Противопоставляются друг другу
Мы должны различать между возвращением нашего Господа за Своей Церковью и Его вторым пришествием на землю. Его возвращение за Церковью не является приходом на землю или частью Его второго пришествия. Рассмотрите следующие противопоставления между этими событиями.
1. Его возвращение за Своей Церковью называется “восхищением,” ибо Церковь будет взята (1 Фес. 4:17). Его второе пришествие называется “явлением,” ибо Он явит себя этому миру (2 Фес. 1:7; 1 Пет. 1:13).
2. Когда Он возвратится за Своей Церковью, Он войдет в земную атмосферу (1 Фес. 4:17). При Своем втором пришествии Он придет на гору Элеонскую, к востоку от Иерусалима (Зах. 14:4).
3. Он возвратится за Своей Церковью (2 Фес. 261). При Своем втором пришествии Он придет со Своей Церковью (1 Фес. 4:17).
4. Его возвращение за Церковью произойдет быстро и тайно (1 Кор. 15:51; Откр. 22:12). Его второе пришествие на землю произойдет внезапно, открыто и эффектно (Матф. 24:27; Откр. 1:7).
5. Восхищение Церкви будет возвещено трубными звуками (1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:52), тогда как второе пришествие Господа будет сопровождаться природными катаклизмами и бедствием народов (Матф. 24:29-30; Лук. 21:25-27).
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ИИСУСА НА ЗЕМЛЮ
Его время (Матф. 24:29-30)
Второе пришествие Господа на землю произойдет в конце периода скорби. Битва при Армагеддоне, которая последует сразу же по Его возвращении, будет заключительным событием этого века.
Его карающее явление (Матф. 24:29)
Небеса и земля поколеблются и сердца людей будут охвачены страхом (Откр. 6:12-17; 16:20; Лук. 21:25-26). Светила не дадут своего света, метеориты будут падать на землю и небо будет сметено прочь, подобно свертыванию свитка.
Его образ (Матф. 24:30)
Господь Иисус придет лично (22:30), телесно (Откр. 19:11-16), открыто (Матф. 24:27; Откр. 1:7), могущественно (2 Фес. 1:7; Откр. 19:14-15) и славно (Матф. 24:30; Марк. 8:38; 2 Фес. 1:10; Откр. 19:16). Мир не видел Его с тех пор, как Он висел на кресте. Его пришествие с силой и славой заставит содрогнуться все человечество (Откр. 1:7).
Господь будет иметь поразительную внешность (Откр. 19:11-16). Его глаза, горящие проникающим всеведением и святостью (Кол. 1:19), Его диадемы вселенской власти (Матф. 28:18), Его кровавые одежды завоевания (Ис. 63:1-6; Откр. 19:15), Его словесный меч разрушительной силы закона (2 Фес. 2:8; Евр. 4:12; Иоан. 12:48; Откр. 1:16) и Его сияющая слава (Матф. 24:30) соединятся, чтобы повергнуть в ужас Его врагов и одолеть всякое сопротивление против Него (Откр. 6:16-17).
Его сопровождение (Откр. 19:14)
Вместе с Господом Иисусом придут Его святые ангелы (2 Фес. 1:7; Матф. 24:31), Его Невеста [Церковь] (Иоан. 14:3; 1 Фес. 4:17б; Кол. 3:4) и находящиеся вне тела докрестовые спасенные, а также спасенные мученики периода скорби, которые воссоединятся со своими измененными телами по их воскресении (ср. Лук. 13:28-29; Откр. 20:4).
ЦЕЛЬ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ИИСУСА НА ЗЕМЛЮ
По Своем втором пришествии на землю Господь Иисус завершит мессианскую работу, которую Отец поручил Ему исполнить (ср. Откр. 11:15-18). Эта работа будет включать…
Первое. Он разберется со Своим давним врагом сатаной (Быт. 3:15) и теми демоническими и человеческими союзниками диавола, которые противостоят Ему (Откр. 19:17—20:3; Матф. 25:41).
Второе. Он освободит Свой народ от его врагов (Дан. 12:2-3; Зах. 14:3; Рим. 11:26) и благословит его (Иез. 36:24-30; Матф. 25:34).
Третье. Как последний Адам, Он установит предсказанное пророчеством тысячелетнее царство и будет править им для славы Божией, до тех пор, пока всякий враг, включая смерть, будет полностью покорен (Евр. 2:5-9; Откр. 19:15; 1 Кор. 15:25).
