Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения и в Новое Время
Возрождение: великие географические открытия, активизация политической жизни.
Макиавелли,Никколо (Италия) – «Государь»: основной вопрос политики – вопрос о власти. За светскую власть монарха. Поскольку люди от природы честолюбивы, лживы, вероломны, неблагодарны, непостоянны, лицемерны, и пр. – им нужно государство как особый аппарат, с помощью которого можно установить порядок и мир. Ради укрепления государства считал возможным применять любые способы и средства: «Для достижения цели все средства хороши». Лживость и вероломство в политике называют макиавеллизмом.
Боден, Жан (Франция) – основатель понятия и теории суверенитета (независимости): «Государственная власть превыше всего на своей территории и не зависит от других государств».
Новое время: распад феодализма и зарождение капитализма, экономика – основа политики.
Гроций, Гуго: учение о справедливости, теория естественного права и общественного договора. Естественное право – принципы и нормы поведения, выработанные на основе инстинктов в процессе общения, предписания здравого смысла.
Гоббс, Томас – «Левиафан»: Люди – эгоисты, война всех против всех. Государство появилось в результате заключённого между людьми общественного договора для обретения мира и спокойствия. Люди переложили власть на единое лицо, представляющее каждого. Это – великий Левиафан, всемогущее чудовище – государство, «соединение всех в одно лицо».
Локк, Джон: общественный договор возник не из-за вражды, а из сотрудничества. За свободу личности, расширение конституционных прав и свобод граждан. За разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Монтескьё, Шарль: государство зависит не только от формы управления, но и от географических условий (климата, ресурсов, расположения и пр.).
Руссо, Жан Жак: за народное правление и раздел поровну частной собственности. Государство – продукт возникновения частной собственности и неравенства.
Развитие политической мысли Западной Европы в ХIХв.
1. Либерализм: за конституционную монархию и постепенный (не революционный) переход к демократической республике.
Гегель, Георг Вильгельм: Общество = множество отдельных личностей, государство = объединенный народ. Люди должны в соответствии со своими интересами объединяться в общественные группы и из них выдвигать своих представителей, которые будут регулировать все отношения между группами.
Бентам, Иеремия – теория утилитаризма: человек всегда стремится получать удовольствие и избегать страданий – т.е. получать пользу. В отношениях между людьми также нужно руководствоваться только принципом пользы. За свободу личности, частную собственность, невмешательство государства в экономику.
Де Токвиль, Шарль: торжество идеологии равенства ведет к усилению государственной власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих целей.
Идеология социализма (коммунизма): за обеспечение трудящемуся большинству достойных человека условий жизни, свободы от эксплуатации, свободы труда, справедливости и социального равенства.(Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
3. Марксизм:политические отношения обусловлены экономическими отношениями и интересами. Государство происходит не от Бога и не является результатом общественного договора. Это – продукт классовых противоречий, служит интересам господствующего класса. Государство, выражающее интересы большинства, народа, учреждается через социальную революцию и в последствии перерастает в общественное самоуправление (КарлМаркс, ФридрихЭнгельс).
4. Расистские концепции: определяющий фактор возникновения политических институтов – борьба рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. (Чемберлен– биологическое превосходство; Ф.Ницше: высшая раса – интеллектуальная элита и люди, обладающие наибольшей волей к власти. Демократия – изобретение людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Цель развития человечества – формирование расы сверхлюдей.
5. Позитивистские концепции: Конт – «Новая политическая философия» – за изучение и анализ исторических фактов. Классовое деление – результат неравенства в способностях, естественное и неизбежное. Спенсер – Органическая теория общества: общество = синтез биологического и социального. Политический аппарат подобен растущему организму: правительство – мозг, чиновники – нервы, армия – мускулы; с развитием политический аппарат усложняется новыми частями для добавочных функций.
4. Теория насилия (Гумплович): политика – результат борьбы между социальными группами за главные жизненные интересы; в зависимости от исхода борьбы и устанавливается тот или иной государственный строй. Победители – правящий класс, порабощённые – класс рабочих и служащих.
5. Теория правового государства (Еллинек): политика – не теоретическая, а чисто практическая наука о достижении определённых государственных целей. Политика – служанка политических партий. Конституция должна изменяться в соответствии с развитием политических и правовых отношений в обществе.
6. Развитие политических идей в России.
