Создание основ советского права. 8 страница

Так завершился процесс конституционного оформления существенных изменений в экономической и социально-политической жизни нашей страны, связанных с построением основ социализма.

2.РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА.

Органы власти и управления.

Коренная перестройка высших органов государственной власти СССР и союзных республик была обусловлена победой социализма в СССР и изменением классовой структуры общества. Начался новый этап в развитии Советов. На смену Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов пришли Советы депутатов трудящихся, создаваемые теперь на основе новой избирательной системы.

Вместо съезда Советов СССР высшим органом государственной власти стал Верховный Совет, которому отныне принадлежало исключительное право принимать законодательные акты Союза. Единственными законодательными органами союзных республик стали их Верховные Советы.

Верховный Совет СССР, подобно прежнему ЦИК СССР, включал две равноправные палаты: Совет Союза и Совет Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива, закон считался утвержденным, если его принимали обе палаты простым большинством голосов каждой палаты; для изменения Конституции СССР требовалось не менее 2/3 голосов в каждой из палат. При разногласии между Советом Союза и Советом Национальностей предусматривалась передача вопроса на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах. При отсутствии согласного решения или если решение согласительной комиссии не удовлетворяло одну из палат, вопрос подлежал вторичному рассмотрению в палатах. При отсутствии и в этом случае согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР должен был распустить Верховный Совет СССР и назначить новые выборы. В последующей истории Верховного Совета такой ситуации ни разу не складывалось.

Конституция СССР предусматривала создание при палатах Верховного Совета СССР мандатных комиссий. В 1938 г. на первой сессии Верховного Совета Союза было решено иметь при каждой из палат постоянные комиссии: законодательных предложений, бюджетную, по иностранным делам. Комиссии призваны проводить работу, связанную с осуществлением компетенции Верховного Совета.

В Конституции СССР 1936 г. Президиум Верховного Совета СССР не назывался высшим органом государственной власти. Однако не содержания полномочий, которые ему представлялись (проведение референдумов, объявление состояния войны, объявление общей и частичной мобилизации, ратификация в международных договоров, объявление военного положения в отдельных местностях или по поводу СССР и др.), видно, что Президиум Верховного Совета СССР обладал правами высшего органа государственной власти.

Президиум Верховного Совета СССР имеет право издавать указы, которые относились к категории актов особого рода. Они получили силу законодательных актов после утверждения их Верховным Советом СССР, хотя начинали действовать до этого. В указах устанавливались новые правовые нормы по различным отраслям советского права, что по существу делало их равнозначными законодательным актам.

Среди многочисленных функций Президиума Верховного Совета СССР появилась новая – толкование действующих законов СССР. Такой функции Президиумы ЦИК СССР и союзных республик не имели.

Верховный Совет СССР образовал Совнарком СССР – высший исполнительно-распорядительный орган. В состав правительства входили: Председатель Совнаркома, его заместители, народные комиссары, а также руководители ряда общесоюзных комитетов.

Совнарком осуществлял руководство наркоматами и другими центральными ведомствами, решал все возникавшие вопросы исполнительно-распорядительного характера. Совет Народных Комиссаров не имел теперь законодательных прав. Он издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действовавших законов, а также проверял исполнение издававшихся им актов. Совнарком СССР объединил и направлял работу не только всех общесоюзных, но и союзно-республиканских наркоматов, а также других центральных органов государственного управления (государственных комитетов, главных управлений и др.).

Для координации в области народного хозяйства образовался специальный орган – Экономический совет при Совнаркоме СССР – вместо упраздненного Совета Труда и Обороны. Это был постоянный орган оперативного хозяйственного руководства, решавший, в частности, многие важные вопросы цен, труда и зарплаты.

В довоенный период происходят дальнейшие изменения в системе наркоматов, особенно в области управления промышленностью. Продолжала развиваться социалистическая промышленность, появлялись новые ее отрасли. В связи с этим потребовалось создавать и соответствующие органы управления отраслями. Растет количество наркоматов, увеличивается численность работников управленческого аппарата, неизбежно возрастают управленческие штаты. К началу периода было всего 4 промышленных наркомата, к концу их стало 25.