Все, чего Он достиг в период Своего первого пришествия, особенно Своими смертью и воскресением, будет основой для Его труда в период Его второго пришествия (ср. Евр. 2:14; 9:28; Кол. 1:20).
СОБЫТИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВТОРОМУ ПРИШЕСТВИЮ ИИСУСА НА ЗЕМЛЮ
По возвращении Господа на землю, произойдут следующие события:
Битва при Армагеддоне
Слово “Армагеддон” (Откр. 16:16) происходит от еврейских слов Har [гора] и Magedon. Значение Magedon неясно, хотя некоторые отождествляют его с местечком Мегиддо в Галилее. По возвращении Господа на землю, военная мощь “зверя” и наций объединятся против их общего Врага и атакуют Господа в Иерусалиме (Зах. 14:4; 12:1-3; Дан. 8:25; Соф. 3:8; ср. Откр. 16:13-16). Но их попытка закончится провалом, ибо они падут от слова Господня и будут уничтожены (2 Фес. 2:8; Откр. 19:19-20; Зах. 12:1-4; 14:3, 12-15; Иез. 39:3-7; Ис. 34:1-8).
Кровавая баня этой битвы описывается как жатва винограда, который обрезан и брошен в точило (Откр. 14:17-20). Кровь потечет по всей Палестине, т.е. на расстояние около 333 км, и глубина этого потока будет доходить до узды конской, от 120 до 150 см. Это событие называется также “великой вечерей Божией,” на которую будут приглашены стервятники, чтобы пожрать трупы (Откр. 19:17-18; Лук. 17:34-37; Ис. 34:2-3; Иез. 39:17-20). Эта битва прекратит всякое сопротивление установлению Господом Своей власти на земле. Будут не только уничтожены Его человеческие враги, но кроме того, сатана и его демонические союзники будут заточены в бездну [ад] на тысячу лет (Откр. 20:1-3; Ис. 24:21-22; 14:9-17).
Поскольку Господь придет на гору Элеонскую, к востоку от Иерусалима, и растопчет Своих врагов за городом (Зах. 14:4; Откр. 14:20), похоже, что этот конфликт распространится на всю Палестину, с Иерусалимом в его эпицентре.
Суд над пережившими период скорби
После битвы при Армагеддоне и уничтожения мировой военной силы, Господь пошлет ангелов Своих, чтобы они привели к Нему всех людей, оставшихся в живых на земле (Матф. 24:31; Иер. 16:16-17). Цель этого сбора заключается в том, чтобы определить, кто из переживших скорбь обитателей земли достоин войти в Его тысячелетнее царство. Только рожденные свыше люди получат такое право (Матф. 7:13-14, 21-23; Иоан. 6:29; 3:1-7). Чтобы вынести это определение, Он будет судить всех оставшихся в живых, как иудеев, так и язычников.
1. Его суд над иудеями
Когда Господь соберет всех иудеев, оставшихся в живых (Ис. 11:11-12; 27:12-13), Он произведет суд над ними (Иез. 20:33-38; Мал. 3:1-6, 17-18). Покаявшиеся и принявшие Христа как своего Спасителя—избранный остаток (Ос. 5:15—6:3; Иоил. 2:12-18; Зах. 13:9; Иез. 36:24-26)—получат благословения Нового завета (Иер. 31:31-34) и будут восстановлены в своей обетованной земле (Втор. 30:1-10; Ис. 10:20-30; 11:10-16; 43:1-13; Иер. 23:1-8; Иез. 34:11-31; 36:16-38; 37:20-28; 39:23-29, см. ниже). Евреи-отступники, которые приняли “зверя,” будут уничтожены (Иез. 11:21; 20:38; ср. Лук. 19:27).
2. Его суд над язычниками
Суд Господа над оставшимися в живых язычниками будет личным и индивидуальным, а не национальным, как можно предположить из слова “народы” (Матф. 25:31-46). Опять же, цель такового заключается в том, чтобы определить, кто достоин войти в Его земное царство (стихи 32-33). “Овцы,” представляющие “праведных,” или спасенных людей, будут допущены ко входу. “Козлы,” представляющие “проклятых,” или неспасенных людей, допущены не будут (стихи 37, 41).
