Отношения с другими центрами влияния

Единственный регион, значимость подчеркнута особо - это «Большой Средний Восток». Остальные региональные приоритеты «растворены» в разделах документа.

Несмотря на отсутствие особо выраженной региональной «составляющей» Стратегии-2010, очевидно, что нынешняя администрация не собирается радикально менять курс предшествующих президентов. Налицо определенное снижение интереса Вашингтона к Европе, несмотря на риторику, содержащуюся как в самом документе, так и в выступлениях американских руководителей относительно важности этого континента для стратегических интересов США.

По мнению подавляющей части экспертов, главная проблема США - это «азиатское направление», т.е. страны, испытывающие влияние исламского радикализма. Это, прежде всего, войны в Афганистане и Ираке, антиамериканские настроения в Пакистане, иранская ядерная проблема, палестинский узел.

Помимо своих традиционных союзников (главным образом, по линии НАТО, а также в Восточный и Юго-Восточной Азии и Северной Америке) США намерены строить партнерские отношения с такими государствами, как Китай, Индия (эти две страны стоят на первом месте в разделе о сотрудничестве с «другими центрами влияния»), Россия (ей отведено второе место), а также набирающие мощь Бразилия, Южная Африка, Индонезия.

Подходы администрации Б. Обамы к американским войнам в Ираке и Афганистане.

Ирак.

1) В отличие от Афганистана, война в Ираке была войной по выбору, и она вызвала серьёзные разногласия.

2) Иракские события напомнили Америке о необходимости использовать дипломатию и добиваться международного согласия при разрешении проблем там, где это возможно.

3) Сегодня на Америку возложена двойная ответственность:

– помочь Ираку создать лучшее будущее. США должны помочь (в качестве партнера, а не опекуна) Ираку провести подготовку своих собственных сил безопасности и заняться развитием экономики.

– оставить Ирак иракцам. США не нужны ни базы, ни их территория, ни их ресурсы. Суверенитет Ирака принадлежит только ему. Вывод войск из Ирака состоялся в 2011 г. В Ираке США поддерживают переход ответственности на верховное Правительство Ирака.

4) Интерес США – единство и безопасность Ирака и создание его демократии и реинтеграция в регионе. Ирак, который является суверенным, устойчивым, и уверенным в себе.

5) Стратегия США в Ираке состоит из 3-х компонентов:

– Безопасность Перехода. США переводят безопасность на полную ответственность Ирака. Закончили боевую миссию в 2010 г., продолжают тренировать, снабжать, и советовать Иракским Силам безопасности; проводить предназначенные противотеррористические миссии; и защищать текущие гражданские и военные мероприятия в Ираке. Вывод войск завершился в 2011 г..

– Гражданская Поддержка. Поскольку ситуация по безопасности продолжает улучшаться, будет углубляться и расширяться вовлечение американских гражданских лиц для решения проблем беженцев, развития демократических учреждений, сотрудничество в сфере безопасности, политическое и дипломатическое сотрудничество, верховенство закона, науку, здоровье, образование, и экономика.

– Региональная Дипломатия и Развитие. Всестороннее взаимодействие в регионе, чтобы гарантировать, что вывод войск из Ирака обеспечивает возможность установить длительную безопасность и жизнеспособное развитие как для Ирака, так и для более широкого Ближнего Востока. США продолжат сохранять здравое гражданское присутствие, соразмерное с нашими стратегическими интересами к стране и области. Мы преобразовываем наши отношения к таковым, которые соответствуют другим стратегическим партнерам в регионе.

Афганистан

1) 7 лет борьбы с «Аль-Кайдой» и с талибами. США этого не выбирали; на эту борьбу мы пошли по необходимости (11 сентября). Не хотим держать наши войска в Афганистане, нам не нужны там военные базы. Дорогостоящее дело, не приносящее политических дивидендов. Мы бы с радостью вернули всех солдат домой, если бы была уверенность в том, что в Афганистане, ну а теперь и в Пакистане не осталось воинствующих экстремистов, полных решимости убить как можно больше американцев. Так Обама говорил в 2009, но после убийства Бен Ладена в 2012 было объявлено о выводе войск к 2014.

2) Партнёрские отношения с коалицией из 46 стран.

3) Война не против ислама, а против терроризма. В борьбе с воинствующими экстремистами ислам является не частью проблемы, а важной частью процесса содействия миру.

4) Только военной силой проблему Афганистана и Пакистана не решить. Планируем вкладывать по 1,5 миллиарда долларов каждый год в течение следующих пяти лет в совместное с пакистанцами строительство школ и больниц, дорог и предприятий.

5) 2009 г. Обама, выступая перед слушателями военной академии в Вест‑Пойнте, рассказал о новой стратегии в Афганистане, которая, по его словам, будет основываться на трех "китах": военных действиях против талибов, сотрудничестве с ООН, международными партнерами и афганским народом, а также тесном партнерстве с Пакистаном.

