Законодательство. Законодательная политика временного правительства 3 страница

Уголовный кодекс РСФСР-1июня 1922г.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР-25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923г.)

Земельный кодекс РСФСР-1 декабря 1923г.

Кодекс законов О труде РСФСР- 1 января 1923 г.

Гражданский кодекс РСФСР-1января 1923г.

Граждаиско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923г.

Лесной кодекс РСФСР-июль 1923г.

В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс. Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы. . Гражданское право и процесс. ГК РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные “против злоупотребления НЭПом”. ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. В ГК утверждалось, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста. Кодексом предусматривалась - государственная, кооперативная и частная собственность. Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя (его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года. Разрешались договоры займа с ограничением взимаемых процентов не свыше 6% годовых (при этом было запрещено начисление сложных процентов). Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. Что касается наследственного права, то Кодекс вводил наследование как по закону, так и по завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна превышать 10 тыс. золотых рублей (в 1926 г. это ограничение было отменено, но наследство облагалось высоким налогом). Принятием ГК РСФСР регулирование имущественных отношений не ограничилось. Был принят целый ряд актов: Об основах авторского права, О патентах и изобретениях, Уставы железных дорог (1922и1927гг.) и др. В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (1923 г.), согласно которому процесс основывался на началах гласности и публичности, с делопроизводством на языке большинства населения данного района. Основанием для процесса служил иск. Стороны в процессе представляли доказательства, однако суд по своей инициативе мог привлечь и другие доказательства. На любой стадии процесса в дело мог вступить прокурор. Закон допускал представительство сторон в процессе. РСФСР регулировал порядок исполнения судебных решений и определений. Семейное право получило дальнейшее развитие в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Особенно характерно. что был узаконен фактический брак. Достаточными условиями для его признания были совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей. Третьи лица могли быть свидетелями наличия этих оснований в случае споров между совместно проживающими. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак - 18 лет. Местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имущество супругов, нажитое в браке. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей до 14 лету родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Кодекс разрешил усыновление несовершеннолетних. Финансовое право. В 1921-1923 гг. упорядочивается налоговая система. Натуральный налог заменяется денежным, вводятся косвенные налоги. В 1921 г. в принципе восстанавливается финансовая автономия местных (губернских) властей, размер их бюджетов постепенно растет, хотя необходимость получения средств из центра сохраняется. Начинают восстанавливаться и уездные бюджеты. Большие усилия, предпринятые для учреждения волостных бюджетов, не увенчались успехом из-за нехватки местных доходов и квалифицированных кадров*1*. Был принят ряд решений о передаче в волостной бюджет части сельхозналога, о разрешении учреждать некоторые независимые налоги (но не с населения), о передаче волостям предприятий и имущества (мельниц, кузниц и т.п.). Идея превратить волость в “финансово-хозяйственную единицу”, организующую крестьян и выведенную из системы госаппарата (с исключением местных бюджетов из госбюджета СССР) была реализована далеко не в полном объеме, хотя и обещала резко упростить задачи государства. В 1925 г. 70% доходов местные власти получали из местных источников, в основном от предприятий, а не от налогов. В ходе кампании по “оживлению Советов” началось движение за введение бюджетов на уровне сельсоветов. Это стимулировало изучение финансового состояния деревни, которое показало очень низкий уровень жизни и невозможность ведения денежной экономики на уровне сельсоветов. В целом курс на финансовую децентрализацию проводился настойчиво. *1*Волостные бюджеты в 1924 г. были установлены лишь на Украине, где и раньше местное самоуправление было более развито. Сравнительно успешно шел этот процесс на Северном Кавказе и на Урале. Финансовую систему оздоровил проведенный в 1921-1923 гг. обмен денежных знаков в два приема: сначала в отношении 1:10000, затем 1:100. Создавались государственные сберкассы, расширялась кредитная система. Наряду с Госбанком основывались коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, сельскохозяйственные кредитные товарищества. Вводились внутренние государственные займы. Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. К компетенции Союза было отнесено установление общесоюзных, республиканских и местных налогов. Устанавливался бюджет СССР. Союзные республики имели свои бюджеты, являвшиеся составными частями общесоюзного бюджета. Бюджеты всех союзных республик, кроме РСФСР, получали дотацию из общесоюзного бюджета. К компетенции Союза было отнесено введение внутренних займов. Разграничение бюджетных прав Союза и союзных республик, расширяющее бюджетные права последних, было сделано в 1927 г. Трудовое право. Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. принципиально отличался от КЗоТ 1918 г. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК. Трудовой договор заключался как при наличии коллективного договора, так и без него. Договор заключался либо на неопределенный срок, или на время выполнения работы, или на определенный срок (не более одного года). Договор на неопределенный срок мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом, и желанию работника в любое время с предупреждением нанимателя за 7 дней. Договоры, ухудшавшие положение трудящегося сравнительно с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего распорядка, распространявшимися на данное предприятие или учреждение, признавались недействительными. В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. Они являлись соглашением, заключаемым профсоюзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем. Колдоговор устанавливал условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых. Тем самым он задавал рамки для личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи колдоговора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей кол-договор. КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вновь вводил социальное страхование. Оно распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или работодателями без права обложения страхуемого и без вычета взносов из заработной платы. Социальное страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности членам семей трудящихся в случае смерти кормильца. В 1925 г. была проведена либерализация процесса найма -отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда при найме рабочих и служащих. За 1928-1932 гг. был осуществлен переход с 8-часового рабочего дня к 7-часовому без уменьшения зарплаты. Земельное право. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. уделил основное внимание правовому режиму сельскохозяйственных земель. Он подтвердил, что право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР “отменено навсегда”. Запрещалась покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке. Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось: трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Правда, в 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях. Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускалось трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей рабочей силы не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда с соблюдением норм об охране труда в сельском хозяйстве. В апреле 1925 г. было разрешено применение подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах (с подробным определением прав батраков и батрачек). Допускались различные формы землепользования. Кодекс регулировал правовое положение крестьян-землепользователей, крестьянских дворов, обществ. 15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР и союзных республик, которыми регулировались отношения, связанные с землепользованием и землеустройством. Уголовное право и процесс. С окончанием гражданской войны чрезвычайная юрисдикция утратила видимое оправдание. В декабре 1921 г. полномочия ЧК были “сужены”, а в феврале 1922 г. ЧК была упразднена и заменена ГПУ как обычным отделом НКВД. Вслед за этим был принят Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., который сводил все виды преступлений в рамки одного законодательного права и передавал их в компетенцию одних судов (в 1923 г. ревтрибуналы были ликвидированы). УК состоял из Общей части и Особенной части. Задачей УК была объявлена правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания или других мер социальной защиты. К уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет. К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия. Преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку. Целью наказания и других мер социальной защиты являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и других неустойчивых элементов общества. По некоторым статьям предусматривалась высшая мера наказания- расстрел. Так, смертная казнь, которая до этого рассматривалась в советском праве как чрезвычайная мера возмездия, теперь вводилась в обычную практику уголовного права (ссылка на ее временный характер была устранена в 1923 г.). УК РСФСР 1922 г. допускал применение аналогии. В Кодексе она была представлена так: “В случае отсутствия в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям УК, предусматривающим наиболее сходные по важности и роду преступления с соблюдением правил Общей части сего Кодекса”. УК РСФСР 1922 г. закрепил и освятил законом разделение между обычными и “государственными” преступлениями. Само понятие <<государственное преступление” впервые появилось в официальном правовом акте. В Особенной части УК на первом месте перечислены наиболее опасные государственные преступления-контрреволюционные. Контрреволюционным признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией, власти рабоче-крестьянских Советов и правительства, а также помощь той части международной буржуазии, которая стремилась к свержению советского строя путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами. Статья 67 УК 1924 г. вводила принцип обратной силы закона (наказания за активные действия против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных постах при царском строе)*1*. На деле эта реформа, смысл которой внешне заключался в устранении различий в двух видах преступлений, усилила такие различия и превратила чрезвычайные меры в узаконенные и постоянные. ЧК была органом временным и чрезвычайным, ГПУ - постоянными официальным, наделенным такими полномочиями, которых никогда не давали ЧК*2*. С образованием. ОГПУ как союзного органа и самостоятельного наркомата власть его возросла. *1*Репрессивные меры такого типа служат обычно не для наказания, а для устрашения как превентивное воздействие на современников. Как политические акции, они применяются и т.н. демократическими режимами. Ярким примером являются приговоры Э.Хоннекеру, которого судили но законам ФРГ за действия, совершенные в условиях юрисдикции ГДР, а также приговор секретарю ЦК Компартии Латвии А. Рубиксу за его поддержку ГКЧП в августе 1991 г., когда Латвия находилась под юрисдикцией советских законов, согласно которым в действиях членов ГКЧП не было найдено состава преступления. *2* ГПУ получило право держать под арестом в административном порядке практически неограниченное время (получение предписанных санкций на продление ареста проблем не составляло). УК 1922 г. возрождает ряд методов царской юстиции. Так, вводится превентивная административная высылка (на срок до трех лет), решение о которой выносится не судом, а Особой комиссией. Вскоре эти превентивные меры дополняются внесудебными карательными: ГПУ получает право назначать наказания вплоть до расстрела “за бандитизм и вооруженный грабеж”, а Особая комиссия - заключать за антисоветскую деятельность в концлагерь на срок до 3 лет. С созданием ОГПУ сфера госбезопасности стала расширяться, включая в себя все новые и новые типы важных преступлений. Сам термин “контрреволюционный” с самого начала трактовался очень расширительно. Наиболее важные уголовные правонарушения изымались из юрисдикции республик и передавались в ведение централизованного союзного органа. Дискуссии по уголовному праву в середине 20-х годов носят на себе следы “последействия” идеологической доктрины. В ранний период советского права идея “классовых судов против буржуазии” почти не оказала никакого влияния на судебную практику (саму идею выяснять на суде классовую принадлежность преступника Ленин назвал “величайшей глупостью>>). Суды просто поддерживали порядок и закон против любых нарушителей. В УК 1922 г. принцип классового суда не упомянут. Но в 1924 г. видные юристы (особенно прокурор РСФСР Н.В.Крыленко) подняли вопрос о применении классового подхода при назначении наказаний. После периода колебаний и противоречивых приказов Верховный Суд РСФСР 29 июня 1925 г. издал инструкцию со специальным предостережением против классовой дискриминации в уголовном судопроизводстве. УК содержал главы о преступлениях против порядка управления, должностных и хозяйственных, преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественных и воинских преступлениях. Особая глава была посвящена нарушениям правил отделения церкви от государства. В октябре 1924 г. ЦИК СССР принимает Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые сохранили основной подход к понятию преступления. Хотя введенный в УК 1922 г. термин “государственные преступления” здесь не используется, главное