Основные типоформирующие признаки средств массовой информации
Российский ученый А.Акопов предлагает десять признаков для определения типа специального журнала /1/. Ни один из НИХ, взятый изолированно, не может претендовать на роль «достаточного» признака, то есть полностью описывающего тип периодического издания. Но совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, структуре этого издания, всех компонентах, характеризующих издание как тип.
Изменилась социально---экономическая ситуация, меняется значение типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают свое лидирующее положение. Скажем, деление газет по административно-территориальному признаку сохраняется, но он не имеет масштабного характера.
Типоформирующие признаки:
1. Внутренняя структура газет и журналов - характер информации и ее подача - один из важнейших типоформирующих признаков. Определенный тематический подбор информации формирует содержание издания. Например, подбор направленной криминальной или скандальной информации формирует таблоидное издание. Для такого типа изданий характерна также подача информации в броской манере с выделением содержания в ней фактов, эксплуатирующих интерес к криминалу, скандалам, казусам и сексу. Таблоидное издание, которое смело можно было отнести к желтой прессе, представлял ранний «Караван», первый из независимых газет публиковавший фотографии и перепечатанные материалы под рубрикой «Интим». Поводом для возникновения различного рода разбирательств была рубрика в «Караване» «Ну, ни фига себе!», в которой содержался комментарий о высказываниях видных общественных и политических деятелей, опубликованных в других газетах.
2. Издатель и учредитель. Ряд газет и журналов, учрежденные государственными организациями, получили название официальной прессы. Коммерческая организация, частное лицо выступают учредителями независимых изданий.
З. Коньюнктура информационного рынка. Этот признак тесно связан с другим - читательским запросом. Какую информационную нишу заполняет то или иное издание? Редакции проводят анализ информационного рынка, анализ общественного мнения с целью поиска своей аудитории, выделяют читательское «ядро» и, учитывая динамику массового сознания, борются за «качество» читательской аудитории. Все это позволяет точнее сформулировать цели и задачи издания, заявляющего о своей позиции по тому или иному тематическому направлению.
Решению поставленных задач помогает разработанная:
4. Внутренняя структура издания. Это определенная тематическая разбивка полос. Экономическая направленность газеты «Деловая неделя» четко «распределена» по полосам: «Банки и финансы», «Нефть» и другие. Это своего рода гарантия эффективности функционирования периодического издания, потому что тематическая модель становится характеристикой не только стабильности рубричного хозяйства, но многообразия тематики в интересах удовлетворения читательского запроса.
5. Набор жанров. В Казахстане предпринимались попытки создания газет, публикующих только информацию. Это были газеты под названием «Караван - ньюс», однако такие газеты не выдержали ряда трудностей, связанных с ежедневной подачей свежих новостей, возникли и другие чисто экономические трудности. Многие газеты обозначают себя как общественно-политические, аналитические издания, что также является обозначением типа издания.
6. Стиль и язык издания. По сложившейся традиции многие официальные издания были своеобразной трибуной для первого опубликования официальных государственных документов, отличавшиеся неким официальным языком, обилием выражений в повелительном наклонении и указательных способов действий. Это наложило своеобразный отпечаток на стиль и язык газет. В противовес официальным изданиям стали возникать независимые газеты, которые пестрели самыми модными выражениями, вплоть до молодежного сленга. Например, стиль и язык «желтого» издания, безусловно, легко узнаваем по заголовкам и рубрикам типа «Ну, ни фига себе!», «Убийца родной матери расчленил труп и спрятал его в тумбочку», «Нож маньяка-убийцы по рукоять вошел в тело жертвы» и т.п.
7.0пределенный авторский состав. В советские времена очень популярным было теплое и уважительное отношение к «Комсомольской правде» в значительной степени еще и потому, что в этой газете публиковал свои зарисовки о природе замечательный публицист Василий Песков. Издание формировало свой тип серьезной и доброй по отношению к природе газеты, благодаря подбору авторов и регулярной публикации рубрики «Окно в природу». Это всего лишь один из примеров того, как газета благодаря авторскому составу создает свой оригинальный тип. В Казахстане государственная телерадиокорпорация «Хабар» - один и полномочных представителей средств массовой информации, по которому регулярно выступает Президент Республики. Можно сказать, Президент страны - один из авторов ТРК «Хабар», определяющий статус и тип этого телеканала.
8. Специфическое оформление. Современный дизайн изданий - отдельная и очень интересная часть исследований типологии СМИ Казахстана, к сожалению, до сих пор не привлекшая большого внимания ученых республики. Переход многих популярных независимых изданий на формат А-3, очевидно, продиктован условиями компьютерной верстки газет. Однако каждая газета находит свое «лицо» в оформлении, в подаче первой полосы, «клишировании» заголовков и т.д.
9. Периодичность, объем и тираж. По этим признакам все издания легко узнаваемы. Это ежедневные газеты, еженедельники, журналы, выходящие один, два раза в месяц и т.д. Есть восьмиполосники, шестнадцати и Т.д.
10. Аудитория и целевые установки вновь созданного издания. Пример подобного рода демонстрируют сегодня некоторые издания, которые для «всех, всех, всех». Феномен популярности первого «Каравана» во многом объясняется тем, что газета сразу заявила о себе тем, что она «Газета для всех». «Караван» публикует информацию для всех, считая, что опубликованные в ней материалы могут заинтересовать пенсионеров и молодых людей, сенаторов и мажилисменов, домохозяек и торговцев сигаретами. Вот почему она дает информацию обо всем: от политики до культуры, от криминала до интимной информации, что, в определенной степени, связано с особенностями переходного этапа и несформировавшейся определенной аудиторией газеты. Однако, все чаще возникают издания для расчетной аудитории. Это газета «АиФ. Я-молодой», журналы «Зеркало», «За рулем» и другие.