Тема 7. Государство в политической системе. 2 страница
Федерации могут быть построены по территориально-административному принципу (Бразилия, Бельгия, Германия, Мексика, США и др.) или национально-территориальному принципу (Индия, Канада, Россия и др.).
Более редкой формой государственного устройства является конфедерация (от лат. confederatio – связывать, соединять договором). Это политический союз суверенных государств, сохраняющих независимое существование и объединенных для координации своих действий, чаще внешнеполитических и военных. В этом объединении государств нет единой территории, единого гражданства, единого законодательства (конституции), единой политической, экономической и налоговой систем. Входящие в конфедерацию страны сохраняют государственный суверенитет, а в общую компетенцию союза передают только ограниченное число вопросов, для решения которых он создавался.
Конфедерация – аморфное объединение, неустойчивая форма государственности, которая обычно перерастает в федерацию (Германия, Швейцария, США) или распадается на отдельные государства (ОАР, Сенегамбия).
Кроме вышеназванных форм государственного устройства, в истории имели место и другие государственные образования – империи, унии, протектораты. Значительная часть исторического развития человечества происходила в рамках империй, возникающих, как правило, за счет территориальной экспансии, захватнической политики, угнетения завоеванных народов.
Империя (от лат. imperium – власть, государство) – это государственное образование, создаваемое на огромной территории с сильной централизованной властью, неравноправными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, с разнородным в этническом и культурном отношении населением. Империи существовали на протяжении всех исторических эпох, от античности до Новейшего времени (Римская, Британская, Австро-Венгерская, Российская и др.). На месте исчезающих империй возникали новые государственные образования.
III.Государство в своем возникновении и развитии прошло длительную эволюцию: от традиционных форм деспотии, основанных на неограниченной власти одного человека, на отрицании равноправия подданных – до правового государства, признающего юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии осуществления.
Проблемы лучшего, более совершенного государственного устройства на протяжении всех исторических эпох интересовали передовых мыслителей. Политологи, философы, историки, юристы, независимо от их политических взглядов, убеждений и пристрастий, задумывались над созданием такого государства, которое обслуживало бы потребности общества, обеспечивало его благосостояние, признавало и гарантировало каждому человеку его свободу и безопасность. Государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, называется правовым.
Не пропадает интерес к созданию правового государства и в настоящее время. Главная причина такого внимания заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей наиболее эффективного осуществления. Это вызвано также проблемами формирования правового государства и гражданского общества в странах Восточной Европы, в ряде республик бывшего Советского Союза, в том числе и в Беларуси, где в начале 90-х годов ХХ века начались процессы демократизации общества.
Формирование правового государства неотделимо от демократии. Реализация прав и свобод человека, самоуправление общества могут осуществляться только при господстве закона, исключающего любой произвол и анархию, своеволие должностных лиц. Правовое государство является социальной ценностью всего человечества, наиболее удачным сочетанием общечеловеческих и групповых интересов, а также практическим инструментом обеспечения реального народовластия, равноправия и свободы личности.
Правовое государство является порождением Нового времени: ни античность, ни средневековье его не знали. Однако, представленияо государстве, действующем на основе закона, начали появляться на ранних этапах человеческой цивилизации. Так, Платон различал два вида устройства государства: 1) где над всеми возвышаются правители, и 2) где над всеми возвышаются законы (и здесь закон есть владыка над правителями, а они - его рабы).
С идеей правового государства мыслители античности связывали поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Ученые древности разрабатывали ряд важнейших положений, которые легли в основу последующих представлений о правовом государстве:
– о равенстве людей по естественному праву (стоики, римские юристы);
– об общеобязательности закона не только для граждан, но и для государства, его правителей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий). «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»;
– о власти закона, как сочетании силы и права (Солон, Аристотель);
– о государстве, как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон) и др.
Государственно-правовые идеи и формы правления античности оказали значительное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.
В начальный период разложения феодальных отношений идеи о лучшем государственном устройстве излагали Н. Макиавелли и Ж. Боден. Основную цель государства Макиавелли видел в возможности свободного владения имуществом и обеспечении безопасности для каждого гражданина. Рассматривая формы государственного правления, предпочтение отдавал республике, по его мнению, в большей мере отвечающей требованиям равенства и свободы. Ж Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства – в обеспечении прав и свобод.
В эпоху Возрождения наивысшего расцвета достигла политическая и правовая мысль белорусского народа, изложенная в Статутах Великого княжества Литовского ХVI века. Особо необходимо выделить третий Статут 1588 года, многие идеи которого значительно опережали свое время. Здесь были не только сформулированы, но и осуществлены на практике зачатки правового государства. Они выражались в следующем:
– выборность Государя – Князя Великим сеймом;
– ограничение власти князя Господарской Радой и Великим сеймом;
– разделение государственной власти на три ветви между: Князем (исполнительная), Великим сеймом (законодательная) и Главным трибуналом (судебная) с 1581 года;
– защита прав женщины, ее материальное обеспечение при расторжении брака, а также прав вдовы и детей;
– обеспечение равенства всех религий, религиозной толерантности, веротерпимости, впервые в мире закрепленных законом (Статут 1566 г.) и многое другое;
– предоставление белорусским городам с конца XIV века т.н. Магдебургского права, которое давало горожанам самостоятельность и свободу, определенную независимость от феодалов, вело к развитию культуры, экономики, а также укреплению выборной городской власти – магистрата, собственных судов.
Выдающийся государственный деятель ВКЛ, редактор третьего Статута Лев Сапега утверждал: «Если в обществе отсутствует уважение к закону и господствует своеволие, оно не может называться человеческим: это волчья стая... Всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если не опирается на право».
Значительный вклад в разработку современной концепции правовой государственности внесли такие представители либерализма XVII-XVIII веков, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и более позднего времени И. Кант, Т. Джефферсон, Г.-В.-Ф. Гегель и др. Эти мыслители считали, что на смену полицейскому бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти, в нем совершенно иные, чем в абсолютистском. Для правового государства характерно ограничение государственной власти, действие ее на основе конституционного права, моральных норм. Так, И. Кант выдвинул идею всеобщего обязательного нравственного закона, которому должны подчиняться все люди, независимо от их происхождения и социального положения. «Право, основанное на нравственном законе, - считал Кант, - должно определять границы поведения людей, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других».
В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в отношении к гражданину. Устройство такого государства непосредственно связывалось с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Согласно учению Гегеля, государство является наиболее совершенной организацией общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей «царство реализованной свободы». Высшие нравственные ценности человека могут быть реализованы только в государстве и через государство. Значимость гегелевских взглядов на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное – это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и отдельной личности.
Сам термин «правовое государство» появился лишь в первой трети ХІХ века в трудах немецких юристов И. Аретина, К.-Т. Велькера, Р. фон Моля и др.
К. Маркс рассматривал государство и право, исходя из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право «отомрут» вместе с исчезновением классов, созданием бесклассового общества и коммунистического общественного самоуправления.
Советская государственно-правовая наука не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции социалистического государства. Отрицание многовекового опыта теории и практики правового государства порождало серьезные экономические, социальные, духовные, национальные и иные проблемы в жизни советского общества.
И только в последнее десятилетие в стране начали происходить определенные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества.
Используя научный опыт прошлого и настоящего, а также практические действия ряда цивилизованных стран в формировании правовой государственности, отечественные философы, правоведы, политологи и экономисты выделили некоторые основные признаки и наметили реальные контуры создания правового государства в Республике Беларусь (с учетом конкретных условий развития нашей страны).
Основные отличительные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей в системе правовых ценностей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, максимально учитывающие объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Поэтому именно закон обладает высшей юридической силой. Законы регулируют наиболее важные стороны жизни общества. Они определяют меру свободы и ответственности человека, охраняют нравственные ценности общества. Основным законом правового государства является Конституция. На ее основе разрабатывается все другое законодательство страны. Она представляет собой основную правовую модель общества, которой должны соответствовать все другие законодательные акты.
В условиях правового государства, наряду с законами, неизбежно существование и подзаконных, ведомственных актов. Это обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Но они не должны доминировать в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А тем более искажать или подменять суть и содержание самих законов.
Никакой правовой или подзаконный акт государства не может противоречить Конституции. Приоритет Конституции является неотъемлемой чертой правового государства. Поэтому правовое государство является конституционным государством.
Формирование правового государства предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно верховенство закона создает прочный режим правовой законности, стабильного, справедливого правопорядка в обществе.
Сущность правового государства не в наличии Конституции и обилии законодательных актов, а в характере законов, их качестве. Они должны быть гуманными, справедливыми, нравственными, направленными на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что «хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его».
