Виды связи между предложениями в тексте
Тема. Работа с текстом. Типы текста
Смысловой и композиционный анализ текста
Текст (отлат. textus— ткань, связь, соединение) — это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.
Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:
Несколько дней лилне переставая холодный дождь.В саду шумел мокрыйветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы,в неуютную темень и стужу.
Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая водахлестала в окна.
Дороги размыло.По реке несло желтоватую пену,похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал — ни дед Митрий, ни лесничий.
В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).
Смысловые отношения между предложениями текста
Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительнымии др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:
Чаще всего подарки посылались им [Чеховым] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Максиму Горькому — карманные часы — первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).
Средства связи между предложениями текста
Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:
1. Лексические:повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).
2. Морфологические:замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.
3. Синтаксические:наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.
4. Стилистические:использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.
5. Интонационные:длина фразы, темп речи, интонация и т.п.
6. Графические:знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.
Виды связи между предложениями в тексте
Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи:
· параллельная;
· цепная.
Параллельная связь | Цепная связь |
1. Одинаковый порядок слов. 2. Одинаковые грамматические формы слов. 3. Анафоры. 4. Риторические вопросы. 5. Вводные слова и наречия места, времени. | 1. Повтор ключевого слова. 2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом. 3. Повтор того или иного члена предложения. 4. Семантические и ассоциативные связи. |
При параллельной связипредложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Например:
Буря бушеваланад Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлесталв окна. Нева вспухалана глазах и переливаласьчерез гранит. Люди пробегаливдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопалчерными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал,торазгорался,когда ветер вздувалнад городом полог облаков.
В приведенном примере первое предложение содержит тему(буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Цепная связь— это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например:
Я увидел узкую улицу,уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз,растянутых на жердях. Большие зрелые кисти виноградависели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонарикомна шее. Фонарикбыл электрический и светил очень сильно.
Типы текста (типы речи)
В зависимости от содержаниятрадиционно выделяются следующие основные смысловые (функциональные) типы текстов:
• описание;
• повествование;
• рассуждение.
Описание— это смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления.
По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.
Повествование— это смысловой тип речи, в котором рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.
Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных действиях, выраженных глаголами. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.
С точки зрения композиции в повествовании выделяют:
1) экспозицию— обстановку, предшествующую действию;
2) завязку— начало развития действия;
3) развитие действия;
4) развязку— окончание действия.
Рассуждение— это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.
В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:
1) тезис— мысль, нуждающаяся в доказательстве;
2) аргументы— факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;
3) вывод— общий итог, заключение по поводу тезиса.
Рассуждение бывает трех типов: доказательство, объяснение, размышление.
В рассуждении «говорится обычно о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем)» (см. таблицу).
В пределах конкретного текста могут сочетаться различные функциональные типы. Так, в художественных текстах повествование обычно сопровождается описанием, а в публицистических — рассуждением. Например:
В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным» — повествование (предл. 1, 3) сочетается с описанием (предл. 2).
Описание | Повествование | Рассуждение |
Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет. Преобладают простые предложения | Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия места и времени. Используются все типы предложений | Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения |