Занятия семинарского типа для студентов заочной формы обучения
Занятие с ИАМ по теме 1: «Русская Правда как памятник права»
Цель и задачи: изучение древнейшего памятника русского права - Русской Правды
Вопросы к обсуждению:
1. История появления и изучения Русской Правды:
А)обстоятельства появления Правды Ярослава, характеристика статей, написанных Ярославом Мудрым;
Б) история появления Правды Ярославичей, сравнительная характеристика новой части древнерусского законодательства;
В)Владимир Мономах как законодатель, характеристика Устава Владимира Мономаха;
Г) сравнительная характеристика Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды.
2. Социальное и правовое положение основных групп населения Киевской Руси по Русской Правде (бояре, смерды, закупы, наймиты, рядовичи, холопы).
3. Гражданские правоотношения по Русской правде:
А)право собственности;
Б)обязательственное право;
В)семейное и наследственное право.
4. Уголовное право по Русской Правде:
А)понятие преступления, субъект и объект преступления, обстоятельства совершения преступления;
Б)составы преступлений, упомянутых в Русской Правде;
В)уголовные наказания в Русской Правде.
5. Практика исполнения судебных решений.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Особенности судебного процесса по Русской Правде».
Номер задания: 1-3,17,31,41-47,108-127.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 4:
«Судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права»
Цель и задачи: изучить судебники 1497 и 1550 гг. как памятники феодального русского права
Вопросы к обсуждению:
- История появления Судебника 1497 г. Споры об авторстве Судебника 1497 г.
- Правовое положение основных групп населения Московской Руси по Судебнику 1497 г.
- Развитие институтов гражданского права в Судебнике 1497 г. (право собственности, обязательственное право, право наследования).
- Новые черты уголовного права по Судебнику 1497 г.:
А) изменения в понятии преступления, появление новых составов преступления
Б) цели и новая система наказаний.
- Новая организация системы судопроизводства, изменения в процессе, соотношение состязательного и инквизиционного процесса.
- История появления Судебника 1550 г.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Общие черты и различия в Судебниках 1497 и 1550 г.».
Номер задания: 8,21-23,55-58,178-183.
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие с ИАМ по теме 5: «Соборное Уложение 1649 г.
как самый полный памятник русского феодального права»
Цель и задачи: изучить содержание Соборного Уложения 1649 года.
Вопросы к обсуждению:
1.Политические события конца 40-х гг.XVII в. Предыстория появления Соборного Уложения 1649 г.
2.История написания Соборного Уложения. Внешняя характеристика данного памятника права (объем, структура, принцип построения, особенности законодательной техники).
3.Изменения в правовом положении основных групп населения, введенные Соборным Уложением:
А) положение бояр и дворян по Соборному Уложению
Б) окончательное закрепощение крестьянства
В) ухудшение положения посадского населения.
4.Новые черты гражданского права в Соборном Уложении:
А) изменения в праве собственности
Б) развитие обязательственного права
В) изменения в праве наследования феодалов и простолюдинов.
5.Уголовное право по Соборному Уложению:
А) зарождение институтов общей и особенной части уголовного права
Б) новый подход к понятию преступления, новые составы преступлений в Соборном Уложении
В) новые уголовные наказания, введенные Соборным Уложением. Новые цели наказаний
6.Судебная система и процесс по Соборному Уложению:
А) судебные инстанции, роль царя в судопроизводстве
Б) однотипность гражданского процесса и уголовного, господство инквизиционного процесса
В) господство формальной системы доказательств, классовый характер судопроизводства
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Порядок исполнения судебных решений, судебные пошлины по Соборному Уложению».
Номер задания: 9,10,24-26,36,38,66-68
Источники:
Обязательные: 1-4.
Дополнительные: 5-8
Занятие по теме 7:
«Уголовное и процессуальное законодательство Петра I»
Цель и задачи: изучить уголовное и процессуальное законодательство Петра I
Вопросы к обсуждению:
1. Новые источники права петровской эпохи. Краткое изображение процессов или судебных тяжб (март 1715 г.), Артикул воинский (26 апреля 1715 г.). Их структура и сфера применения.
2. Особенности военно-уголовного законодательства Петра I:
А) институты общей части уголовного права в Артикуле воинском (вина и умысел, случайность, неосторожность, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.)
Б) составы преступлений и наказания в Артикуле воинском
В) особое внимание законодателя к воинским преступлениям.
3. Изменения в процессуальном праве, внесенные Петром I:
А) попытка полностью заменить состязательный процесс инквизиционным
Б) регламентация стадий процесса
В) дальнейшее развитие формальной системы доказательств.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «История появления Краткого изображения процессов или судебных тяжб (март 1715 г.) и Артикула воинского (26 апреля 1715 г.)».
Номер задания: 29,40,83-90,207,230,233.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 10: «Изменения в Российском законодательстве в годы первой русской революции (1905-1907 гг.)»
Цель и задачи: изучить изменения в Российском законодательстве в 1905-1907 гг.
Вопросы к обсуждению:
1.Манифест 17 октября 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка.
2.Законы о выборах в Государственную Думу:
А) Положение о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г.
Б) Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений 11 декабря 1905 г.
В) Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу 3 июня 1907 г.
3. Свод основных государственных законов 23 апреля 1906 г.:
А) о прерогативах монархической власти
Б) о порядке формирования высших органов власти и управления в России
В) о правах и обязанностях российских подданных.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Предпосылки, ход и итоги первой русской революции».
Номер задания: 269-290.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие с ИАМ по теме 12: «Кодификация советского права и судебная реформа первой половины 20-х годов»
Цель и задачи: изучить особенности кодификации советского права и судебной реформы первой половины 20-х годов
Вопросы к обсуждению:
1.Развитие социалистической законности в условиях НЭП.
2.Гражданский кодекс РСФСР: разработка, принятие, основные черты права.
3.Земельный и трудовой кодекс РСФСР 1922 г.: правовое регулирование частнохозяйственных отношений.
4.Уголовный кодекс 1922 г.: основные черты права.
5.Судебная реформа 1922г.: принципы судоустройства, создание прокуратуры, адвокатуры.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Репрессивные органы в системе судопроизводства».
Номер задания: 401-411.
Источники:
обязательные: 1-4;
дополнительные: 5-8
Занятие по теме 14
«Становление и развитие государства и права Российской Федерации»
Цели и задачи: исследовать особенности становления и развития государственно-
правовой системы РФ .
Вопросы к обсуждению:
1.Декларация о государственном суверенитете России и ее юридический смысл.
2.Съезд Советов Российской Федерации и его судьба. Указ Президента России № 1400 от 21 сентября 1993 г.
3.Конституция РФ 1993 г. о государственном устройстве Российской Федерации. Основные принципы государственного строительства.
4.Полномочия, структура и характер функционирования высших органов власти и управления РФ по Конституции 1993 г.
5.Основные направления развития права в современный период. Возрождение идей естественного права и их отражение в законодательстве и в Конституции Российской Федерации.
6.Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему : «Правовые взгляды юристов. Правовое оформление различных форм собственности».
«Реформа судебной системы в РФ – от прошлого к будущему»
Номера задания: 454-457,488-502.
Источники:
Обязательные:1-4
Дополнительные:5-8