различие между преступлениями, “направленными против основ советского строя и потому признаваемыми наиболее опасными”, и “всеми остальными” преступлениями сохраняется. В проект Основных начал, одобренный Совнаркомом, ВЦИК внес поправку: заменил термин “наказание” на “меры социальной защиты”, что означало сдвиг от концепции персональной виновности и эквивалетной меры наказания к концепции потенциальной опасности и превентивных мер. Это закладывало в правовые нормы возможность произвола и массовых репрессий. В тот период это еще не проявилось в крупных масштабах. По официальным данным, общее число лиц во всех местах заключения в СССР составило на 1 января 1925 г. 144 тыс., на 1 января 1926 г. - 149 тыс. и на 1 января 1927 г. - 185 тыс. человек. До срока условно освобождались около 70% заключенных. По опубликованным за рубежом данным антисоветской эмиграции, в 1924 г. в СССР было около 1500 политических правонарушителей, из которых 500 находились в заключении, а остальные были лишены права проживать в Москве и Ленинграде. 22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, который в основе своей повторил УК РСФСР 1922 г. ВЦИК 25 мая 1922 г. принял первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, а 15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил новый УПК (новую редакцию Кодекса 1922 г.). Кодекс узаконил основные принципы уголовного судопроизводства: гласность и публичность заседании, устность, ведение процесса на русском языке или на языке большинства населения данной местности (при необходимости с переводчиком). Суд был обязан исследовать все доказательства следствия -не только в поддержку обвинительной стороны, но и обстоятельства, смягчающие вину подследственного. Суд выносил приговор простым большинством голосов. Судья или судебный заседатель мог иметь особое мнение, которое оформлялось письменно, приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Апелляционный порядок обжалования приговоров отменялся и заменялся кассационным. 31 октября 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, которые устанавливали единые принципиальные положения для судопроизводства. Они не внесли существенных изменений в процессуальное право. Исправительно-трудовое право. Первым нормативным документом был декрет Наркомюста “0 лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового”. В нем заложен основной принцип, что приговор к лишению свободы всегда предполагает принудительные работы (хотя на срок до трех месяцев они возможны и без лишения свободы). “Арестные дома” для лиц, ждущих суда, были в ведении НКВД. ЧК основала для арестованных ею лиц особые места заключения, которые не регулировались конкретными юридическими нормами. Осенью 1918 г. появляются упоминания о концентрационных лагерях (учреждены по инициативе Л.Д.Троцкого), вначале как о месте превентивного, а не карательного, заключения (поэтому принцип принудительных работ там не применялся). С весны 1919г. заключение по решению ЧК в концлагерь стало использоваться и как карательная мера. Начатая после гражданской войны реформа уголовного права предполагала соединение тройной системы карательных учреждений (Наркомюста, НКВД и ЧК) под эгидой Наркомата юстиции. Однако в результате ряда реорганизаций в октябре 1922 г. возникло Главное управление мест заключения в рамках НКВД. СНК РСФСР 28 ноября 1921 г. принял декрет Об использований труда заключенных в местах лишения свободы и отбывающих принудительные работы без лишения свободы. 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК), который регулировал организацию и режим содержания осужденных. В Кодексе отмечалось, что вместо тюрем нужно усовершенствовать и максимально развивать сеть трудовых сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов. Труд заключенных из числа трудящихся засчитывался из расчета два дня работы за три дня. В особую категорию выделялись профессиональные преступники и нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих “классовых привычек”, которые содержались в условиях более строгого режима. ИТК не содержал никаких упоминаний о местах заключения, находившихся под контролем ОГПУ (этот пункт был изъят в ходе обсуждения). Между тем в ведении ОГПУ находились не только самые суровые места заключения, но и самые гуманные - “рабочие коммуны” для молодых правонарушителей, которые действовали по принципу “открытой тюрьмы”. Кстати, в течение 20-х гг. в местах заключения ОГПУ еще поддерживалась старая традиция уважительного отношения к политическим заключенным из числа оппозиции (заключение в предназначенный для политических концлагерь считалось более легким наказанием). С обострением противоречий внутри партии это положение менялось.

