Основные положения крестьянской реформы
19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
Условия крепостной реформы |
Определялась структура органов крестьянского общественного управления и суда. |
Сохранение за помещиками земель, но передача во временное пользование крестьянам |
Передача в пользование земли крестьянам, плата оброка за пользование не менее 9 лет. |
Крестьянин считался временнообязанным, а не крепостным |
Рис. 1.1 Условия крепостной реформы |
Соответственно, по условиям реформы крестьяне не могли отказаться от выкупа земли, которую Михаил Николаевич Покровский называет «принудительной собственностью». А «чтобы собственник от нее не убежал, - пишет историк, - чего, по обстоятельствам дела, вполне можно было ожидать, - пришлось поставить “освобождаемого” в такие юридические условия, которые очень напоминают состояние если не арестанта, то малолетнего или слабоумного, находящегося под опекой».
«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.
Со стороны крестьян было недовольство, всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 года. На 1 января 1863 года крестьяне отказались подписать около 60 % грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях, таких как: Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др., так же появилось значительное число крестьян-дарственников.
Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.
Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп, который, в отличие от выкупа земли бывшими крепостными крестьянами, осуществлялся в соответствии с рыночными ценами на землю.
Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.
13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Азербайджане и Армении крестьянская реформа была произведена в 1870—1883 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861. Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.
2) Реформы самоуправления (земская (1864) и городская (1870))
Земская реформа 1 января 1864 года — реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Все дела в земстве, касавшиеся прежде всего кровных нужд крестьянства, вершили помещики, ограничивавшие интересы остальных сословий. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания - законодательная власть, земские управы - исполнительная власть.
Городская реформа 1870 года— реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией. Историки конца XIX – начала XX вв. следующим образом комментировали реформу самоуправления. Михаил Николаевич Покровский указывал на ее противоречивость: по многим позициям «самоуправление реформой 1864 года было не расширено, а, наоборот, сужено, притом чрезвычайно существенно». И приводил примеры такого сужения – переподчинение местной полиции центральной власти, запреты местным властям устанавливать многие виды налогов, ограничение других местных налогов размером не более 25% от центрального налога и т.д. Кроме того, в результате реформы власть на местах оказалась в руках крупных помещиков. Ранее она находилась в основном в руках чиновников, подчинявшихся непосредственно царю и его министрам.
Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления дискриминационный характер. Так, если еще в 1868 г. крестьянская и помещичья земля облагалась местными налогами примерно одинаково, то уже в 1871 г. местные налоги, взимаемые с десятины крестьянской земли, в два раза превышали налоги, взимаемые с десятины земли помещичьей. В дальнейшем в земствах распространилась практика порки крестьян за различные провинности, что ранее было в основном прерогативой самих помещиков. Таким образом, самоуправление при отсутствии реального равенства сословий и при поражении в политических правах большинства населения страны привело к усилению дискриминации низших сословий высшими.
3) Судебная реформа (1864)
Судебный устав 1864 года— данный устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
Однако, по мнению историков-современников, судебная реформа не дала тех результатов, которые от нее ждали. Введенные суды присяжных рассматривали сравнительно небольшое число дел; реальной независимости судей не существовало.
Фактически в эпоху Александра II происходил рост полицейского и судебного произвола, то есть нечто противоположное тому, что провозглашалось судебной реформой. Например, следствие по делу 193 народников – это процесс 193-х по делу хождения в народ тянулось почти 5 лет с 1873 г. по 1878 г., и в течение следствия они подвергались избиениям. Как указывали историки, власти держали арестованных целыми годами в тюрьме без суда и следствия и подвергали их издевательствам перед создаваемыми огромными судебными процессами. А после процесса 193-х, не удовлетворившись вынесенным по суду приговором, Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор – вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.
В последние годы царствования Александра II, на фоне роста протестных настроений в обществе, были введены беспрецедентные полицейские меры: власти и полиция получили право отправлять в ссылку любое показавшееся подозрительным лицо, по своему усмотрению проводить обыски и аресты, без какого-либо согласования с судебной властью, выносить политические преступления на суды военных трибуналов - «с применением ими наказаний, установленных для военного времени».
4) Реформа образования (1864)
В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.
