Контрольная работа по социологии 3

При ответе на вопросы контрольной работы: поставьте знак +; подчеркните или обведите круж­ком цифру (букву) правильного ответа.

1. Автором работы «Закат Европы» является:

Н. Бердяев; О. Шпенглер; Ф. Ницше, Н. Данилевский.

(Подчеркните правильный ответ)

2. Культура — это:

• все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества;

• система убеждений и ценностей, выраженная через язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с по­мощью которых регулируется взаимодействие людей;

• система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей;

• некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие спо­собности и привычки, приобретаемые и достигаемые челове­ком как членом общества.

(Выберите правильное определение и отметьте знаком +)

3. Кто из ученых впервые разграничил понятия «культура» и «цивилизация»:

Ф. Ницше; О. Шпенглер; Н. Данилевский; К. Маркс.

(Подчеркните)

4. Цивилизация — это:

• вершина технических достижений человечества, связанная с по­корением космоса, внедрением компьютерных технологий и т. п.;

• городская культура;

• определенная, заключительная стадия развития любой культуры;

• ступень общественного развития, следующая за варварством.

(Выберите правильное определение и отметьте знаком +)

5. Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый — духовную культуру:

1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.

________________________________   _________________________________

6. Назовите известные вам культурные универсалии (не менее 10).

__________________________________________________________

7. Соедините стрелками:

Обычаи     Традиции     Обряд Церемония Ритуал   - сильно стилизованный и тщательно распланиро­ванный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными. - последовательность действий, имеющих символи­ческое значение и посвященных празднованию ка­ких-либо событий или дат. - традиционно установившийся порядок поведения. - все то, что унаследовано от предшественников. - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

8. Соедините стрелками:

Ценности Знания   Миф   Верования   - достоверные сведения о чем-либо. - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое справедливость и пр. - фантастическая, вымышленная картина мира в це­лом, место в нем общества и человека. - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

9. Образование — это:

• обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей;

• обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения.

(Выберите правильное определение и отметьте знаком + )

10. Первый российский университет был открыт в:

Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Харькове. (Подчеркните)

11. Казанский университет был учрежден в:

1 - 1755г., 2 - 1804, 3 - 1840, 4 - 1870.

(Подчеркните)

12. В США общее количество студентов достигает:

1 - 5 млн, 2 - 12 млн, 3 - 30 млн.

(Подчеркните)

13. Непрерывное образование — это:

• постоянное обучение, начиная со школы до пенсии;

• периодическое участие в мероприятиях по повышению ква­лификации (курсах, семинарах, конференциях);

• регулярное привлечение к специальной учебе с целью об­новления устаревших знаний и восполнения пробелов;

• деятельность, проводимая с целью повышения квалифика­ции и на этой основе — заработка.

(Поставьте знак +)

14. Функции образования — это:

• формирование у подрастающего поколения установок, цен­ностей, жизненных идеалов, господствующих в данном об­ществе;

• воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

• воспитание творчества и инициативы;

• трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, при­сущих различным профессиям);

• воспитание определенной мировоззренческой ориентации;

• социальная селекция;

• социальное и культурное изменение, укрепление социально­го и экономического неравенства.

(Поставьте знак +)

15. Образование на рубеже XX—XXI вв. переживает:

• кризис, вызванный падением общественной ценности обра­зования;

• расцвет, связанный с ростом масштабов и появлением новых форм и типов образовательных систем;

• временный кризис, вызванный противоречием сложившихся традиций в системе образования с новым образом мышле­ния, новым видением мира.

(Выберите правильный ответ или ответы)

16. Религия — это:

• искаженное отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил;

• система верований о сущности сил, которые управляют в ко­нечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуа­лов, исполняемых членами определенной группы;

• мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее

поведение, определяемое верой в существование Бога, бо­жества;

• институционализированная система верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных кате­горий человеческого бытия.

(Поставьте знак +)

17. Соедините стрелками:

Тотемизм   Фетишизм   Магия   - религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. - колдовские обряды и заклинания, посредством кото­рых стремились воздействовать на события окру­жающего мира. - вера людей в их происхождение от какого-либо жи­вотного, растения, звезды.

18. Кому из авторов принадлежат следующие идеи:

1. Религия защищает людей от страха беспомощности, испы­танного в детстве.

2. Религия укрепляет общество, концентрируя внимание и на­дежды людей на общих верованиях и объектах поклонения.

3. Религия укрепляет положение господствующих групп обще­ства, маскируя не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе.

(Маркс - __ , Дюркгейм - __ , Фрейд - __, Парсонс - __). (Напишите №)

19. Функции религии:

интегрирующая, информационная; регулятивная, познаватель­ная, политическая, экономическая, компенсирующая, психотера­певтическая.

(Подчеркните)

20. Укрепление позиций религии в конце XX в. объясняется:

• ослаблением влияния светских гуманистических ценностей на общественное сознание;

• появлением глобальных проблем, поставившихмир на граньисчезновения, которые не может решить наука;

• кризисными явлениями в культуре;

• поддержкой церковью национально-освободительных дви­жений и национального возрождения;

• падением нравов в обществе;

• реализацией многочисленных пророчеств и прогнозов церкви;

• противоречиями в осуществлении НТП. (Поставьте знак +)

21. Семья — это:

• малая группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений;

• основанное на кровном родстве, браке или усыновлении;

объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

• основаннаяна единой общесемейной деятельности общ­ность людей, связанных узами супружества — родительства — родства.

(Поставьте знак +)

22. 1 – отметьте специфические функции семьи, а 2 — неспецифические функции:

• биологическое воспроизводство общества;

• поддержание физического здоровья;

• уход за детьми;

• экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудо­способных членов общества;

• моральная регламентация поведения членов семьи;

• ответственность и обязательства родителей перед детьми;

• развитие личности членов семьи;

• социализация молодого поколения;

• передача социального статуса членам семьи;

• воспроизводство социальной структуры;

• накопление и передача собственности;

• потребление;

• сексуальный контроль.

23. Проблемы и тенденции современной семьи:

• уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;

• возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;

• увеличение числа детей, родившихся вне брака;

• повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

• возрастание числа разводов;

• снижение уровня браков;

• изменения в распределениисемейных обязанностей.

(Расположите по степени значимости)

24. Критерии успешности брака:

• способность супругов приспосабливаться друг к другу;

• субъективное ощущение счастья у обоих супругов;

• полное развитие личности супругов, развитие их активности и способности;

• достижение внутренней интеграции, супругов, отсутствие конфликтов и кризисов;

• хорошая атмосфера, служащая естественной предпосылкой

воспитания детей;

• количество детей в семье.

(Расположите по степени значимости)

25. Причины разводов:

• экономические условия, денежные проблемы;

• споры по поводу воспитания детей, отношений с родственни­ками;

• религиозные, политические различия;

• ролевые конфликты;

• психологическая несовместимость супругов;

• пьянство;

• ранний возраст вступления в брак;

• экономическая независимость женщин.

(Расположите по степени значимости)

Наши рекомендации