Городская жизнь и быт
Численность населения Англии к концу XVI – началу XVII в. превысила 4 миллиона человек. 1/5 этого населения уже жила в городах.
Естественно, крупнейшим городом стал Лондон. Причем по своей величине он считался «чудом не только в Англии, но и в Европе»[54]. Город быстро рос, строилось все больше различных зданий, они все теснее и теснее прижимались друг к другу. Улиц становились уже и грязнее в связи с отсутствием канализации. В неблагополучных районах развивались болезни, превращавшиеся в эпидемии вроде чумы, и распространялись по всему городу. Лечились в XVI-XVII вв. в основном «народными» средствами – самодельными мазями, травами, настойками, лечебная сила которых в наше время бы подверглась сильному сомнению. В «Варфоломеевской ярмарке» Нокем хвалится, что может вылечить ожог Урсулы яичным белком, медом и свиным салом[55]. Порой, на лжелекарствах и доверии граждан наживались разные мошенники. Вольпоне, прикидываясь шарлатаном Скотто Мантуано, рекламирует бесполезные лекарственные средства[56]. Тем же занимается и алхимик Сатл, однако последний и сам верит в чудодейственные средства сомнительных настоек и возможность создания исцеляющего философского камня.
Одной из главных столичных проблем, стало ее снабжение продуктами питания. Они требовались в большом количестве для населения и лучшего качества для столов богачей. Кент стал специальным лондонским фруктовым садом, из Восточной Англии через города в столицу шел ячмень на пиво. Пшеница и рожь выращивались в юго-восточных графствах[57].
Еда продавалась на рынках, в лавках торговых рядов, на ярмарках.
Однако на ярмарках можно было не только купить еду, там можно было купить вообще все, что угодно: музыкальные инструменты, изделия из дерева, табак, пиво, лошадей и многое другое. Но зачастую предметы могли оказываться плохого качества, все зависело от продавца и его стремления сделать свой товар лучше, чем у конкурентов.
Ярмарка была не только местом покупателей и продавцов. В пьесе Джонсона мы можем увидеть, что это место всякого сброда: пьяниц, воров-карманников, мошенников, проституток. Они несли с собой разврат, мошенничество и сводничество[58]. Эта «теневая сторона бизнеса» вполне могла быть в тесной связи с «бизнесом легальным». Например, разносчики и даже владельцы некоторых лавок состояли в «трудовой связке» с ворами.
Конечно, такие меры принимали люди с поразительно низким достатком и просто нищие. Читая «Алхимика», можно увидеть, что представляли собой городские низы.
«Вокруг лотков пирожников шатаясь,
Питался ты, бродяга, только паром
И запахом горячих пирогов –
Точь-в-точь бог голода! Повесив нос,
Ты шлялся жалкий, мучась несвареньем,
Весь грязный, словно дрыхнул на навозе…
…Сколов тупой булавкою лохмотья,
Отрытые тобой в помойке где-то,
Ты шлепал изъявленными ногами,
Обутыми в чудовищную рвань…»[59]
В то время как бедняки носили на себе «рвань», мужские и женские костюмы богатых были роскошны и причудливы. Они также носили драгоценности, золотые цепи и прочие безделушки. Дворяне могли позволить себе шпагу как элемент гражданской одежды. Это была, своего рода, привилегия[60].
Как уже было сказано ранее, во всех частях Англии деревня выращивала различные злаки, и хлеб часто был смесью из различных видов зерна. Земледельцы ели черный хлеб, а горожане и дворяне – белый. Вообще хлеб наравне с мясом – главная пища англичан того времени. Было популярно мясо оленье, баранина и говядина. Также ели кур, гусей, зайцев и кроликов[61].
Изобилующий ячмень почти весь чел на изготовление пива, чтобы удовлетворить ежедневную потребность лондонцев в питье. На западе росли яблоневые сады, из яблок которых делался сидр[62]. В «Варфоломеевской ярмарке» упоминается и другой алкогольный напиток – эль[63]. Собственно, это просто разновидность пива, которое производится быстрым верховым брожением при высокой температуре.
Там где присутствует хмель, всегда найдутся развлечения. В «Алхимике» упоминаются игры в кости, в карты, петушиные бои, скачки[64]. В «Варфоломеевской ярмарке» описывается кукольный театр, где ненастоящие актеры могут сыграть, что угодно, лишь бы был талантливый кукловод[65]. Но вполне понятно, что кукольный театр – лишь ответвление от настоящего театра, чье искусство переживает в Англии этого периода свой расцвет, благодаря Шекспиру, Джонсону и другим драматургам.
Несмотря на то, что описанная выше картина далеко не полная, тем не менее, она дает представление о том, как жили англичане в конце XVI – начале XVII в. Причем это была вполне насыщенная событиями жизнь Нового времени, разительно отличающаяся от средневековой.
Заключение
Бен Джонсон входил в плеяду талантливейших английских драматургов Нового времени. В своих произведениях он чрезвычайно полно и подробно воспроизвел быт и нравы, развлечения, труд современников[66]. В основном это было описание жизни зарождавшегося класса буржуазии, а потому в его пьесах непременно делался акцент на тему денег и погони за наживой[67]. В «Вольпоне» разоблачаются искажение чувств, торжество духа наживы и паразитизма; в «Алхимике» осмеивается обогащение и легковерие; в «Варфоломеевской ярмарке» присутствует зарисовка нравов эпохи, описания жизни лондонских низов.
Анализируя произведения Бена Джонсона можно сделать следующие выводы об английском обществе XVI – XVII вв.:
1. С приходом Нового времени и сменой феодализма капиталистическими отношениями произошли изменения в менталитете англичан. Старые социальные классы теряли силу, уступая место новым. Несмотря на усиливавшееся социальное неравенство, в целом люди получали больше доходов, менялся их стиль жизни. Некоторые англичане теперь могли позволить себе путешествия и покинуть на долгое время свой родной остров.
2. Другие покидали Англию навсегда и массово по религиозным соображениям. Пуритане не пользовались особой популярностью ни у власти, ни у простых жителей. Вообще, результаты Реформации в Англии сильно видоизменили религиозную жизнь страны, однако она оставалась малопривлекательна и не гармонична.
3. Быт и жизнь англичан уже к концу XVI в. отличалась разнообразием. Оковы религии по сравнению со средневековьем ослабли, и теперь люди могли себе намного больше позволить в этой жизни. Они получили возможность получать больше денег, обогащаться. Однако у этой медали есть и обратная сторона: нравственные устои общества ощутимо пошатнулись, впустив в жизнь людей мошенничество и разврат.
Произведения Бена Джонсона не только интересны как исторический источник, но также и как литературные произведения. Они до сих пор во многом не утрачивают своей актуальности. Тем более ценно творчество драматурга в различных аспектах науки и искусства.