Президентский и парламентский индексы
Критерий | Президентский индекс | Парламентский индекс |
1. Выборы президента | 1– президент избирается населением путем прямых или косвенных выборов; 0,5 – президент избирается на всеобщих выборах, но если на должность президента выдвинут только один кандидат, то голосование не проводится; 0 – президент не избирается населением | 1 – президент избирается парламентом или специальной избирательной коллегией; 0,5 – президент избирается на всеобщих выборах, но если на должность президента выдвинут только один кандидат, то голосование не проводится; 0 – президент избирается населением |
2. Носитель исполнительной власти | 1 – полномочия исполнительной власти принадлежат только президенту, который возглавляет правительство (администрацию); 0,5 – президент делит эти полномочия с правительством; 0 – у президента нет полномочий исполнительной власти | 1 – ответственное перед парламентом правительство является единственным органом исполнительной власти; 0,5 – исполнительная власть разделена между правительством и президентом; 0 – правительство (администрация) полностью подчинено президенту |
3. Назначение премьер-министра | 1 – президент назначает премьер-министра самостоятельно (или сам выполняет его функции); 0,5 – президент делит полномочие по назначению премьер-министра с парламентом (согласованное назначение); 0 – у президента нет возможности влиять на назначение премьер-министра (президент обязан учитывать партийный состав парламента) | 1 – прерогатива назначения премьер-министра возлагается на парламент, или президент обязан учитывать партийный состав парламента при назначении премьер-министра; 0,5 – парламент делит полномочие по назначению премьер-министра с президентом (согласованное назначение); 0 – у парламента нет возможности влиять на назначение премьер-министра |
4. Назначение других членов правительства | 1 – президент назначает министров самостоятельно; 0,5 – президент делит полномочие по назначению министров с премьер-министром и/или парламентом (согласованное назначение); 0 – у президента нет возможности влиять на состав кабинета (или президент обязан учитывать мнение парламента и премьер-министра) | 1 – прерогатива назначения министров возлагается на парламент или/и премьер-министра; 0,5 – парламент делит полномочие по назначению министров с президентом и/или премьер-министром (согласованное назначение); 0 – у парламента нет возможности влиять на распределение портфелей в кабинете |
Критерий | Президентский индекс | Парламентский индекс |
5. Формирование нового кабинета после… | 1 – президентских выборов; 0,5 – президентских и парламентских выборов; 0 – парламентских выборов | 1 – парламентских выборов; 0,5 – парламентских выборов и президентских; 0 – президентских выборов |
6. Вотум недоверия | 1 – может быть проигнорирован президентом и правительством; 0,5 – всегда ведет к отставке правительства или альтернативно – роспуску парламента; 0 – всегда ведет к отставке правительства (парламент не может быть распущен в ответ на вотум недоверия) | 1 – всегда ведет к отставке правительства (парламент не может быть распущен в ответ на вотум недоверия); 0,5 – всегда ведет к отставке правительства или альтернативно – роспуску парламента; 0 – может быть проигнорирован президентом и правительством |
7. Законодательная инициатива президента | 1 – кроме парламента (отдельных депутатов, депутатских групп) и правительства только президент обладает этим правом; 0,5 – кроме парламента и правительства, право законодательной инициативы принадлежит президенту и др. акторам (суды, избиратели и др.); 0 – у президента отсутствует право законодательной инициативы | 1 – только парламенту (отдельным депутатам, депутатским группам) и правительству принадлежит право законодательной инициативы; 0,5 – кроме парламента и правительства, право законодательной инициативы принадлежит президенту и др. акторам (суды, избиратели и др.); 0 – кроме парламента (отдельных депутатов, депутатских групп) и правительства только президент обладает этим правом; |
8. Вето президента | 1 – вето преодолевается квалифицированным большинством голосов парламента (2/3; 3/4; 3/5; 4/5); 0,5 – для его преодоления требуется абсолютное или относительное большинство голосов парламента; 0 – право вето отсутствует или преодолевается на референдуме; | 1 – право вето отсутствует или преодолевается на референдуме; 0,5 – для его преодоления требуется абсолютное или относительное большинство голосов парламента; 0 – вето преодолевается квалифицированным большинством голосов парламента (2/3; 3/4; 3/5; 4/5); |
9. Роспуск парламента | 1 – президент распускает парламент самостоятельно; 0,5 – президент распускает парламент по инициативе др. акторов (премьер-министра, парламента и др.); 0 – у президента нет полномочий по роспуску парламента | 1 – роспуск парламента президентом отсутствует; 0,5 – парламент распускается президентом по инициативе др. акторов (премьер-министра, парламента и др.); 0 – парламент распускается президентом самостоятельно; |
10. Совместимость депутатского мандата с правительственной должностью | 1 – не совместим; 0,5 – совместим для депутатов одной палаты и не совместим для депутатов другой палаты; 0 – совместим | 1 – совместим; 0,5 – совместим для депутатов одной палаты и не совместим для депутатов другой палаты; 0 – не совместим |
Путем вычитания парламентского индекса из президентского индекса можно получить Индекс формы правления (ИФП):
ИФП = ПрИ – ПарИ
Положительные значения ИФП указывают на тяготение системы к президентской форме, а отрицательные – к парламентской форме. Чем больше числовое значение индекса, тем больше система имеет президентских или парламентских элементов.