68. Военная реформа1924 – 1925.

Вооруженные силы. К концу гражданской войны армия насчитывала 5,5 млн. человек. Прежде всего была проведена демобилизация, и к началу 1923 г. численность была сокращена до 600 тыс. человек. Вводился новый принцип организации армии. Сохранялся сравнительно небольшой контингент кадровых частей. По декрету ВЦИК и СНК “Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся” от 8 августа 1923 г. наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. В милиционно-территориальных частях служили прошедшие вневойсковую подготовку сроком в три месяца, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течение четырех лет в войсках. В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии. В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии - 2 года, во флоте - 4 года. Вооруженные Силы СССР составляли сухопутные, морские, воздушные войска, войска специального назначения, ОГПУ и конвойная стража. Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрастеот19 до 40 лет. *1* При создании адвокатуры возник вопрос, могут ли коммунисты защищать преступников, т.е. быть адвокатами. ЦК РКП(б) в специальном документе разъяснил, что да, коммунисты могут работать адвокатами.

69. Образование СССР. 1 – ый Съезд.

В годы гражданской войны и иностранной интервенции отношения республик, в которых сохранилась Советская власть, имели форму военного союза, а с конца 1920 г. они были дополнены хозяйственным союзом. Отношения стали регулироваться двусторонними договорами. Эти договоры послужили основой для создания органа государственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представителей советских республик. Важную роль сыграл дипломатический союз республик. 22 февраля 1922 г. был подписан протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик на Генуэзской конференции, а также заключать от их имени международные договоры и соглашения. Эти союзы уже имели черты федерации и даже некоторые черты унитарного государства*1*. К концу 1922 г. воссоединение было по сути завершено и стало восприниматься как само собой разумеющееся. Оставалось облечь его в конституционную форму. Хозяйственный союз советских республик способствовал более тесному сближению республик и подвел их к необходимости политического объединения - создания СССР. Но за очевидными прагматическими причинами стояла и фундаментальная причина, которая и обусловила собирание в течение ряда столетий множества народов в большую и сильную страну. Это-притяжение сходных по своему мироощущению народов к ядру России, русскому суперэтносу с его “державным” чувством. Есть рациональные объяснения тех выгод, которые малые народы получали от вхождения в эту державу (спасение от изматывающих конфликтов, подключение к крупным ресурсам развития, ограничение власти местных феодальных хищников, экономия на собственной государственности и т.д.). РСФСР занимала 92% территории и включала в себя 72% населения будущего Союза. Но вся совокупность этих факторов создавала нечто большее - ощущение общей исторической судьбы. Общественная собственность на средства производства (и прежде всего на землю) усилила это ощущение. С другой стороны, новые независимые государственные образования не имели перспектив утвердиться*2*. Для этого не было массовой поддержки, да и национальные элиты не проявляли стремления бороться за независимость - видимых выгод это не обещало. Образование СССР было наиболее разумным, почти неизбежным в тех условиях способом обустройства народов после гражданской войны. 30 декабря 1922 г. собрался 1 Съезд Советов СССР, на котором были в основном утверждены Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. *1* Возник и первый опыт по созданию федеративного Советского государства -создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. *2* Даже республики Прибалтики, по своей культуре сильно отличавшиеся от других народов России и имевшие более развитую национальную буржуазию, все двадцать лет своей независимости провели в состоянии застоя, не обнаружив импульса к развитию. За создание Союза высказались представительные органы всех будущих участников. Но по вопросу о принципах национально-государственного устройства возникли острые дискуссии. И.В. Сталин, член комиссии, готовившей вопрос к Пленуму ЦК РКП(б) разработал проект, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Это понизило бы статус союзных республик, сдвигало бы федерацию в сторону унитарного государства. Мнения разделились. Когда стало ясно, что центральная власть нового Союза приобретает очень большие полномочия, от представителей Украины и Белоруссии поступили предложения, сводящие Союз к конфедерации. Это вызвало большое беспокойство в партийном руководстве. В.И.Ленин резко выступил против “автономизации”, за равноправие республик. Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК партии. В.И.Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку “О борьбе с великодержавным шовинизмом”*1*. Дело было не в том, что Ленин был принципиальным сторонником федерации, он критиковал план Сталина как несвоевременный, а потому в данных условиях политически ошибочный. Пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик. СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался). Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству*2*. *1* В.И.Ленин писал: “Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно”. *2* Понятие унитаризма было извращено прессой в годы перестройки. Его стали понимать как антипод демократии, а федерализм (и тем более конфедерализм) как ее синоним. На деле эти признаки вообще лежат в разных плоскостях. “Унитаризм” советской политической системы проявлялся в отношениях власти и общества, а не между субъектами государства. Особенностью устройства СССР была так называемая “двухэтажная” федерация в отношении РСФСР. С современной точки зрения это неувязка чисто формальная, т.к. РСФСР являлась, по сути, скорее унитарным государством. В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Сначала произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии. До этого на ее территории были Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках прежнего административного деления, без учета расселения народов Средней Азии. К 1924 г. было в основном разгромлено басмачество, и установилась относительно мирная обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, курултаи Советов Бухары и Хорезма принимают постановления о национально-государственном объединении народов Средней Азии. Было проведено размежевание и созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в СССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда Советов Союза ССР 17 марта 1931 г.). В составе СССР стало 7 членов. VII съезд Компартии Белоруссии поставил вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Было достигнуто соглашение ЦИКов РСФСР и БССР, на основании которого ЦИК: СССР 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомельской губернии и части Смоленской губернии, основное население которых составляли белорусы. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а численность населения с 1,5 млн. до 4171 тыс. человек, из которых белорусы составляли 70,4%.

Наши рекомендации