11-12 вв – первые памятники политической мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве». Основные идеи – обоснование независимости Руси от Византии В 15 в., после падения Византии и женитьбы великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора и провозглашения великого князя государем всея Руси В 16 в. русская политическая мысль приобретает светский характер (секуляризируется). За укрепление и централизацию царской власти, строгие законы, создание сильного постоянного войска. 19 в.: 1. Либералы (Сперанский): за конституционную монархию, разделение властей и создание парламента (Думы) при решающей воле монарха. Чичерин - за политическое равноправие при экономическом и социальном неравенстве. 2. Демократы(декабристы): Пестель – за замену монархии республикой, народовластие, равенство сословий, свободу личности. Муравьёв – за конституционную монархию, ограничение царской власти и союзное правление царя и народа. 3. Славянофилы (Уваров, Хомяков): за единство православия, самодержавия, народности (самобытности). Самобытность России делает невозможным прочные отношения с Западом и Востоком, политика должна быть ориентированной большей частью на дела внутри страны. За политическое обособление России. 4. Западники (Белинский, Герцен, Тургенев, Чаадаев): Россия должна развиваться в тесном взаимодействии с другими странами, прежде всего – с Западной Европой, усваивая её культуру и опыт внешней и внутренней политики. Против обособления и замкнутости России. 6. Революционеры-демократы (Герцен, Огарев, Белинский, Чернышевский, Добролюбов) призывали к решению общественных противоречий народной революцией, к созданию народной республики на основе крестьянской общины, к децентрализации. 8. Анархисты (Бакунин,Кропоткин) сочетали народничество и анархизм, боролись с марксизмом и отрицали государство и власть вообще, предлагая создание «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. 9. Марксисты(В.И.Ленин)выдвигали идеи классовой борьбы, пролетарской революции и диктатуры пролетариата, ведущей силы революции, но предложил идею возможности социалистической революции в одной, отдельно взятой стране. Его оппоненты Плеханов и Мартов доказывали, что Россия не готова к социалистической революции, и выступали за эволюционный путь, солидаризируясь с идеями европейской социал-демократии. 10. Последними крупными российскими политическими мыслителями были Николай Бердяев (за реформу православия, сведение политики до минимума, растворения её в религии) и Иван Солоневич (за «народную монархию»: царь опирается на народ и традиции без посредничества знати, дворянства и интеллигенции. Революции 1917 г. положили конец конкуренции идеологий и программ, приведя к установлению диктатуры большевиков и созданию тоталитарного режима. 20 век: 1. Евразийство (Вернадский и эмигранты): Россия – особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. За Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю, за объединительную роль православия. 2. В СССР политическая наука до 1989 г. отвергалась вообще. Сталин выдвинул концепцию обострения классовой борьбы по мере укрепления социализма. Это означало постоянное усиление борьбы с классовыми врагами, т.е. новые и новые репрессии. Политическая мысль была неотделима от марксизма-ленинизма и выполняла поставленные КПСС задачи: 1) разоблачала буржуазную политику Запада; 2) осуждала антисоветскую борьбу в странах Восточной Европы; 3) объясняла искажение коммунистической идеи в маоистском Китае; 4) обосновывала единство советского народа и отсутствие борьбы за власть и других явлений реальной политики в СССР. 3. Перестройка породила борьбу идей, но эта борьба идет в рамках традиционных течений – западничества (демократы), славянофильства (Солженицын и коммунисты), евразийства (центристы). Крупных политологов в российской науке сейчас не видно.
7. Эволюция политической мысли в Беларуси.
12 в: Общественно-политическая мысль находились в тесной связи с христианством (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский). За укрепление феодальной власти, утверждение христианской религии, против княжеских междоусобиц.
14 в.: Полотчина получает названиеБелая Русь (вольная, свободная Русь). Формируется белорусская народность.
15-16 вв.: гуманистические течения. Франциск Скорина выделил 2 категории законов: 1) естественные, заложенные в природе человека; 2) написанные на бумаге – появляются тогда, когда люди преступают естественные законы и начинают воровать, убивать и т.п. Писанный закон призван положить конец преступлениям.
16 в.: правовые акты на древнебелорусском языке (Первый, ВторойиТретий Статуты Великого Княжества Литовского – полный свод законов, «феодальная конституция»: права и обязанности разных сословий различны, но зависят не от чьей-то личной воли, а только от закона.
Большинство гуманистов придерживалось умеренных взглядов, выступало лишь за реформирование феодального общества: ограничение произвола магнатов, крепостников и католических церковников, за установление порядка и строгое соблюдение законов всеми сословиями, за правовое государство (Микола Гусовский, Сымон Будный, Лев Сапега). Часть гуманистов выступила за радикальное изменение существующего строя: уничтожение крепостного права, превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц).
17-18 вв.: движение за освобождение Беларуси от Польши и воссоединение её с Россией (Симеон Полоцкий).
19 в.: революционно-демократическое направление общественной мысли: Франц Савич, Кастусь Калиновский – руководитель восстания против крепостничества и царского самодержавия, за создание самостоятельного Литовско-Белорусского государства, независимого от Польши и России. За крестьянскую революцию и демократическую республику.
В начале 20 в. было 3 основных политических течения: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое).
8. Политика как общественное явление: понятие, структура, функции. Взаимосвязь политики с другими общественными явлениями.
Политика – 1) Наука о государственном управлении, искусство управлять государством. Все, что относится к государству, его делам: руководство, управление, участие в делах государства. 2) Борьба за власть:все явления, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование власти или с борьбой за ограничение власти. 3) Искусство управления людьми (Сократ). = Сфера отношений социальных субъектов по поводу использования государственной власти для выражения своих интересов.
Структура (форма) политики — это институты и нормы (правовые и организационные), позволяющие регулировать политическое поведение людей: государство, партии, общественно-политические организации, ассоциации и движения + законы, политические и правовые нормы.
Функции политики:
- формирование политической системы общества;
- организация его политической жизни, политических отношений;
- управление делами общества и государства;
- руководство органами власти и происходящими в обществе процессами;
- контроль политических и иных отношений;
- создание политического режима, государственного строя, типа правления.