В это время наблюдаются два основных процесса в развивающейся промышленности. Во-первых, продолжалась специализация – все больше и больше появлялось новых отраслей, во-вторых, усиливалась централизация управления предприятиями. Возрастало количество предприятий союзного подчинения, уменьшалось число предприятий республиканского подчинения, а предприятия местной промышленности приобретали все меньший удельный вес в системе постоянно растущего хозяйства.

В предвоенный период создавались не только новые промышленные наркоматы. В 1936 г. начал функционировать Наркомат юстиции СССР, до этого имелись лишь республиканские наркоматы юстиции. В этом же году появился союзно-республиканский Наркомат здравоохранения, в ведении которого находились наиболее крупные курорты страны, санатории, лечебницы, медицинские научно-исследовательские институты, крупные заводы медицинской промышленности.

Был создан специальный общесоюзный орган для руководства всеми вопросами литературы и искусства – Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР. Возникли также Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР, Всесоюзный комитет по делам высшей школы, Комитет по делам кинематографии.

В союзных республиках высшими органами государственной власти стали Верховные Советы республик. В отличие от Верховного Совета СССР они функционировали как однопалатные органы, Верховный Совет союзной республики принимал Конституцию республики и вносил в нее изменения, утверждал конституции находившихся в составе союзной республики автономных республик и определял границы их территории, утверждал народнохозяйственный план и бюджет республики, пользовался правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами союзной республики.

Высшим исполнительным и распорядительным органом союзной республики по-прежнему являлся ее Совнарком. Но он мог теперь, как и СНК Союза, издавать законы, а принимал лишь подзаконные акты – постановления и распоряжения на основе и во исполнении законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений Совнаркома СССР.

Правоохранительные органы.

Значительное влияние на построение и компетенцию судебных органов оказали Конституция 1936 г. и Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г. К 1938 г. сложилась следующая система судебных органов: Верховный суд СССР, Верховные суды союзных республик; краевые и областные суды; суды автономных республик и областей; окружные суды; специальные суды СССР, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР; народные суды. Все суды, как и прежде, были выборными, при этом по отношению к народным судам был восстановлен принцип выборов непосредственно населением. Остальные суды избирались соответствующими Советами.

Во главе судебной системы стоял Верховный суд СССР. Если раньше он являлся не столько судебным органом, сколько органом надзора за соблюдением Конституции СССР, то по закону о судоустройстве 1938 г. его роль существенным образом изменилась.

Он стал высшим судебным органом СССР. Функции же конституционного надзора у него отпали.

На Верховный суд СССР возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Этот надзор он осуществлял путем рассмотрения протестов Прокурора СССР и Председателя Верховного суда СССР на приговоры, решения и определения судов, вошедшие в законную силу, а также путем рассмотрения жалоб и протестов по делам, рассмотренным военными трибуналами, линейными судами железнодорожного и водного транспорта.

Верховный суд СССР состоял из председателя, заместителей председателя, членов Верховного суда и народных заседателей. Он действовал в составе пяти судебных коллегий: по уголовным делам, по гражданским делам, военной, железнодорожной, водно-транспортной.

Конституция СССР 1936 г. закрепила стройную систему прокурорского надзора. Впервые в Основном Законе СССР четко формулировалось, что высший надзор за точным исполнением законов всеми ведомствами, отдельными должностными лицами и гражданами СССР возлагался на Прокурора СССР, который назначался Верховным Советом сроком на семь лет. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет; окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик – с утверждением Прокурором СССР – сроком также на пять лет. Прокурорские органы наделялись особыми правами в области обеспечения надзора за законностью. Они осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Вооруженные Силы. Накануне Великой Отечественной войны Советское государство провело ряд мероприятий по укреплению обороны страны. В связи с крайним обострением международной обстановки, началом второй мировой войны и дальнейшим совершенствованием военной техники пришлось окончательно отказаться от территориально-милиционной системы комплектования Красной Армии. Все Вооруженные Силы перешли на кадровую систему.