Некоторые элементы реформы образования современники рассматривали как дискриминацию низших сословий. Как указывал историк Н.А.Рожков, в реальных гимназиях, введенных для выходцев из низших и средних слоев общества, не обучали древним языкам (латинскому и греческому), в отличие от обычных гимназий, существовавших только для высших классов; но знание древних языков сделали обязательным при поступлении в вузы. Так для широкой массы населения был фактически закрыт доступ в вузы.
5) Военная реформа (1874)
Военные реформы можно разделить на две условные части: организационные и технологические.
Военные реформы |
Организованные |
Технологические |
Рис. 1.5 Военные реформы |
Организационные реформы
Необходимо было сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы. Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.
К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.
Новая система организации войск содержала и ряд недостатков, таких как: пехота сохранила деление на линейные и стрелковые роты, артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания. В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация. В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.
Технологические реформы
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 году ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают винтовку Бердана, а в 1870 — её модифицированную версию. В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядными нарезными винтовками.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.
Глава II. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 - 1929)
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику«военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа — замена продразвёрстки продналогом в деревне, при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой. В основе НЭПа лежали идеи работ Владимир Ильич Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
Становление Российской Федерации.
В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и компактно проживающие народы России. Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требует установления, уточнения и дальнейшего совершенствования их границ. Национально-территориальный принцип при определении границ автономных образований, который проводился уже во время гражданской войны, теперь осуществляется с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главное внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные той или иной народностью, то теперь большее значение придается экономической целостности автономных республик и областей. Проводится так называемое «округление», т.е. к прежнему национальному ядру присоединяются территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато вкупе составляющие экономическое целое с этим ядром.
Упорядочивается правовое положение автономных единиц и укрепляется стабилизация структуры государственного механизма автономных республик и автономных областей. Правоотношения РСФСР с ее автономными частями теперь приобретают более четкое и определенное содержание.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.
Создание Союза Советских Социалистических Республик.
Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.
Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.
Процесс преобразования федеративных отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело изображалось так, что этот процесс был естественным результатом объединенного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что разделенное существование национальных республик ни к чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможно только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движения не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив центра.
Новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.
Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.
В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКБ (б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.
Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии мы прежде всего обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными Центральными органами, обеспечила организованную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза.
В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы. Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к созданию Союза, поддержку этой идеи.
Первая конституция Союза и новые конституции республик.
Основной закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь – с Российской, а так же с Закавказской.
Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двум названным республикам был конституирован как федеративное государство. Но нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то СССР – как союзное государство.
В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов – союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности.
Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Конституция относит к компетенции Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза СССР в сфере международных отношений – политических и экономических.
Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.
К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.
Конституция закрепила за союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Но большое внимание Основной закон уделяет и гарантиям прав членов Союза – союзных республик.
Основной закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик.
Развитие права.
Право |
1.Финансовое право |
2.Гражданское право |
3.Семейное право |
6.Уголовное право |
5.Земельное право |
4. Трудовое право |
Рис. 2.1 Право |
1. Финансовое право.
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. Что бы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решить давно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы с расходами. Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшили затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и в особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему было невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ – налоги. Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные. Прямые налоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычно составляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов был подоходно-имущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц и хозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально с ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственные предприятия.
Директивы партии нацеливали государственные органы на использование преимущественно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией, нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить в своих руках большие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него взыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И наоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких и середняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принцип был установлен еще Декретом о продналоге.
2. Гражданское право.
Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного хозяйства. Советское гражданское право открыто узаконило широкое вмешательство государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу частной собственности. Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц. Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надо отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же время на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные и сельскохозяйственные тресты.
В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву собственности. Различались три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не признавались исключительной государственной собственностью, но могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ.
Закон допускал широкий круг объектов кооперативной собственности, приравнивая ее во многих отношениях к государственной.
Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленные предприятия и немуниципализированные строения. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые стремления денационализировались. Это была не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создавшая удобство для государственного управления социалистическим сектором экономики. Гражданские кодексы советских республик подробно регламентировали различные виды договоров, в том числе мены, займа, поручительства и доверенности, товарищества и др.
В гражданских кодексах было дано развернутое определение наследования. Были закреплены институты нового, социалистического наследования права. Сохранение в рассматриваемый период частного сектора в экономике заставило законодателя ввести определенные ограничения в право наследования. Так, имущество, которое можно было передать по наследству, ограничивалось 10 тыс. руб. Одновременно устанавливался прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Лимит наследования был отменен в 1926 г., одновременно был повышен и налог с наследства. Если по первоначальным правилам максимальный налог устанавливался более чем в 500 тыс. руб. налог доходил до 90% этой суммы.