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития, охрана и гарантировать их со стороны государства.Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государственной власти недопустимо. Реальное проявление этого выражается формулой: «Все, что не запрещено индивидууму – ему дозволено». И наоборот: «Все, что не дозволено власти – ей запрещено».
Правовой характер свободы личности проявляется во всех сферах жизни общества. В демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему содержанию. Но главное в них – это права индивида на положительные действия государства в его, интересах: право на неприкосновенность личности, судебную защиту, на образование социальное обеспечение, свободное передвижение в пределах государственной территории и др. Степень развитости и гарантированности прав и свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, а также объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.
3.Взаимная правовая ответственность государства и личности. Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол в правовом государстве.
На тех же правовых основах строится и ответственность личности перед государством. Предоставление прав предполагает и выполнение гражданином определенных обязанностей (соблюдать законы, защищать государство, уважать права и свободы других и т.д.). Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований является юридической обязанностью всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
4.Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа ее разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Этот принцип направлен на создание организационно-правовых условий, исключающих деспотию, монополизацию всей власти в руках одного лица, одного органа или одной партии. Каждая из ветвей власти выполняет только ей присущие полномочия. Так, законодательная власть принимает законы, при этом никаких исполнительных функций не выполняет. Исполнительная власть осуществляет управление обществом в соответствии с принятыми законами, но законодательные функции на нее не возлагаются. Судебная власть призвана обеспечивать соблюдение законности в деятельности всех субъектов права. При этом деятельность судебной власти может быть успешной только при ее полной независимости от законодательной и исполнительной. В системе судебной власти важное место принадлежит конституционному суду, призванному защищать законы от всевозможных форм их нормативного нарушения различными властными структурами.
Принцип разделения властей предполагает независимость, самостоятельность, строгое разграничение компетенций, наличие системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая из ветвей может быть ограничена двумя другими. Однако, принцип разделения властей не исключает, а предполагает их согласованное единство и взаимодействие.
5.Наличие эффективного механизма контроля и надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.
Правовое государство предполагает наличие действенного национального законодательства независимой судебной системы (о чем шла речь выше), прокуратуры, органов государственного контроля, средств массовой информации и др.
Для защиты и контроля за соблюдением международных документов в области прав человека существуют специальные контрольные органы. Это международная комиссия ООН по правам человека и ее комитеты, Европейская комиссия по правам человека, Международный суд по правам человека и др.
Правовое государство – не только теория, но и объективная реальность в ряде развитых стран мира. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием. Как отмечалось выше, правовое государство строит взаимоотношения с гражданами и их различными объединениями на основе норм права. Но право играет приоритетную роль только в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не является подтверждением существования правового государства. Известно, что и в тоталитарных государствах Германии и СССР 30х годов ХХ века регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация. Однако на практике они были антиподом правового государства.
Для формирования правового государства должны быть созданы соответствующие предпосылки, основы его существования.
1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на равноправии всех форм собственности, которая здесь принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. А только наличие самостоятельности и свободы собственности могут экономически обеспечить господство права, равенство всех участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвития.
2.Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, в центре которого находится человек с его разнообразными интересами и запросами. Через систему социальных институтов создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих трудовых, творческих возможностей, обеспечиваются личные права и свободы, достойный уровень жизни для всех. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.
3. Нравственной основойправового государства являются общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, исключение произвола и насилия над человеком.
Важнейшими предпосылкамиформирования правового государства также являются: достижение высокого уровня политической культуры и правосознания у широких масс для компетентного участия в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление принципов реальной демократии во всех сферах жизни общества.
Как отмечалось выше, среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства является наличие развитого гражданского общества. Правовое государство призвано обслуживать потребности гражданского общества, назначение которого заключается в обеспечении свободы и благосостояния людей.
Проблема гражданского общества, так же как и правового государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, волновавших лучшие умы человечества на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, являлся причиной многих социальных конфликтов, революций, политических переворотов и гражданских войн. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. Три основных элемента отражают состояние гражданского общества: человек, общество, государство и их взаимосвязь. Не случайно большинство конституций мира начинаются с раздела «Личность. Общество. Государство».
Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским.