Важные изменения в организацию военной службы внес Закон «О всеобщей воинской обязанности», принятый Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. В нем предусматривалось изменение возраста призываемых на действительную военную службу. Если раньше призывной возраст был 21 год, то отныне он устанавливался в 19 лет, а для окончивших среднюю школу даже 18 лет. Увеличивались сроки действительной службы для младшего начальствующего состава сухопутных частей Красной Армии. Имелись и другие изменения, касавшиеся сроков и происхождения действительной военной службы.

3.РАЗВИТИЕ ПРАВА

Гражданское право. Важное значение имело закрепление в Конституции 1936 г. экономической основы советского общества. Впервые в истории такой основой четко и определенно называлась социалистическая собственность, которая выступала в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Государственная собственность составляла всенародное достояние. Распоряжалось и владело этой собственностью только Советское государство. Многочисленные объекты государственной собственности (земля, недра, леса, заводы, фабрики, транспорт и др.) не могли переходить в собственность отдельных лиц, групп лиц. Выработался принцип единства государственной собственности. Это означало, что собственником является государство в целом. Отдельные предприятия и учреждения такими собственниками не являются. Государство вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению, изымать его у одной организации и передавать другой и т.п.

Кооперативно-колхозная собственность являлась групповой собственностью. Она принадлежала отдельным колхозам и кооперативным организациям. Если получаемой государственным предприятием прибылью распоряжалось Советское государство, то прибыль колхозов и кооперативных организаций являлась их собственностью.

К колхозной собственности относились: живой и мертвый инвентарь колхозов, общественные предприятия, колхозные здания и постройки, сельскохозяйственная и другая продукция и т.п. Кооперативной собственностью владели и распоряжались кооперативные организации различного профиля.

Советское законодательство этого периода предусматривало две формы личной собственности: индивидуальную собственность граждан и собственность колхозных дворов. Личная собственность граждан в СССР создается путем трудовой деятельности рабочих, служащих, колхозников на предприятиях, в государственных учреждениях, колхозах, кооперативных организациях. К объектам этой собственности относились прежде всего трудовые доходы и сбережения граждан. Кроме того, в состав личной собственности граждан входили: жилой дом, предметы личного потребления и удобства.

К собственности колхозного двора относились: подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, различные постройки (сарай и др.), птица, мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Личную собственность колхозного двора составлял также скот, предназначенный для получения мясных и молочных продуктов (главным образом коровы, козы, свиньи). Количество продуктивного скота на колхозном дворе регулировалось нормами Устава сельскохозяйственной артели.

Допускалось мелкое частное хозяйство единоличников и кустарей. В этих хозяйствах сохранялась собственность на мелкие средства производства. Такая собственность не создавала серьезной опасности превращения в капиталистическую, так как она могла производиться и использоваться только личным трудом частных хозяев, без применения наемных работников, без эксплуатации чужого труда. Однако частнокапиталистическая собственность пока еще допускалась в западных районах страны, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. Там еще сохранялись капиталистические элементы (элементы в деревне, мелкие частники в городе).

В 1935 – 1941 гг. удельный вес договоров между гражданами в гражданском обороте снижается по сравнению с договорными отношениями между хозяйственными организациями. Все большее развитие получают договоры (поставки, подряда и др.), в которых субъектами правоотношений выступали предприятия и государственные учреждения. Тем не менее законодательство уделяет внимание договорам, касающимся непосредственно граждан. Значительные изменения произошли в жилищном законодательстве. ЦИК и СНК 17 октября 1937 г. приняли важное постановление «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». В нем предписывалось упразднить жилищно-арендную кооперацию и союзы жилищно-строительной кооперации. Жилищный фонд этих учреждений передавался в непосредственное управление местных Советов и государственных предприятий. В Постановлении устанавливался порядок управления государственным жилищным фондом, а также порядок пользования им.

Подробно регламентировались права съемщика жилого помещения, которые оформлялись письменным договором, заключаемым съемщиком с управляющим домом или с арендатором, причем в договор точно определялись права и обязанности сторон и последствия их нарушения. Договоры заключались на определенный срок, что не имело практического значения: по истечении срока они автоматически перезаключались.