Что же будет определять допуск человека в царство Господа? Небрежное чтение Матфея 25:35-40 может привести человека к вере, что вход обеспечивается добрыми делами, но такая интерпретация противоречит принципу спасения по благодати (Еф. 2:8-9; Тит. 3:5; см. “Принцип, используемый в спасении” в разделе Сотериология). Дела, на которые ссылается Господь, указывают на присутствие спасительной веры (Иак. 2:14-26; 1 Иоан. 2:29). Как Господь заявил Никодиму, только рожденые свыше люди получат право войти в Его царство (Иоан. 3:3, 5). Спасение этих “овец” будет проявлено в эти трудные времена их отношением к “братьям” Господа, то есть людям, принадлежащим Ему (Матф. 12:49-50; Евр. 2:10-11). Только спасенные люди будут иметь желание, любовь и мужество для того, чтобы оказывать помощь тем, кто страдает от их врагов ради Христа. Неспасенные не будут иметь этой любви (Матф. 24:10, 12).
“Овцы,” для которых царство будет приготовлено, будут приглашены войти в него (Матф. 25:34). С другой стороны, “козлы” будут изгнаны из присутствия Господа (ст. 41) и умрут (ср. Откр. 19:21; Лук. 19:27), и будут ожидать своего воскресения и последнего суда (Матф. 25:41, 46). Спасенные обитатели земли войдут в царство в своих неискупленных телах, так чтобы они могли заново населить землю. Дети, рождаемые от этих людей во дни царства будут иметь наследственную испорченность первородного греха и будут нуждаться в спасении.
Воскресение докрестовых верующих и евангельских верующих периода скорби
Поскольку докрестовые верующие и мученики периода скорби являются членами царства Господа (ср. Лук. 13:28-29; Матф. 8:11; Откр. 20:4; ср. Иез. 34:23-24), они должны быть воскрешены из мертвых, чтобы принять участие в нем (ср. Откр. 20:4-5; Дан. 12:2-3, 13; Ис. 26:19; Иоан. 5:28-29). Таковые будут иметь участие в воскресении первом [первого типа]—воскресении спасенных людей (Откр. 20:5-6).[34]
Оценка этих евангельских верующих
Господь не только определит, кто достоин войти в Его земное царство, но и оценит дела Своих людей, с тем чтобы вознаградить их. Он оценит и вознаградит Свой народ, переживший период скорби (Матф. 16:27), а также докрестовых евангельских верующих и мучеников периода скорби, каждого их которых Он воскресит из мертвых, чтобы они вошли в Его земное царство (Откр. 22:12; Лук. 14:14). Эти награды будут такими же, что будут даны верующим Церкви, включая руководящие должности в царстве (Матф. 25:14-30; см. “Оценка Христом Своей Церкви” выше).
Брачная вечеря Агнца
В библейские времена брачная церемония была очень простой, но брачный пир, сопровождавший ее, состоял из нескольких дней радостного веселья. При том, что брак Господа Иисуса и Его Невесты будет происходить на Небесах (Откр. 19:7-8), празднества по этому случаю пройдут на земле, по возвращении Господа со Своей Церковью (ст. 9). Все искупленные за всю человеческую историю, не относящиеся к веку Церкви, будут зваными гостями (ср. Иоан. 3:29). Находясь на земле в своих телах, они смогут участвовать в этом праздновании, которое будет включать и употребление пищи (Матф. 8:11; Лук. 22:16).
Восстановление избранного остатка Израиля
1. Основание этого восстановления
Основанием для этого восстановления до обновленных отношений с Богом, будет Новый завет, который Бог заключит с теми людьми, которые обратятся к Нему (Иер. 31:31-40; ср. Втор. 30:1-6). Бог утверждает: “Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их… и буду им Богом, а они будут Моим народом… потому что Я прощу им беззакония их.” Он также сказал: “Милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего [Новый завет] не поколеблется, говорит милующий тебя Господь” (Ис. 54:10). Несмотря на то, что Израиль нарушил их первую заветную связь (Исх. 19:5), и то, что Бог временно отверг его (Иер. 3:8), Он простит всех покаявшихся и уверовавших во Спасителя и обновит Свои брачные отношения с ними на основе благодатного вечного Нового завета (Иез. 34:11-31; 36:16-38).[35]
2. Результат этого восстановления
В дополнение к тому, что покаявшийся избранный остаток Израиля божественным образом будет прощен и восстановлен в своих прежних отношениях с Богом, он также будет восстановлен и своей земле, испытает исполнение заветных обетований и будет обильно благословлен от Бога (Втор. 30:1-10; Иез. 20:33-43; 34:11-31; 36:16-38; 37:20-28; 39:23-29; Соф. 3:11-20; Зах. 8:23; 12:10—13:1, 7-9). Как жена Яхве, Израиль будет ведущим государством среди народов (ср. Ос. 2:7, 14-23; 3:1-5; Ис. гл. 54; 60:1-3; 62:1-5; Соф. 3:20) с Иерусалимом в качестве столицы мира (Ос. 3:3; Ис. гл. 60; Мал. 3:16-17).
