президент Авраам Линкольн заново сформулировал принцип всеобщего согласия как «власть народа, волей народа и для народа». Независимо от формулировки, этот основополагающий принцип подразумевает наличие системы выборов, той «зависимости от народа», на которую указал Джеймс Мэдисон в журнале Федералист №51, назвав ее «самым важным средством контроля государственной власти». Определяя мирным путем, кто именно достоин управлять государством, и придавая легитимность решениям этих людей, выборы дают ответы на важнейшие вопросы, с которыми сталкивается любая политическая система. Эти цели гораздо легче реализовать, если особенности избирательной системы благоприятствуют формированию всеобщего убеждения в том, что выборы являются свободными и справедливыми. Формированию этого убеждения способствуют такие факторы, как установление избирательных прав и предоставление возможности участия в голосовании на основе системы, распространяющейся на большинство населения и предусматривающей минимум исключений; равенство голосов, при котором ни один голос не обладает большим весом, чем любой другой; определение итогов выборов по заранее установленным правилам, с наименьшей вероятностью мошенничества и подлога при подаче и подсчете голосов. На протяжении американской политической истории указанные стандарты свободных и справедливых выборов не оставались неизменными. Эволюция стандартов отразила опыт каждого поколения в их адаптации с учетом прав на участие в политической жизни общества, допустимого с точки зрения закона инакомыслия, взглядов на представительство, а также структуры выборов и их организации.

Право голоса

В соответствии с частью 2 Статьи I Конституции, граждане имели право голосовать за кандидата в депутаты Палаты представителей США, если они имели право голосовать на выборах «наиболее многочисленной ветви Легислатуры штата». Исключая установление определенных ограничений при проведении выборов на должности национального уровня, Конституция предоставила каждому штату право определения состава избирателей. На практике в соответствии с законодательством некоторых штатов это означало формирование электората, в состав которого в самом начале входили только белые взрослые мужчины, обладающие определенным объемом собственности или уплачивающие налоги в определенном размере. К 1830 году все ограничения, связанные с имущественным цензом, были сняты в связи с введением всеобщего избирательного права для белых взрослых мужчин.До Гражданской войны чернокожие, как правило, не допускались к голосованию - даже в тех штатах, где рабовладение было запрещено. Как только замолчали пушки в 1865 году, были приняты три поправки к Конституции, которые предзнаменовали значительные изменения в концепции американского политического сообщества, включающего граждан, обладающих правом избирать и быть избранными. Тринадцатая поправка (1865 г.) отменила рабство. Четырнадцатая поправка (1868 г.) гласила: «Все люди, родившиеся в Соединенных Штатах или получившие в них гражданство и подпадающие под их юрисдикцию, являются гражданами США и того штата, в котором они проживают». Таким образом, впервые понятия национального гражданства и гражданства штата были закреплены конституционно. Поправка также провозглашала: «ни один Штат не вправе… отказать любому лицу, подпадающему под его юрисдикцию, в равной защите перед законом». Пятнадцатая поправка (1870 г.) исключила расовую принадлежность как критерий предоставления права голоса – гарантию, которая оставалась невыполненной на протяжении нескольких десятилетий. На самом деле некоторые штаты разработали механизмы, позволявшие обойти Конституцию. Например, статья о цензе грамотности была лишена законной силы Верховным судом США только в 1915 году. Как правило, эта статья освобождала от прохождения проверки грамотности для допуска к голосованию всех лиц, принимавших участие в голосовании до1 января 1866 года включительно, а также их прямых потомков; установление этой даты на практике означало, что фактически все чернокожие подлежали проводимой местными органами проверке на грамотность, пройти которую было сложно. Еще более укоренившейся практикой, чем статья о цензе грамотности, были предварительные выборы с участием только белого населения. Предварительные, или первичные выборы (праймериз) – внутрипартийное голосование для выставления кандидатов от партии на выборы - использовалось во многих районах США в начале 20 века как средство демократизации партийных структур путем передачи права выбора кандидатов электорату вместо партийных лидеров. В тех штатах, где доминирующее положение занимала одна партия, как Демократическая партия в южных штатах, праймериз фактически превращались в общие выборы, поскольку на общих выборах Республиканцы могли составить всего лишь символическую оппозицию или вовсе никакой. Таким образом, даже если чернокожие имели право голосовать на общих выборах, законы некоторых штатов не допускали их к голосованию на праймериз, сводя на нет влияние чернокожих на результаты местной и национальной предвыборной гонки. И только в 1944 году Верховный суд окончательно постановил, что право голоса, гарантированное Пятнадцатой поправкой, должно осуществляться на предварительных выборах в той же мере, что и на всеобщих выборах. Несмотря на все сказанное, в начале 1960-х годов на Юге был зарегистрирован только один из каждых четырех правомочных чернокожих граждан, а фактически количество этих избирателей, принявших участие в выборах, было гораздо меньше. Началась десятилетняя борьба на два фронта, которая имела выдающиеся результаты, позволившие чернокожим участвовать в выборах в пропорции, сопоставимой с показателями для белого населения. Во-первых, были проведены успешные выступления против избирательного (или подушного) налога, наличие которого не позволяло беднякам, особенно чернокожим, принимать участие в выборах. Двадцать четвертая поправка к Конституции (1964 г.) запретила взимание избирательного налога при проведении федеральных выборов, а два года спустя Верховный суд признал требование об уплате данного налога для участия в выборах в штатах незаконным. Во-вторых, принятие в 1965 году Закона о правах избирателей - наиболее важного избирательного закона из всех принятых Конгрессом США, в полной мере противодействовало более тонким методам, закрывавшим перед афроамериканцами двери избирательных пунктов. В результате принятия таких мер, как федеральный надзор над проведением выборов и запрет проверки грамотности, к 1967 году число зарегистрированных чернокожих избирателей удвоилось в штате Джорджия, почти утроилось в штате Алабама и увеличилось почти на 800% в штате Миссисипи. Напротив, движению за предоставление избирательного права для женщин, ведущему отсчет с 1840 года, потребовалось большее время для официального включения женщин в число избирателей, но как только это было сделано, необходимость в дальнейшей законодательной защите этих прав отпала. В 1869 году территория Вайоминг стала первой административной единицей в США, предоставившей женщинам право голоса, но остальные не торопились последовать этому примеру, особенно после того, как в 1875 году Верховный суд вынес решение, в соответствии с которым штаты могли по-прежнему не допускать женщин к голосованию, поскольку это не могло считаться нарушением Четырнадцатой поправки. К концу века еще три штата разрешили женщинам участвовать в голосовании. Девятнадцатая поправка, принятая ко времени выборов 1920 года, разрешила голосовать женщинам всей страны.

Наши рекомендации