В Постановлении от 17 октября 1937 г. устанавливалась общая норма, согласно которой выселение жильцов из занимаемых ими помещений могло быть допущено только в судебном порядке и только с возложением на органы, производящие выселение, обязанности предоставить выселяемому другое, годное для жилья помещение.

Без предоставления жилплощади съемщик мог быть выселен только в судебном порядке и только в тех случаях, если съемщик или члены его семьи систематически разрушали или портили жилое помещение и места общего пользования, если съемщик или члены его семьи своим поведением делали невозможным для других жильцов совместное проживание в той же квартире или комнате, если съемщик не внес квартирной платы в течение 3 месяцев со дня истечения срока платежа. Предусматривалось также выселение съемщика в административном порядке без предоставления жилплощади. При этом давался исчерпывающий и очень небольшой перечень оснований для такого выселения (увольнение с работы лица, занимавшего служебное помещение и др.).

Семейное право. Советское государство, понесшее громадные людские потери в мировой и гражданских войнах, послевоенных голодовках, было заинтересовано в увеличении рождаемости. Победа социализма, повышение материального благосостояния трудящихся создавали возможность для этого. 27 июня 1936 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Постановление предусматривало материальные меры поощрения рождаемости: увеличивался размер пособия по уходу за ребенком; учреждались пособия матерям, имевшим шестерых детей, при рождении каждого последующего ребенка; матерям, имевшим десятерых детей, устанавливалось единовременное пособие в размере 5 тыс.руб. при рождении последующего ребенка и начиная со второго года и на протяжении четырех лет выплачивалось ежегодное пособие в размере 2 тыс.руб. Предполагая последствия этих мер, законодательство предусматривало расширение сети родильных домов, яслей и детских садов. Имея целью повышение рождаемости, упомянутое Постановление установило, однако, норму, которая заведомо не могла дать нужного эффекта, - это запрещение абортов. Против этого выступал еще В.И.Ленин, считавший решение вопроса иметь детей или нет азбучным демократическим правом гражданина и гражданки. Ограничивая свободу личности, запрещение абортов приводило в тоже время к эффекту, прямо противоположному тому, на который рассчитывало Постановление. Женщины, по тем или иным причинам не желавшие иметь ребенка, шли на криминальные аборты, проводимые часто случайными людьми, в антисанитарных условиях, нередко калечились и даже погибали.

Заботясь о повышении рождаемости, советское государство приняло меры и к улучшению воспитания детей. В этих целях принимаются постановления о борьбе с беспризорностью и безнадзорностью. В 1936 г. в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) органам милиции было разрешено штрафовать родителей за озорство и уличное хулиганство их детей. Принимались меры к опекунам, использующим подопечных в корыстных целях. Заботе о воспитании детей служило и усиление уголовной ответственности за неплатеж алиментов.

Полагая, что участие семьи в воспитании детей необходимо, законодатель принимает меры к укреплению семьи. Чтобы как то уменьшить число легкомысленных браков и разводов, были введены некоторые усложнения в процедуру развода: требование обязательной явки обоих супругов в ЗАГС, отметка о разводе в паспорте, увеличение пошлины за оформление развода, возраставшей в зависимости от количество разводов у данного лица (за третий и следующие разводы – 3 тыс.руб.).

Уголовное право. Тенденция к расширению сферы общесоюзного уголовного законодательства, сложившаяся в предыдущие периоды, теперь полностью побеждает и закрепляется в новой Конституции, отнесшей издание Уголовного кодекса к компетенции Союза ССР. В предвоенные годы все новые уголовно-правовые нормы устанавливались исключительно общесоюзным законом. Для данного периода характерно усиление уголовной репрессии. Оно идет как за счет увеличения наказания по известным составам преступлений, так и путем установления уголовной ответственности за деяния, которые ранее не считались общественно опасными.

Продолжалась линия на усиление борьбы с государственными преступлениями, наметившаяся еще в предыдущий период. Закон, принятый в октябре 1937 г., повысил сроки лишения свободы за шпионаж, вредительство, диверсии с 10 до 25 лет. Были повышены также меры наказания за самовольную отлучку из воинской части за дезертирство. Усиливалась уголовная ответственность за неплатеж алиментов.