Разрушив власть сатаны Своими смертью и воскресением, Господь Иисус теперь ожидает времени, когда Он сможет вернуться вновь и принять управление землей, которое утратил Адам (Евр. 10:12-13; 2:5-9). Давайте рассмотрим тысячелетнее правление Иисуса.
ПРОРОЧЕСТВО О МЕССИАНСКОМ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕМ ЦАРСТВЕ [36]
Любое рассуждение об этом царстве должно делать различие между вселенским царством Бога и посредническим мессианским царством Господа Иисуса, которое и является предметом нашего изучения.[37] вселенское царство Бога, которое является вечным (Пс. 9:37; 73:12; Иер. 10:10), включает все, что определено Его декретом (Пс. 102:19; 1 Пар. 29:11-12; Еф. 1:11). Будучи частью вселенского царства Отца, посредническое царство Христа представляет собой Его правление в качестве представителя, или вице-короля Отца, чтобы подчинить врагов Божиих Своей власти и достичь другие божественные цели, которые мы рассмотрим ниже.
Такое правление на короткое время реализовалось в Адаме до его грехопадения (Быт. 1:26, 28; Евр. 2:5-8), а позднее предзнаменованиями такового были региональные правления Саула, Давида и Соломона (1 Цар. 9:16; 16:1, 12-13; 2 Цар. 7:8, 12-13; 3 Цар. 1:13, 46-48; 1 Пар. 22:9-10). Но цели, явленные Богом для этих правлений, не были достигнуты вследствие непослушания этих людей и их подданных. Поэтому, Бог говорил через Своих пророков о том времени в будущем, когда это царство будет установлено, и им будет руководить совершенный Правитель, и Его законы будут написаны в сердцах Его подданных (Пс. 2:6-9; гл. 71; Ис. 9:6-7; 11:1-5; Дан. 2:44; Зах. 14:9-19; Иер. 31:33).
Бог Сын пришел на землю, принял человеческую природу и был помазан как человек быть Слугой, или Рабом Отца, с целью достичь божественных целей, относящихся к посредническому царству (Ис. 42:1-7; 49:1-9; 52:13—53:12; 61:1-2; Иоан. 6:38; 8:28-29; Фил. 2:7-8). Во время Своего первого пришествия Господь Иисус представил Себя Израилю, чтобы этот народ принял Его или отверг. Своими смертью и воскресением, посредством которых Он разрушил власть сатаны над человечеством (Евр. 2:14-15; Иоан. 16:11), Он заложил фундамент для будущей мессианской работы, включая Свое посредническое царство. Обратите внимание, что Господь Иисус будет править землей по праву божественного наследия (Пс. 2:6-9; Иоан. 3:35) и править Израилем по праву Своего человеческого родства по отношению к Давиду и Своего родства по закону по отношению к Иосифу, наследнику престола Давидова (Лук. 1:31-33; см. “Зачатие и рождение Иисуса” в разделе Христология ). Давайте поближе рассмотрим Его царство.
АСПЕКТЫ МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
В настоящее время в своей видимой форме мессианское царство Господа представлено на земле христианским миром, который охватывает всех, носящих имя Христа в этом мире (Матф. гл. 13, “Царство Небесное”). По своей реальной форме мессианское царство Господа в данный момент является духовным, внегеографическим и внеполитическим, охватывающим всех спасенных, как живых, так и мертвых (Кол. 1:13).