6) Передача ответственности за обеспечение безопасности афганской стороне в полном объеме должна быть завершена к концу 2014 года. Иностранный воинский контингент может остаться в Афганистане и после 2014 года, но в другом качестве, другом численном составе для того, чтобы оказывать помощь афганским силам безопасности в подготовке кадров и логистических поставках.

7. Европейская подсистема МО (2000-2010): основныепроцессы.

Основные процессы, берущие начало в 1990-е гг.:

· Объединение Германии (лидер экономический европейского и мирового масштаба, соперничество с Францией) и создание Европейского Союза (1992г – Маастрихт, курс на углубление – создание новых общих институтов, главное – общая внешняя политика и политика безопасности/обороны, - и расширение – 1995, 2004, 2007 – интеграции).

· Начало расширения евроатлантических структур (Совет Европы, ЕС, НАТО), Консолидация процесса расширения евроатлантических структур:

2004: год масштабного расширения ЕС (+10, 2007 - Болгария и Румыния) и НАТО (+7 – Прибалтика, Болгария, Румыния, Словакия, Словения + 2009г – Албания, Хорватия, а в 1999 – Польша, Венгрия, Чехия)

2011 г.: подписаны документы о вступлении в ЕС Хорватии

Процесс расширения не закончился. Кандидаты и потенциальные кандидаты на вступление в ЕС и НАТО: Босния, Исландия, Македония, Сербия, Турция, Черногория

· Дифференциация посткоммунистических государств по итогам их внутренней трансформации (см. ниже; суть – вовлечь в свой процесс: с восточно-европейцами – больше всего, вступление в ЕС, с восточно-европейцами-СНГ +Кавказ – чуть меньше – ориентировать на себя, ЕПС>> потом Восточное партнерство, но без вступления, центрально-азиатские-СНГ – минимально, т.к. сфера США, не хотят мешать, но сотрудничество развивать >> центрально-азиатская инициатива)

· Начало формирования «второй Европы»(видимо имеется в виду Новая Европа – т.е. нововступившие гос-ва ЕС, у них другие взгляды на многие проблемы)

+- Различные результаты политической и экономической трансформации восточно-центральной Европы и постсоветских государств

- Страны восточно-центральной Европы интегрированы в евро-атлантическое пространство

- Расширение ЕС и НАТО закончилось?

- Постсоветские государства вне этого пространства

- Размежевание по различным институциональным квартирам: ЕС/НАТО и Таможенный союз/ОДКБ

- Концепция Евразийского союза

ТО - Закончился процесс интеграции в евро-атлантические структуры стран ЦВЕ

- Постепенно развивается процесс интеграции стран Юго-Восточной Европы (Западные Балканы), Он идет быстрее в отношениях с НАТО, медленно – в отношениях с ЕС (один подталкивает другого, Болгария и Румыния сначала вступили в НАТО)

- За рамками этого процесса остались только страны бывшего СССР, хотя и здесь есть желающие вступить в ЕС и (или) НАТО

- фактор США остается:

На террористическое нападение на Америку 11 сентября 2001 г. Европа реагировала бурно и эмоционально, по странам ЕС прокатилась волна искреннего сочувствия и симпатии к американцам. Конец 2001 - начало 2002 г. отмечены несомненным улучшением отношений между ЕС и США. Порой высказывалось мнение, что именно эта ситуация и привела к разрешению тех противоречий, которые существовали между ними, в том числе и относительно формулы «Берлин-плюс» (ниже).

Похоже, что их смягчению способствовали иные факторы. 7 октября 2001 г. США и их союзники начали военные действия против режима талибов и террористической организации Аль-Каида в Афганистане. Несколько месяцев спустя Вашингтон исподволь начинает готовиться к массированной военной операции в Ираке против режима Саддама Хусейна. Всё это требовало мобилизации необходимых сил, в том числе и переброски их с менее приоритетных направлений - на главные. В таких условиях естественным было растущее стремление передать существенную часть миротворческих операций на Балканах - ЕС. А это в свою очередь требовало урегулирования нерешённых противоречий, в том числе и такого, которое позволило бы ЕС лучше выполнять миротворческие функции. Признание США позиции ЕС относительно концепции «Берлин-плюс» становилось неизбежным.

Сегодня можно рассматривать Европу, как одно целое и в первом десятилетии 21 века эта целостность еще больше стала видна, после присоединения 12 членов в 2004 и 2007 годах.

ЕС — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992(3) году на принципах Европейских сообществ.

+ глобализация и анти-глобализация, либерализация и демократизация известны многим, благодаря наибольшему количеству сторонников, которые проводят манифестации, марши и протесты в поддержку своих идей. Этот процесс – это комбинация экономических, технологических, социокультурных и политических сил. Глобализация, как термин, очень часто используется, чтобы обратиться к экономической глобализации, которая является интеграцией народных хозяйств в международную экономику через торговлю, иностранные прямые инвестиции, движения капитала, перемещение, и распространение технологий. Собственно в 21 веке Европа, переживает процесс мощнейшей глобализации. И глобальные переговорные процессы происходят не просто от лица конкретного государства, а от системы ЕС.

Наши рекомендации