Расширена уголовная ответственность за производство абортов уже упоминавшимся Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г., раздвинувшим рамки понятия криминального аборта и установившим наказуемость даже самой абортистки. Установлена уголовная ответственность за мелкие кражи, совершенные на предприятиях и в учреждениях. В тоже время последовательно осуществлялся принцип пролетарского гуманизма, что нашло выражение в снятии судимости с колхозников, в амнистии в ознаменование 20-летия РККА, снятия судимости с бывших заключенных, добровольно оставшихся на строительстве канала Волга – Москва, и в других актах Советского государства.

Гигантские темпы развития народного хозяйства СССР требовали постоянного внимания Советского государства к регулированию общественных отношений, возникающих в процессе хозяйствования. Уголовные законы, направленные на пресечение различных злоупотреблений и упущений в этой области, «способствовали дальнейшим успехам социалистического строительства».

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года установил, что выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции с нарушением обязательных стандартов является преступлением. Директора, главные инженеры и начальники отделов технического контроля промышленных предприятий, виновные в совершении этих деяний, карались тюремным заключением.

Важную роль в укреплении учета и планового распределения в социалистическом хозяйстве оборудования и материалов сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г. «О запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия». Виновные в названных преступлениях подлежали тюремному заключению.

В 1940 г. вступают в действие некоторые уголовные законы, направленные на укрепление трудовой дисциплины, ибо в предвоенный год это являлось одной из важных задач Советского государства. Как уже отмечалось, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. установил уголовную ответственность рабочих и служащих, виновных в самовольном уходе из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений (тюремное заключение от 2 до 4 месяцев), а также в прогуле (до 6 месяцев исправительных работ по месту работы с удержанием из зарплаты до 25%). 19 октября 1940 г. установлена уголовная ответственность инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих за отказ выполнить распоряжение о переводе их на другое предприятие (учреждение). Такое деяние рассматривалось как самовольный уход.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. предусматривал заключение в трудовые колонии сроком до одного года учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, виновных в самовольном уходе из училища (школы), а также в систематическом и грубом нарушении школьной дисциплины, повлекшем исключение из училища (школы).

Суровые меры по укреплению трудовой дисциплины сыграли положительную роль в повышении производительности труда и воспитании кадров.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Несмотря на трудности и ошибки, неизбежные при движении по непроторенному пути, Советское государство неуклонно шло вперед. Построение основ социализма означало вступление Советского государства в новый этап его развития.

Конституция СССР 1936 г. закрепила грандиозные изменения в общественном строе, в национальных отношениях. Зафиксировав в форме Основного Закона все завоевания народа в нашей стране, Конституция СССР стала программой борьбы за социализм для трудящихся капиталистических стран.

Государство диктатуры пролетариата в процессе построения социализма в СССР само претерпело изменения. С ликвидацией эксплуататорских классов отмерла функция подавления их сопротивления. В тоже время всестороннее развитие теперь получают главные функции социалистического государства – хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная.

Советское государство развивалось в условиях развертывающейся мировой войны. Ему пришлось прилагать новые усилия для укрепления обороны, откладывая порой решение других насущных задач.

Тема № 17: СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.).

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Перестройка государственного аппарата на военный лад.

2. Право в условиях войны.

Заключение

Л и т е р а т у р а

1. История государства и права СССР. Ч.П, 1981. С.326-367.

2. История государства и права СССР. Ч.П, М., 1986. С.211-233.

3. И.А. Исаев. История государства и права России. М., 1994. С.388-391, С.403-407.

4. История Отечества. Учебное пособие. Псков. 1993. С.119-130.

5. История России Х1Х – ХХ вв. Курс лекций. Ч.П. Брянск, «Грани»,1992.

С.47-57.

6. Когон В.Ф. Сессионный порядок работы местных Советов в военное время. – Советское государство и право. 1946. № 3-4, С.14.

7. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1963, С.95.

8. Курицын В.М. Советский государственный аппарат в период Великой Отечественной войны. – Советское государство и право, 1985. № 5. С.3-11.

