Тема 7. Жанры речи и речевые события

Жанр речи – это относительно устойчивый тип речевого высказывания, владение которым обязательно для всех коммуникантов. Автором термина «речевой жанр» является выдающийся русский философ, культуролог, филолог и искусствовед Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975). Он утверждал, что вся наша речь протекает в жанровых формах. И реплики бытового диалога, и служебный документ, и художественный текст – все это речевые жанры.

Основанием для выделения того или иного жанра является цель речи. Поэтому жанры речи тесно связаны с функциями речи по отношению к компонентам речевой ситуации. Так, существуют группы жанров, объединенные общей целью. Например, приказ (устный или письменный), рекламный текст, проповедь, совет объединены тем, что ведущей функцией здесь выступает апеллятивная. Рапорт, летопись, репортаж, повесть объединяет ведущая репрезентативная функция.

Жанры делятся на первичные (простые) и вторичные (сложные). Вторичные речевые жанры возникают на базе первичных и в условиях более сложного культурного письменного общения. Вторичные (сложные) речевые жанры – это романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т.п.

Говоря о ведущей функции жанра необходимо помнить, что речи свойственна полифункциональность, т.е. в жанре реализуется не одна, а несколько функций, но часть из них может выходить на первый план. Например, в жанре рекламы реализуется не только функция воздействия, но и репрезентативная (реклама рассказывает о тех или иных товарах), контактоустанавливающая (она адресована определенному кругу лиц), поэтическая (хорошая реклама должна иметь запоминающуюся художественную форму) функции.

Особенностью жанров является то, то они всегда легко узнаваемы любым носителем языка. Вряд ли кто-то спутает лесть с угрозой, совет с приказом и т.п. Это позволяет носителям языка легко ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Жанры письменного общения более строго регламентированы, чем жанры устного общения. Особенно строгие требования предъявляются к жанрам делового письменного общения, т.е. к документам. Многие документы составляются по образцам, а часть из них вообще представляет собой готовую форму, которую необходимо заполнить нужными данными.

Речевые события – это относительно самостоятельные участки речевого общения, имеющие хотя и не абсолютно строгую, но достаточно определенную организацию и обслуживаемые характерными для них устойчивыми комплексами речевых жанров. Например, свадьба, суд, симпозиум, экзамен – все это речевые события, для которых характерны определенные речевые жанры. Для свадьбы – жанр тоста, поздравления, для экзамена – жанр ответа и т.д.

Не все события являются речевыми. Речевое событие отличается от неречевого тем, что не может проходить в полном молчании, без использования речи. Вряд ли возможны такие высказывания, как Свадьба прошла в полном молчании или На экзамене никто не произнес ни слова.

Для каждой из сфер общения характерны свои речевые события и речевые жанры. Например, для научной сферы общения характерны такие речевые события, как симпозиум, конференция, защита диссертации, и такие жанры, как выступление с докладом, вопрос. Владение основными жанрами современной русской речи, особенно письменными – один из признаков культурного человека.

Литература:

  1. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 216 с.

2. Бахтин М.М. Постановка проблемы и определение речевых жанров // Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С. 159-206.

Планы практических и семинарских занятий

Занятие 1. Модели общения

I. На занятии рассматриваются следующие вопросы:

1. Кодовая модель коммуникации (модель Шеннона – Уивера).

2. Основные элементы кодовой модели коммуникации.

3. Активная роль отправителя и пассивная роль получателя сообщений в кодовой модели.

4. Соответствующее кодовой модели понимание удачности и неудачности общения. Источники коммуникативных неудач.

5. Необходимость развития кодовой модели общения путем включения в нее когнитивного, функционально-коммуникативного, социального, психологического, дискурсивного компонентов.

6. Прием сообщения и понимание речевых действий партнера.

7. Учет интенций общающихся, мотивации речи.

8. Положение об активной роли получателей в процессе общения.

II. Анализируются примеры коммуникативных ситуаций, коммуникативных неудач, отраженные в художественной литературе (пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор»). На занятие необходимо принести текст пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

III.Домашнее задание:

Самостоятельная работа № 1: проанализировать диалоги инженера и мужиков в рассказе А.П. Чехова «Новая дача». Ответить на вопрос, в чем причина коммуникативных неудач в этих диалогах. Задание выполняется письменно на отдельном листе (в рукописной или печатной форме – по желанию).

Наши рекомендации