Адресная рассылка и базы данных по избирателям
Адресная рассылка (direct mail) – личные послания кандидата (или его сторонников) с обязательным указанием Ф.И.О. избирателя и личной (факсимильной) подписью отправителя (отправителей). Она на порядок эффективней безадресной рассылки (распространение не содержащих личное обращение агитационных материалов по почтовым ящикам) и часто используется как одно из основных мероприятий избирательной кампании.
Для проведения адресной рассылки понадобятся базы данных по избирателям (лучше всего на электронном носителе), содержащие их фамилии и адреса, а также по возможности и другую информацию.
Приобретение баз данных является довольно хлопотной задачей, решением которой стоит озаботиться на дальних подступах к избирательной кампании. Никаких затруднений здесь не испытывают только кандидаты, активно поддерживаемые властью (одно из преимуществ административного ресурса).
Оптимальным вариантом полной базы данных являются списки избирателей, содержащиеся в избирательных комиссиях. Если они по каким-либо причинам недоступны, можно воспользоваться списками ответственных квартиросъемщиков или же телефонными базами и справочниками. Источником частичных (а иногда и полных) баз могут быть также различные организации, ведущие учет тех или иных категорий граждан: пенсионные фонды, школы, поликлиники, служба занятости, ветеранские организации, органы МВД и т.д. Наконец, в процессе выборов необходимо формировать собственную базу данных, фиксируя в ней всех своих потенциальных сторонников – избирателей, так или иначе попавших в орбиту вашей избирательной кампании, начиная с момента сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата.
В ходе кампании могут потребоваться различные преобразования компьютерной базы, ее фрагментация, распечатка и т.д. Для обеспечения этой работы в состав штаба целесообразно включить соответствующего специалиста.
Адресная рассылка особенно эффективна для решения двух задач:
– прорыв барьера узнаваемости на начальных этапах кампании;
– фиксация голосов избирателей в последнюю неделю перед днем голосования (письмо «последнего дня»).
Поэтому мы рекомендуем использовать две волны адресной рассылки. Первую (от имени группы поддержки кандидата) целесообразно проводить еще на этапе сбора подписей. Важно, что первая волна обычно вызывает приток активистов «с улицы», что позволяет использовать ее и для усиления команды кандидата. Вторая волна (последние дни кампании) должна прежде всего охватывать базу данных по сторонникам кандидата, а также, если позволяют ресурсы, и других избирателей округа.
В качестве средства завоевания голосов адресная рассылка не так эффективна, как кампания «от двери к двери» и телефонное внедрение. Однако она обладает и определенными достоинствами: не требуется команды, обладающей опытом личного общения с избирателями, можно адресно обращаться к тем или иным целевым аудиториям и т.д.
Далее мы кратко остановимся на двух вопросах: содержание рассылаемых материалов и техника рассылки.
По своему характеру тексты адресных писем существенно отличаются от всех остальных агитационных материалов кампании. Это личные обращения кандидата к конкретному избирателю, своего рода разговор один на один, и листовочная лозунговость может произвести здесь самое дурное впечатление. Адресное письмо должно быть теплым и доверительным.
В качестве типового содержания писем наиболее часто используются три варианта:
– письма (открытки) – поздравления избирателя с той или иной знаменательной датой;
– обращение от группы поддержки кандидата. Желательно, чтобы такие письма подписывались известными и уважаемыми в округе людьми;
– обращение кандидата с просьбой отдать за него свой голос.
Наиболее слабое воздействие оказывают письма-поздравления, прежде всего потому, что этот жанр активно используется многими кандидатами еще с начала 90-х годов. В настоящее время он уже во многом утратил свою новизну и производит впечатление неискренности. Другое дело, когда потенциальный кандидат рассылает поздравления (особенно в связи с днем рождения избирателя) регулярно, без привязки к выборам. Такое мероприятие, однако, следует отнести не к избирательным, а к предвыборным кампаниям (см. главу 6).
Письма от имени группы поддержки и в особенности обращения кандидата гораздо более выигрышны. Они могут оказаться особенно эффективными, если их тексты варьируются в зависимости от целевой аудитории, к которой принадлежит адресат.
О технике рассылки. Прежде всего, можно обратиться к специализированным фирмам, которые профессионально занимаются адресной рассылкой. Однако обойдется это чрезвычайно дорого, не говоря уже об опасности нарваться на халтурщиков. Поэтому гораздо лучше организовать рассылку силами самого штаба.
Для этого можно воспользоваться специальным оборудованием, которое сильно упрощает дело: вводишь базу данных и текст письма, закладываешь бумагу – и получаешь на выходе готовые письма в евроконвертах с адресами. Очень технологично, но опять-таки довольно дорого. Приобретать соответствующее оборудование имеет смысл, только когда речь идет о последовательном проведении не менее десятка средних по масштабу избирательных кампаний, иначе расходы окажутся несообразно большими.
Отправлять письма по почте крайне малоэффективно: письма в России даже в соседний дом могут идти одну-две недели, что лишает мероприятие всякой оперативности. Можно воспользоваться услугами различных агентств, распространяющих корреспонденцию по почтовым ящикам, но это тоже довольно дорого. Кроме того, нередки случаи, когда конкурентам (прежде всего конкурентам от власти) удается блокировать распространение.
Исходя из нашего опыта, мы считаем лучшим вариантом осуществление всего цикла рассылки исключительно силами активистов избирательной кампании. Полный цикл включает:
– печать текста письма в типографии;
– закупку конвертов;
– вложение: заполнение от руки позиции письма с Ф.И.О. избирателей, постановку факсимильной подписи, вложение письма в конверт с указанием адресата (опять-таки от руки);
– сортировку писем по адресам;
– доставку.
Данный метод обладает целым рядом достоинств: высокая оперативность, отсутствие почтовых расходов и возможности блокировки со стороны конкурентов. Кроме того, заполнение Ф.И.О. и конвертов от руки создает дополнительную атмосферу доверительности письма: оно становится меньше похоже на массовую продукцию в евроконвертах, выпускаемую на конвейере. Немаловажно и то, что доставка позволяет активистам лишний раз обойти свои участки и провести в ходе этого дополнительную агитацию.
Единственный недостаток описанного метода состоит в том, что он требует отвлечения актива кампании от реализации других мероприятий. Поэтому целесообразно возложить на основной штат активистов только доставку, а для осуществления всех остальных операций привлечь дополнительных работников.