Занятия семинарского типа для студентов заочной формы обучения

Занятие с ИАМ по теме 1: «Русская Правда как памятник права»

Цель и задачи: изучение древнейшего памятника русского права - Русской Правды

Вопросы к обсуждению:

1. История появления и изучения Русской Правды:

А)обстоятельства появления Правды Ярослава, характеристика статей, написанных Ярославом Мудрым;

Б) история появления Правды Ярославичей, сравнительная характеристика новой части древнерусского законодательства;

В)Владимир Мономах как законодатель, характеристика Устава Владимира Мономаха;

Г) сравнительная характеристика Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды.

2. Социальное и правовое положение основных групп населения Киевской Руси по Русской Правде (бояре, смерды, закупы, наймиты, рядовичи, холопы).

3. Гражданские правоотношения по Русской правде:

А)право собственности;

Б)обязательственное право;

В)семейное и наследственное право.

4. Уголовное право по Русской Правде:

А)понятие преступления, субъект и объект преступления, обстоятельства совершения преступления;

Б)составы преступлений, упомянутых в Русской Правде;

В)уголовные наказания в Русской Правде.

5. Практика исполнения судебных решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности судебного процесса по Русской Правде».

Номер задания: 1-3,17,31,41-47,108-127.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 4:

«Судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права»

Цель и задачи: изучить судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права

Вопросы к обсуждению:

- История появления Судебника 1497 г. Споры об авторстве Судебника 1497 г.

- Правовое положение основных групп населения Московской Руси по Судебнику 1497 г.

- Развитие институтов гражданского права в Судебнике 1497 г. (право собственности, обязательственное право, право наследования).

- Новые черты уголовного права по Судебнику 1497 г.:

А) изменения в понятии преступления, появление новых составов преступления

Б) цели и новая система наказаний.

- Новая организация системы судопроизводства, изменения в процессе, соотношение состязательного и инквизиционного процесса.

- История появления Судебника 1550 г.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Общие черты и различия в Судебниках 1497 и 1550 г.».

Номер задания: 8,21-23,55-58,178-183.

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие с ИАМ по теме 5: «Соборное Уложение 1649 г.

как самый полный памятник русского феодального права»

Цель и задачи: изучить содержание Соборного Уложения 1649 года.

Вопросы к обсуждению:

1.Политические события конца 40-х гг.XVII в. Предыстория появления Соборного Уложения 1649 г.

2.История написания Соборного Уложения. Внешняя характеристика данного памятника права (объем, структура, принцип построения, особенности законодательной техники).

3.Изменения в правовом положении основных групп населения, введенные Соборным Уложением:

А) положение бояр и дворян по Соборному Уложению

Б) окончательное закрепощение крестьянства

В) ухудшение положения посадского населения.

4.Новые черты гражданского права в Соборном Уложении:

А) изменения в праве собственности

Б) развитие обязательственного права

В) изменения в праве наследования феодалов и простолюдинов.

5.Уголовное право по Соборному Уложению:

А) зарождение институтов общей и особенной части уголовного права

Б) новый подход к понятию преступления, новые составы преступлений в Соборном Уложении

В) новые уголовные наказания, введенные Соборным Уложением. Новые цели наказаний

6.Судебная система и процесс по Соборному Уложению:

А) судебные инстанции, роль царя в судопроизводстве

Б) однотипность гражданского процесса и уголовного, господство инквизиционного процесса

В) господство формальной системы доказательств, классовый характер судопроизводства

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Порядок исполнения судебных решений, судебные пошлины по Соборному Уложению».

Номер задания: 9,10,24-26,36,38,66-68

Источники:

Обязательные: 1-4.

Дополнительные: 5-8

Занятие по теме 7:

«Уголовное и процессуальное законодательство Петра I»

Цель и задачи: изучить уголовное и процессуальное законодательство Петра I

Вопросы к обсуждению:

1. Новые источники права петровской эпохи. Краткое изображение процессов или судебных тяжб (март 1715 г.), Артикул воинский (26 апреля 1715 г.). Их структура и сфера применения.

2. Особенности военно-уголовного законодательства Петра I:

А) институты общей части уголовного права в Артикуле воинском (вина и умысел, случайность, неосторожность, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.)

Б) составы преступлений и наказания в Артикуле воинском

В) особое внимание законодателя к воинским преступлениям.

3. Изменения в процессуальном праве, внесенные Петром I:

А) попытка полностью заменить состязательный процесс инквизиционным

Б) регламентация стадий процесса

В) дальнейшее развитие формальной системы доказательств.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «История появления Краткого изображения процессов или судебных тяжб (март 1715 г.) и Артикула воинского (26 апреля 1715 г.)».

Номер задания: 29,40,83-90,207,230,233.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 10: «Изменения в Российском законодательстве в годы первой русской революции (1905-1907 гг.)»

Цель и задачи: изучить изменения в Российском законодательстве в 1905-1907 гг.

Вопросы к обсуждению:

1.Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка.

2.Законы о выборах в Государственную Думу:

А) Положение о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г.

Б) Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений 11 декабря 1905 г.

В) Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу 3 июня 1907 г.

3. Свод основных государственных законов 23 апреля 1906 г.:

А) о прерогативах монархической власти

Б) о порядке формирования высших органов власти и управления в России

В) о правах и обязанностях российских подданных.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Предпосылки, ход и итоги первой русской революции».

Номер задания: 269-290.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие с ИАМ по теме 12: «Кодификация советского права и судебная реформа первой половины 20-х годов»

Цель и задачи: изучить особенности кодификации советского права и судебной реформы первой половины 20-х годов

Вопросы к обсуждению:

1.Развитие социалистической законности в условиях НЭП.

2.Гражданский кодекс РСФСР: разработка, принятие, основные черты права.

3.Земельный и трудовой кодекс РСФСР 1922 г.: правовое регулирование частнохозяйственных отношений.

4.Уголовный кодекс 1922 г.: основные черты права.

5.Судебная реформа 1922г.: принципы судоустройства, создание прокуратуры, адвокатуры.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Репрессивные органы в системе судопроизводства».

Номер задания: 401-411.

Источники:

обязательные: 1-4;

дополнительные: 5-8

Занятие по теме 14

«Становление и развитие государства и права Российской Федерации»

Цели и задачи: исследовать особенности становления и развития государственно-

правовой системы РФ .

Вопросы к обсуждению:

1.Декларация о государственном суверенитете России и ее юридический смысл.

2.Съезд Советов Российской Федерации и его судьба. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 г.

3.Конституция РФ 1993 г. о государственном устройстве Российской Федерации. Основные принципы государственного строительства.

4.Полномочия, структура и характер функционирования высших органов власти и управления РФ по Конституции 1993 г.

5.Основные направления развития права в современный период. Возрождение идей естественного права и их отражение в законодательстве и в Конституции Российской Федерации.

6.Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему : «Правовые взгляды юристов. Правовое оформление различных форм собственности».

«Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»

Номера задания: 454-457,488-502.

Источники:

Обязательные:1-4

Дополнительные:5-8

Наши рекомендации