В В Е Д Е Н И Е

Период 1941 –1945 гг. – одна из самых трагических, но и героических страниц в истории нашей Родины. В течение долгих четырех лет советский народ вел смертельную борьбу против гитлеровского фашизма. Это была в полном смысле слова Великая Отечественная война. Речь шла о жизни и смерти нашего государства, нашего народа. Война фашистской Германии преследовала цель не только захвата жизненного пространства – новых территорий, богатых природными ресурсами и плодородной землей, но и уничтожение существующего социального устройства СССР, истребление значительной части населения. Гитлер неоднократно заявлял, что уничтожение СССР как социалистического государства является смыслом всей его жизни, целью, ради которой существует национал-социалистическое движение. Конкретизируя эту мысль фюрера, одна из директив «Экономического штаба ОСТ» указывала: «Многие миллионы людей станут излишни на этой территории, они должны будут умереть или переселиться в Сибирь...» И эти теории и планы не были пустыми словами.

Великая Отечественная война до сих пор продолжает оставаться на острие идеологических и политических баталий, вызывает яростное столкновение различных точек зрения. В части западной, а теперь и нашей историографии не прекращаются попытки переписать ее историю, хотя в какой-то мере реабилитировать агрессора, представить его вероломные действия «превентивной войной» против «советского экспансионизма». Эти попытки дополняются стремлением исказить вопрос «о главном архитекторе победы», поставить под сомнение решающий вклад СССР в разгром фашизма. Но мы знаем, что истинным победителем в этой войне стал советский народ.

Советский народ и его вооруженные Силы на своих плечах вынесли основное бремя этой войны и добились всемирно-исторической победы. Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме главной силы фашистской коалиции – гитлеровской Германии и ее союзников. Образно по этому поводу выразился тогдашний английский премьер, традиционно враждебно настроенный к Советскому Союзу, У.Черчилль: «Именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины...».

Главной причиной и источником победы был патриотизм советских людей, их любовь к Родине. Советский народ воевал за свою свободу и независимость, засвою советскую власть – власть трудящихся, которая в их сознании ассоциировалась с социализмом.

С первого дня войны советский народ поднялся на борьбу с фашистским агрессором, проявляя невиданный героизм и самоотверженность.

Но не только мужество и героизм советских людей решили исход войны. Так же большую роль в успехе сыграл советский государственный аппарат.

1. ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

НА ВОЕННЫЙ ЛАД

Роль советского государственного аппарата в организации обороны страны и достижении победы в Великой Отечественной войне была исключительна велика. Однако в историко-правовой и общеисторической литературе она освещена недостаточно, что в особенности относится к деятельности (ее формам и методам) высших звеньев государственного аппарата в годы войны (Государственного Комитета Обороны, СНК СССР, наркоматов и других центральных ведомств).

Война потребовала подчинения деятельности государственного аппарата делу разгрома немецко-фашистских захватчиков. Программа перестройки всей жизни страны на военный лад была изложена в директиве ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 29 июня 1941 года, конкретизирована в выступлении по радио 3 июля 1941 года И.В.Сталина и в решениях ЦК партии. В условиях военного времени советский государственный аппарат должен был обеспечить: развертывание во все возрастающих масштабах военного производства и поставки фронту необходимого вооружения и боевой техники. Для этого нужно было:

- изменить экономические пропорции в интересах увеличения военного производства;

- сконцентрировать все ресурсы для обеспечения нужд войны:

- передать военной промышленности большое число предприятий связи;

- увеличить пропускную способность железных дорог, чтобы обеспечить военные перевозки и эвакуацию промышленности и населения на восток из угрожаемых районов;

- нацелить деятельность научных и опытно-конструкторских учреждений на достижение военно-технического превосходства над противником и обеспечение потребностей Вооруженных Сил;

- мобилизовать материальные и трудовые ресурсы сельского хозяйства на бесперебойное снабжение Вооруженных Сил, населения городов – продовольствием, а промышленности – сырьем;

- перераспределить людские ресурсы для обеспечения мобилизации в Вооруженные Силы и потребностей военной экономики;

Наши рекомендации