Об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном право- нарушении являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на нали- чие события административного правонарушения;

710 Раздел VI. Административно-процессуальное право

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправ- ления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, со- общения в средствах массовой информации, содержащие дан- ные, указывающие на наличие события административного пра- вонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административ- ных правонарушениях, которые определены ст. 28.1 КоАП РФ, являются также сообщения и заявления собственника имуще- ства унитарного предприятия, органов управления юридическо- го лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотре- нию должностными лицами, уполномоченными составлять про- токолы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в воз- буждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении

дела об административном правонарушении;

вынесения определения о возбуждении дела об администра-

тивном правонарушении при необходимости проведения адми- нистративного расследования;

оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения состав- ляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ случаев назначения административного наказания без составления протокола.

Административное расследование проводится по месту со- вершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об адми- нистративном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в произ- водстве которого находится дело, может быть продлен вышесто- ящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышесто- ящего таможенного органа на срок до шести месяцев). По окон- чании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится поста- новление о прекращении дела об административном правона- рушении.

Протокол (или постановление прокурора) об административ- ном правонарушении направляется судье, в орган, должностно- му лицу, уполномоченным рассматривать дело об администра- тивном правонарушении, в течение суток с момента составле- ния протокола (или вынесения постановления). Протокол (постановление прокурора) об административном правонаруше- нии, совершение которого влечет административный арест, пе- редается на рассмотрение судье немедленно после его составле- ния (вынесения).

Стадии производства

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключаю- щих производство по делу об административном правонаруше- нии, орган, должностное лицо, в производстве которых нахо- дится дело, выносят постановление о прекращении производ- ства по делу об административном правонарушении.

Наши рекомендации