3. Семейное право.
КЗАГЗ 1918 г. , создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Главным нововведением кодекса было признание так называемого «фактического брака», т.е. приравнение брака незарегистрированного к зарегистрированному. Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в сожительство.
В условия регистрации брака также вносились существенные изменения. Брачный возраст повышался для женщин с 16 до 18 лет. Регистрирующие брак обязаны были дать подписку о том, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья, в частности, в отношении венерических, душевных и туберкулезных заболеваний, а также узнать, в который по счету брак, зарегистрированный или незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел детей. Сокрытие этих сведений каралось в уголовном порядке.
По кодексу 1926 г. восстанавливался институт усыновления, что было особенно важно при существовании огромной массы беспризорных, порожденных гражданской войной.
По-разному решались в кодексах союзных республик вопросы о брачном возрасте, фамилии. В кодексах Узбекской, Таджикской и Туркменской республик в связи с национально-бытовыми особенностями при заключении брака лицам коренной национальности в случае отсутствия у них фамилий допускалось присвоение общей фамилии по отчеству одного из супругов. В основном же, кодексы союзных республик исходили из общих принципов единобрачия и защиты интересов матери и ребенка.
4. Трудовое право.
Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость в привлечении населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отметил топливную, гужевую и другие повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедствия. Тем же декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях.
Изменились основания найма на работу. В условиях мирного времени и достаточного количества рабочей силы появилась возможность последовательно учитывать желание гражданина работать в том или ином учреждении, организации, предприятии. Основанием для поступления на работу стал трудовой договор, заключенный работником и администрацией.
Введение хозяйственного расчета, допущение частного предпринимательства потребовали возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы заработной платы.
Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТ РСФСР был принял ВЦИК 30 октября 1922 г. В союзных республиках были приняты свои трудовые кодексы, основанные на общих принципах, закрепленных в КЗоТ РСФСР. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18, для лиц, работающих на подземных работах и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой день. Сверхурочные работы, как правило, не допускались.
Особое внимание было уделено регулированию труда подростков и женщин. Содержалось в кодексе и номы о технике безопасности, о правах и обязанностях профсоюзов.
В связи с переводом большей части предприятий на хозяйственный расчет и наличием частного сектора в экономике изменились источники материального обеспечения рабочих и служащих в случае потери ими трудоспособности. В стране переходят от системы государственного обеспечения к системе государственного социального страхования.
Успехи социалистического строительства создали возможность в октябре 1927 г. объявить о переводе фабрично-заводских рабочих с 8-часового на 7-часовой рабочий день без уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю. Последний день такой укороченной недели являлся выходным днем.
5. Земельное право.
Переход к новой экономической политике потребовал четкого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины. Крупнейшими законодательными актами рассматриваемого периода являются земельные кодексы. ЗК РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определяли правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо выделяются земли сельскохозяйственного назначения, которые в совокупности составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины статей кодекса посвящено правовому режиму именно этих земель. Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение и пользование.
Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали, согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать.
Поскольку собственником земли являлось государство, распоряжение ею самими землепользователями было весьма ограничено и находилось под контролем государственных органов. Сдавать землю в аренду можно было лишь в случае индивидуального пользования землей, срок аренды был ограничен 8 годами (при четырехполье). Договор аренды регистрировался в зависимости от размеров арендуемой земли в горисполкоме или в сельсовете.
Кодекс разрешал использовать в земледельческих хозяйствах и наемный труд, который должен был носить характер вспомогательного, т.е. применялся при участии всех трудоспособных членов хозяйства в работе наравне с наемными рабочими. Труд последних охранялся законом.
Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья 90 предлагала следующие способы землепользования: общинный, участковый и товарищеский. Земельный кодекс давал подробную характеристику всех форм землепользования, особо останавливаясь на коллективных формах.
6. Уголовное право.
Важным событием для развития уголовного права явилось принятие ВЦИК в мае 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня. В кодексе нашла отражение четкая формулировка классовой сущности советского уголовного права. В нем указывалось, что «преступлением признается всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».
УК РСФСР 1922 г. отказался от бессрочных и неопределенных приговоров вроде пожизненного лишения свободы или изоляции до наступления какого-либо события. Исключение составляло лишь бессрочное изгнание из пределов РСФСР.
