Механизм управления через систему социального партнерства
Механизм социального партнерства включает:
• соглашения,
• коллективные договоры и контракты,
• партнерские переговоры.
Соглашение— это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. То есть, через различного рода соглашения можно оказывать управленческие воздействия на различные трудовые и жизненные ситуации. Особое место среди соглашений занимает Генеральное соглашение между российскими объединениями профсоюзов, общенациональными ассоциациями работодателей и Правительством Российской Федерации, состоящее из 8 разделов:
• экономическая политика;
• оплата труда;
• доходы и уровень жизни населения:
• развитие рынка труда и гарантии занятости населения;
• социальное страхование и социальная зашита населения;
• зашита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность;
• социально-экономические проблемы северных регионов России;
• развитие социального партнерства и координация действий сторон соглашения.
В то же время необходимо отметить, что все принимаемые соглашения, в том числе и Генеральное, пока еще не воспринимаются правящими структурами как юридически обязательный акт, невыполнение которого влечет за собой санкции в отношении виновной стороны,
Есть большое число и других соглашений на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, различные отраслевые (тарифные) соглашения. По данным Федерации независимых профсоюзов в Российской Федерации только на федеральном уровне действует около 60 отраслевых соглашений. 50 из них заключены профсоюзами, входящими в ФНПР. Основное содержание этих и других соглашений занимает заработная плата. Затем идут такие пункты, как:
• социальные гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия,
• защита интересов работников при банкротстве,
• повышение квалификации и переподготовки кадров,
• соблюдение законодательства об охране труда,
•обеспечение мер по охране здоровья работников.
Коллективные договоры и контракты. Они являются основными документами, регулирующими вопросы оплаты труда и материального стимулирования работников. Конвенция Международной организации труда (МОТ) выделяет следующие элементы права на коллективные договоры.
1. Право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий,
2. Право трудящихся свободно определить своих коллективно-трудовых представителей в лице конкретных профсоюзов.
Концепция однозначно предписывает признать профсоюзы стороной при заключении коллективных договоров.
3.Право свободно вступать в коллективные переговоры с любыми нанимателями и вести их свободно, без постороннего вмешательства и на любом уровне с применением законных средств давления, включая забастовки.
4. Право свободно определять содержание коллективных договоров, участвовать в рассмотрении возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки.
При отсутствии коллективного договора на частном или малом предприятии, работник ограничивает возможности своей защиты лишь условиями, определенными в контракте (трудовом договоре) и в законодательстве, в котором определяются государственные гарантии (в основном на минимальном уровне). Таким образом, коллективный договор является действенным средством защиты интересов работников, тем более, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.
Обязательным элементом установления нормативных взаимоотношений собственника и работника является контрактная форма найма и оплаты труда. Трудовой контракт все шире входит в практику наших предприятий и организаций и при определенных условиях выступает средством социальной защиты работников. Вместе с тем нередко на негосударственных предприятиях вместо системы коллективных договоров внедряются кабальные контракты, предоставляющие хозяевам неограниченное право увольнения неугодных работников. Возможности же судебной защиты от произвола в сфере социально-трудовых отношений, как это делается в нормальных правовых государствах, в результате перегруженности судов превращаются в фикцию.
Каждый работник, нанимаясь на работу, заключает с руководителем этого предприятия трудовой контракт, в котором оговариваются основные обязательства сторон, в частности, какую и в каком объеме работу должен выполнять работник, и обязанности при этом руководителя (какую заработную плату он должен выплачивать). Выполнение контракта регулируется и обеспечивается российским законодательством. Работник, имеющий индивидуальный контракт, заинтересован в том, чтобы соблюдались все основные социальные гарантии (продолжительность рабочего дня, охрана труда, регулирование сверхурочных работ и т.д.). Таким образом, трудовой контракт также является механизмом управления и регулирования социально-трудовых отношений.
Партнерские переговоры. Переговоры в системе социального партнерства как средство регулирования социально-трудовых отношений представляют собой процесс, в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. При постоянном взаимодействии конфликтующих сторон переговорный процесс становится самым рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов. В этих целях в регулировании социально-трудовых отношений широко применяется принцип консенсуса.
Переговоры — это социальный диалог. Это наука, требующая основательной подготовки, гибкой тактики, творчества. В настоящее время все большее распространение приобретают переговоры — сотрудничество, основанные на приоритетах согласия. Выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев:
• осознания своих истинных интересов;
• выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых;
• оценки реального поведения сторон.
Форма переговоров зависит от последовательно занимаемых, а затем уступаемых в некой последовательности позиций. Обычно позиции сторон выражаются в форме набора требований и показывают, что хочет сторона и каково ее отношение к проблеме, ситуации. Во время переговорного процесса желательно иметь независимого арбитра (третьих лиц), который может непредвзято развести стороны или найти общие точки соприкосновения.
Являясь важнейшим элементом управления, переговоры не отрицают возможность и необходимость применения и других, так называемых силовых методов взаимодействия субъектов этой системы, а именно — коллективных акций протеста профсоюзов, митингов, манифестаций, пикетирований, забастовок. При этом необходимо подчеркнуть, что какой-либо жесткой границы между переговорами и силовыми методами нет: зачастую «силовые» методы используются для того, чтобы заставить другую сторону, работодателей сесть за стол переговоров, продолжить эти переговоры или выполнить ранее принятые соглашения, достигнутые в ходе предыдущих переговоров.