Что же означает понятие «гражданское общество», когда возникла его концепция, какая реальная практика, его основы, взаимосвязь с правовым государством. Словосочетание «гражданское общество» (от греч. и лат. civitas sive, societas civilis) условно, ибо «негражданского», а тем более «антигражданского», общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Однако родовое, догосударственное общество нельзя назвать гражданским в силу его примитивности, незрелости, отсутствия таких понятий, как «гражданин», «гражданство». Выражаясь строго научно, не могло быть гражданским и рабовладельческое общество. Во-первых, в Античной Греции не было деления на государственные и общественные дела, быть членом общества означало одновременно быть гражданином государства. Политическое или общественное охватывало все сферы жизни города – полиса: власть, семью, религию, образование и т.д. Во-вторых, значительную часть своих членов античное общество не признавало свободными и равноправными: рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны свободных членов общества. То же самое можно сказать и о феодальном обществе с его крепостнической зависимостью.
Формирование гражданского общества началось в эпоху Нового времени в Европе, затем распространилось и на США. Эпоха европейского либерализма ознаменовалась разделением понятий: что есть государство и его институты, и что есть гражданское общество. Эти идеи были изложены в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получили свое развитие в ХVIII веке Ж.–Ж. Руссо, Ш.–Л. Монтескье, В. фон Гумбольтом и др.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю. Он предпринял попытку философского осмысления различия между государством и гражданским обществом.
Гражданское общество, считал Гегель, – это сфера реализации частных интересов и потребностей людей, находящаяся вне непосредственной деятельности государства.
Гражданское общество – это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и потребностей членов общества.
Гражданское общество – это совокупность экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.
Потребности и интересы разных социальных групп и индивидов осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, творческие объединения, кооперативы, профессиональные союзы и др. В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.
Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства при необходимости. Оно представляет собой не изолированное от государства некое социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и правовое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни одно, ни другое. Это в антиправовом (абсолютистском, тоталитарном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству, как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское же общество предполагает наличие правового государства и многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Гражданское общество подразумевает не только известную степень политической свободы, но и экономическую независимость человека, возможность получать доход не из рук государства.
Как видно из вышесказанного, подходов к определению гражданского общества достаточно много, но все они неразрывно связаны с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности. Основные ценности гражданского общества – демократизация, самоуправление, права и свободы личности. Но защищает все эти ценности, обеспечивает их реализацию правовое государство. Гражданское общество включает в себя всю совокупность неполитических отношений общества, составляющих жизненную основу политической системы, государства.
Современное гражданское общество включает: экономическую, производственную деятельность, образование, искусство, семейно-бытовые отношения, традиции, обычаи, обряды и др. Надо иметь ввиду, что такие сложные образования, как политические партии, имеют двойственную природу: они являются элементом гражданского общества, формируются в нем на добровольных началах, ведут борьбу за власть, но завоевав ее, становятся уже частью государства.
Необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею и как объективную реальность, создать которую стремится значительное количество стран, в том числе и Республика Беларусь. Для этого надо создавать необходимые условия и предпосылки. Оно должно соответствовать определенным признакам.
1. Экономической основойи ведущим признаком гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, свободная экономическая деятельность, широкое развитие товарно-денежных отношений. Она предполагает экономическую независимость индивидов, основанную на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за добросовестный труд. Еще Аристотель утверждал, что люди всегда лучше заботятся о том, что принадлежит им лично, и хуже – о том, что принадлежит государству.
Известно, что в развитых странах мира от 2/3 до 3/4 всей собственности находится в руках граждан.
2.Социальной основой и важнейшим признаком гражданского общества выступает т.н. средний слой, включающий наиболее мобильную и активную часть населения самого трудоспособного возраста. На Западе этот слой включает менеджеров, научно-технических работников, врачей, учителей, рабочих высокой квалификации, фермеров, мелких собственников и др. И насчитывает примерно 70 % от всех граждан. Эти люди обладают высоким уровнем знаний и профессионализма, трудолюбием, упорством в достижении поставленных целей. Основные признаки среднего слоя – доходы, образование, образ жизни, общественный престиж. Гражданское общество предполагает эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей, а также социальный плюрализм (возможность создания различных клубов по интересам, ассоциаций, объединений и т.д.)
3.Политической основойи главным признаком гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.
4.Духовную основугражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий, не запрещенных законом; формирование культуры консенсуса, национального согласия; создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества.
Важным признаком гражданского общества является широкое развитие самоорганизации, местного самоуправления, невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.