Одной из особенностей кодекса было введение института аналогии, притом аналогии закона. Это представляло шаг вперед по сравнению с правотворчеством судей на основе революционного правосознания, применявшимся раньше.
В Особенной части были систематизированы те рода и виды преступлений, которые накопила практика. На первое место были поставлены государственные преступления, которые включали в себя деяния контрреволюционные и против порядка управления.
Следующие главы Особенной части посвящались должностным преступлениям, нарушениям правил об отделении церкви от государства, хозяйственным преступлениям. Преступления против личности предусматривались только в главе V. Затем шли имущественные преступления и воинские.
22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927 г. Кодекс не внес серьезных изменений в основные положения и принципы советского права, сложившиеся к тому времени. УК РСФСР 1926 г. почти текстуально повторил определение преступления, которое давал кодекс 1922 г., в том числе подчеркнул такой важнейший признак, как общественная опасность.
Развитие уголовного права привело к тому, что постепенно стала складываться специальная подотрасль, регулировавшая порядок отбывания наказания в местах лишения свободы.
Заключение
На начальной стадии контрольной работы было запланировано разделить контрольную работу на две главы, так как работы состоит из двух тем: первая глава – это реформы Александра II, вторая глава – “Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 - 1929)”.
В первой главе удалось охарактеризовать Александра II как “Освободителя” в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года, выдающего правителя, который вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Так же была отражена его биография, а именно с момента его рождения, по начала его правления. Было отмечено то, что Александра II получил домашнее образование и был под личным надзором своего отца, были у него наставники и учителя, которые закладывали фундамент его начального развития. Совершил большое путешествие большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части. достижению совершеннолетия. В общественно-политической жизни страны совершил огромный переворот. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Был решен вопрос в отношении реформ, помимо отмены крепостного права (1861) были изданы реформы самоуправления – это земская (1864) и городская (1870), судебная реформа, реформа образования (1864), военная реформа (1874). Земская реформа решала вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета, начального образования. Городская реформа заменила существование ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Судебный устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Реформа образования расширена сеть народных училищ. Военная реформа предусматривала реорганизацию армии и повышение её эффективности и мощи.
Вторая часть работы содержит в себе информацию тех событий которые имеют огромного значения в становлении государства и его правления. Удалось ответить что НЭП – это новая экономическая политика которая проводилась в Советской России и СССР в 1920-е годы. Главное содержание НЭПа — замена продразвёрстки продналогом в деревне, при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
Появления определенных, а так же изменения правовых видов деятельности привело к реорганизации государства и изменения его правления, а так же рычагов воздействия на общественные массы. К примеру переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. При этом необходимо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные.
Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного хозяйства. Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц. Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву собственности. Различались три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. КЗАГЗ 1918 г. , создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Главным нововведением кодекса было признание так называемого «фактического брака», т.е. приравнение брака незарегистрированного к зарегистрированному. В трудовом праве переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство, приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической жизни. Изменились основания найма на работу. Так же были изменения в продолжительности рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18, для лиц, работающих на подземных работах и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой день. Особое внимание было уделено регулированию труда подростков и женщин. Содержалось в кодексе и номы о технике безопасности, о правах и обязанностях профсоюзов. Нельзя не отметить, что в земельном праве переход к новой экономической политике потребовал четкого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины. Определился правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Важным событием для развития уголовного права явилось принятие ВЦИК в мае 1922 г. Развитие уголовного права привело к тому, что постепенно стала складываться специальная подотрасль, регулировавшая порядок отбывания наказания в местах лишения свободы.
Список литературы
Учебное пособие:
1)История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – М.:Норма, Нерсесянц В. С. 2007 г. – 704с.
2) История отечественного государства и права Ч. II : Учебник/ под ред. О. И. Чистякова. – М. 1997 г. 544 с.
3) История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М. 1997 г. 528 с.
4) История Отечества: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. Исаев И.А. – М. 1997 г. 797 с.
5) История отечественного государства и права Ч. I : Учебник/ под ред. О. И. Чистякова. – М.:Юность, 2005 г. 430 с.
Интернет ресурсы:
6) https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_2 - Википедия - свободная энциклопедия. Материал о Александре 2.
7) https://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_экономическая_политика - Википедия - свободная энциклопедия. Лекция о “НЭП”
8) http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/ - Электронная библиотека. Курс лекций по государственному праву