В будущем мессианское царство Господа в его реальной форме будет политическим и земным, охватывающим в то время все население мира. При этом, как мы увидим, будет иметь духовные качества, равно как и физические черты.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
После установления Иисусом Своего земного царства при Его втором пришествии, правление Христа продлится тысячу лет (Откр. 20:1-7). По его окончании, мессианское царство Господа сольется со вселенским царством Отца (1 Кор. 15:24-28; Лук. 1:33), и Отец и Господь Иисус будут править вовеки. Однако, Господь Иисус как человек, находясь в вечном подчинении Отцу, будет править с Отцом как подчиненный Ему (1 Кор. 15:28).
ЦЕЛИ МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
Посредством Своего посреднического правления Господь Иисус осуществит следующие цели:
Господство над землей и ее творениями (Евр. 2:5-9)
Господь Иисус достигнет того, что не удалось сделать Адаму (Быт. 1:26, 28; Пс. 8). Господь будет править землей таким образом, чтобы отразить мудрую, благодетельную власть Бога, и чтобы прославить Отца (ср. Иоан. 12:28; 17:4).
Спасение избранных (Иоан. 6:37; 14:6; ср. Ис. 45:5-25)
Последняя группа избранных людей, рожденных во дни царства, будет спасена (Ис. 49:6). Кроме того, все искупленные из людей будут переживать благословения земного правления нашего Господа.
Покорение всех восстающих против Бога (1 Кор. 15:25; Фил. 3:21)
Когда Господь Иисус установит Свое мессианское царство, Он ввергнет сатану и его демонических соратников в бездну (Откр. 20:1-3) и будет судить обитателей земли, чтобы определить, кто из них достоин войти в Его царство (Матф. 25:31-46). Неспасенным людям не будет позволено войти в царство. С неспасенными подданными, рожденными в тысячелетний период, Он разберется в конце Своего правления (Откр. 20:7-9). Наконец, смерть и сила греха, относящиеся к неискупленному телу, будут упразднены вместе с физическим изменением спасенных обитателей земли к бессмертию, и воскресением неспасенных мертвых к нетлению (1 Кор. 15:25-26; Иак. 1:15; Откр. 20:12-14).
Восстановление земли до ее первозданного состояния (Кол. 1:20)
Когда Господь установит Свое земное царство, Он снимет с природы божественное проклятие, наложенное Богом с грехопадением человека (Быт. 3:17-19; Рим. 8:19-23; Ис. 11:6-9), очистит землю от ее загрязнения и восстановит ее до первозданных изобилия и красоты (Ис. гл. 35).
Исполнение божественных заветных обетований (Чис. 23:19)
Как мы увидели, бтльшая часть этих благодатных обетований была сделана Израилю (Рим. 9:4), включая землю (Быт. 15:18; 17:8), восстановление его на своей земле (Втор. 30:3-5), то, что им будет править дом Давидов (2 Цар. 7:16; Лук. 1:31-33), и то, что он никогда больше не будет рассеян (2 Цар. 7:10). Бог также обещал ниспослать всеобщее благословение через Семя Авраамово, Господа Иисуса, которое обитатели земли будут переживать при Его благодетельном правлении (Быт. 12:3; 18:18; 22:18). Наконец, истинный Израиль, как и спасенные язычники, будут наслаждаться спасительными благословениями Нового завета (Иер. 31:31-34; Евр. 12:24; 8:6).
Примечательно то, что высшей целью всего, что совершает наш Господь в Своих мессианских делах, является прославление Отца (Иоан. 12:28; 14:13; 17:4; Фил. 2:8-11). Это должно быть и нашей целью во всем, что мы делаем (1 Кор. 10:31).
ГРАЖДАНЕ МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
Установив Свое всемирное царство, Господь Иисус позволит только спасенным людям войти в него (ср. Матф. 7:21-23; 25:31-46; Иоан. 3:3, 5; Евр. 8:11). Эти люди будут включать воскресших прославленных евангельских верующих других веков, наряду со спасенными обитателями земли, пережившими период скорби. Эти оставшиеся в живых войдут в царство в своих неискупленных телах и заново населят землю (Иез. 36:10-11; 47:22; Иер. 30:18-20; Ис. 65:20-25). Вследствие того, что они будут иметь унаследованную испорченность, дети, рожденные от этих людей во дни царства, будут нуждаться в рождении свыше по достижении ими сознательного возраста. Обманчивый и мятежный характер греха явлен в том, что многие люди не уверуют в Иисуса как своего Спасителя, чтобы спастись (Откр. 20:8-9).